«Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Конспект урока литературы

Тема урока: «Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Цель урока:
углубление знаний об образе главной героини романа, подготовка учащихся к сочинению.
Оборудование:
презентация;
фрагменты х/ф С.Бондарчука «Война и мир»;
ОСК «Наташа Ростова»;
иллюстрации;
записи на доске:
а) темы урока;
б) эпиграфы:
Люди, как реки
Л.Н.Толстой
Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание.
Л.Н.Толстой
Сущность её жизни [Наташи] - любовь.
Л.Н.Толстой
требования к положительным героям Л.Н.Толстого.

Ход урока
Оргмомент
Слово учителя.
Беседа
- Мы продолжаем разговор о персонажах романа Толстого, чьи судьбы, по словам критика Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих».
Героиня сегодняшнего урока – Наташа Ростова. Сам автор «Войны и мира» утверждал: см. 2-ой эпиграф.
Наташа – любимая героиня автора.
? - Почему Толстой больше всех других героинь любил Наташу? (критерии оценки положительных героев (по Толстому)
- «Люди, как реки», - замечал автор. Как вы понимаете это?
Остановимся на сценах, которые показывают героиню в самые яркие моменты её жизни, когда особенно ощутима «диалектика души».
Итак, первая встреча с Наташей.
1) Зачитайте портретную характеристику героини (т. I, ч. I, гл. VIII, стр. 54)
- В чём, по-вашему, прелесть героини, её обаяние? (13-летняя девочка -R)
- Красива ли она? (Нет, Толстой много раз это подчёркивает. Обаяние её в простоте, в естественности. Наташа переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и прочувствовать столько, порой даже удивляешься)
2) Встреча в Отрадном (т. II, ч. III, гл. II «Князь Андрей невесёлый - невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей»)
Андрей Болконский разочарован в жизни и едет по делам через Отрадное.
Наташина неистребимая жажда жизни каким-то образом влияла на людей, которые были с нею рядом. После встречи с Наташей пробуждается ото сна.
3) Ночь в Отрадном (т. II, ч. III, гл. II)
(«Лунная соната» Бетховена)
Ночь, проведённая в Отрадном, сыграла большую роль в судьбе Болконского. Она обострила восприятие того, что он увидел и почувствовал днём.
! Светлый, счастливый, поэтический мир Наташи помогает князю Андрею по-новому чувствовать, ощущать жизнь.
* Писатель оценивает героев: насколько они близки к народу и природе.
Нелюбимые герои словно застыли в неподвижности, их почти не касается понятие «люди, как реки»
4) Эпизод «У дядюшки»
Пение крепостного, затем дядюшки пробуждают что-то главное, исходное в Наташе.
5) Сцена пляски Наташи (рассказывает наизусть ученица)
(В этом эпизоде одна из главнейших идей писателя: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым)
* Сущность её жизни – любовь. (Л.Н. Толстой)
* Любовь определяет её жизненный путь тогда, когда она только живёт, ожидая её, и тогда, когда она становится женой и матерью.
6) Первый бал Наташи (т. II, ч. III, гл. 16-17) – одна из самых ярких сцен романа. Волнение и тревога героини, первый выход в свет, желание быть приглашенной князем Андреем и танец с ним.
* Как хорошо, когда рядом оказывается человек, который поймет тебя.
В жизни Наташи таким человеком стал Пьер.
(Кадры из х/ф С.Бондарчука)
? - Как же дальше развиваются события?
- Что же заставило князя Андрея отсрочить свадьбу на год?
- Зрелый человек, князь Андрей, все же посмел ослушаться отца. Или не захотел? Мог ли он не согласиться с такими условиями?
(Мог, если бы был уверен в любви Наташи, если бы лучше понимал любимую, он опять замкнулся в себе)
! Но в любви нельзя думать только о себе!
!!! Поистине, гордость Болконских и простота Ростовых не совместимы.
? - Почему Наташа увлеклась Курагиным?
? - Как вы расцениваете поступок Наташи? Вправе мы судить её?
! Жить полно, любить, быть любимой Перед нами живой человек!
!!! Автор ведёт своих героев по реке жизни
! Она сама себя судит!!!
События!!! Война 1812 года
(Видеофрагмент)
7) У постели умирающего князя Андрея
8) После смерти (зачитать)
? - Что же возрождает Наташу к жизни?
Погиб Петя, мальчик, который на войне играл в войну.
Любовь к матери показала, что сущность её жизни – любовь.
! Проснулась любовь и проснулась жизнь.
* Патриотизм (1812 - подводы)
- К чему пришла Наташа? Чего добилась? (эпилог X гл.)
Наташ много пережила; Толстой показал её в прекрасный период её жизни, когда важнее любви для неё ничего нет.
Пьер – тайное общество – Сенатская площадь – декабристка.
Итог: ОСК «Наташа Ростова»
Наташа – родник чистой воды в болоте – всё гнилое отталкивается к берегу.
Литература:
№3, 2007. О пасторальных мотивах, Оленьке Племянниковой А.П.Чехова и Наташе Ростовой Л.Н.Толстого /Капустин Н.В., кандидат филологических наук, стр.9/
Приложение
Критерии для положительных героев (по Л.Толстому)
1) Каждый положительный герой важен как частица народа;
2) Живут больше сердцем, чем разумом;
3) Патриоты, близость к природе;
4) Жизнь развлечениями, разочарованиями, работой мысли, презрением к общественной лжи и фальши.
Приложение
В эпилоге романа «Война и мир» Н.Ростов говорит об отношении Наташи к Пьеру: «Ведь она его под башмаком держит, а чуть дело до рассуждений – у ней своих слов нет – она так его словами и говорит»
Нет сомнений, что такая зависимость женских «рассуждений» от мужских понимается Толстым как привлекательнейшее свойство женской натуры. Речь, правда, не о всех женщинах, но о тех, с кем связано толстовское представление об идеальной женской сути и, в первую очередь, живущих не умом, а сердцем, подобно Наташе, «не удостаивающейся быть умной».





15