Урок по литературе в 10 классе Образ Наташи Ростовой


План урока литературы в 10 классе.
Предмет: литература Тема:
Анализ образа литературного героя. Класс: 10 Дата: апрель
Цели урока:
развивать исследовательское и аналитическое мышление учащихся,
работа с понятием литературный образ;
развивать умение анализировать образы художественного произведения.
Развивающий аспект:
Провести синтез, анализ и углубление знаний об образе героини романа.
Проследить путь к счастью Наташи Ростовой - за динамикой её нравственных чувств
Навыки:
Коммуникация
Критическое мышление Воспитательный аспект:
воспитывать стремление искать ответы на непреходящие вопросы о добре и зле, искренности и лицемерии, о смысле человеческой жизни;
развивать чувство прекрасного на примере героев романа
воспитывать средствами художественного произведения духовно-развитую личность, готовую к самопожертвованию и самоусовершенствованию
№ Время Деятельность Инструкции учителя
Начало урока
1 2 мин. Доброе утро! Прошу обратить внимание на мэнэдж мэт. Участники 2 и 3 поднимите, пожалуйста, руки – помашите участникам под номерами 1 и 2. Пожмите руки партнеры по лицу, дайте пять партнеры по плечу. Соедините кулачки всей командой – покажите готовность работать. Учащиеся приветствуют друг друга
2 8 мин. Сегодня мы с вами будем анализировать образ литературного героя. Однако, перед тем как приступить к анализу образа литературного персонажа давайте вспомним определение данного понятия.
На ваших столах лежит альтернативная модель Фрейер, которую вам сейчас необходимо будет заполнить. У вас будет 3 минуты для того, чтобы написать определение, характеристики, привести примеры и противоположные примеры.
Время закончилось. Пожалуйста, встаньте все участники под номером два. Сейчас вы по очереди должны зачитать по одной характеристике до тех пор, пока список не будет полным.
Встаньте участники под номером три. Зачитайте, пожалуйста, ваши примеры.
Встаньте участники под номером четыре. Зачитайте, пожалуйста, ваши противоположные примеры.
И участники под номером один встаньте, пожалуйста. Какие у вас получились определения?
Литературная энциклопедия дает нам следующее понятие образа героя литературного произведения - это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя. Альтернативная модель ФрейерОсновная часть урока
3 30 минут (на слайд) Российский психиатр и психоаналитик, пионер и пропагандист психоанализа в России Осипов Николай Евграфович (1877—1934) называл произведения Льва Толстого «психоанализом в художественной форме».
Так ли это мы попробуем сейчас это доказать или опровергнуть. И для этого мы с вами проанализируем образ любимейшей героини Л.Толстого Наташи Ростовой.
Перед вами план анализа образа литературного героя.
(на слайд)
Взаимоотношения героя с другими персонажами и событиями произведения. Место героя в системе образов. Родственные и дружеские связи.
Жизненный путь героя. Происхождение героя. Его социальная принадлежность, воспитание, образование, формирование мировоззрения.
Авторские приемы создания образа: смысл имени и фамилии героя, смысловая роль его первого появления в произведении, портрет, пейзажи, связанные с героем, его душевным состоянием
Литературная критика об образе героя.
У вас на столах лежат пакеты с заданиями. Откройте их, пожалуйста.
Стол под номером один: сегодня ваша роль – литературные критики, ваша аудитория – учащиеся 10 класса, конечный материал должен быть представлен в форме – схемы, тема вашей работы - взаимоотношения героя с другими персонажами и событиями произведения.
Стол под номером два: ваша роль – психологи, аудитория – учащиеся 10 класса, форма – скелет, тема - жизненный путь героя.
Стол под номером три: ваша роль – художники, аудитория – учащиеся 10 класса, форма – кластер, тема - авторские приемы создания образа.
У вас 15 минут, чтобы поработать с материалами, которые вам предложены и выстроить защиту вашего проекта.
Время вышло. Сейчас вам предстоит выбрать того участника команды, который будет защищать ваш проект. Все остальные должны взять листы бумаги, встать и по часовой стрелке перейти к следующему столу. Все, что вам будет презентовать представитель другой команды, вам необходимо будет законспектировать. У вас будет 5 минут.
Сейчас, когда вы вернулись за свои столы, вам предстоит составить цельное выступление по нашему вопросу, который прозвучал в начале урока. Прав ли был Николай Евграфович Осипов, называя произведения Льва Толстого «психоанализом в художественной форме».
А сейчас хотелось бы заслушать одного из вас. РАФТ
Конец урока
5 мин. Домашнее задание: проанализировать литературную критику об образе героя – сделать доклад.