Рабочая программа по внеурочной деятельности Город мастеров ( 2 класс)


Принята Утверждена
педагогическим советом приказом по
МБОУ СОШ №2 МБОУ СОШ №2
г.Нижний Ломов г.Нижний Ломов
от 29 августа 2016г. от 31 августа 2016г
№169-ОД
протокол №1
Согласована
на заседании
методического объединения
учителей начальных классов
от 31 августа 2016г.
протокол №1
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по курсу «Город мастеров»
2 класс
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №2 г.Нижний Ломов
(Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования)

Разработала
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2
г. Нижний Ломов
Ильина А. В.

г.Нижний Ломов,2016г.
Освоение детьми программы внеурочной деятельности по курсу «Город мастеров» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемые результаты
Личностные результаты
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные рузультаты
Регулятивные
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; - навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
Коммуникативные
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки :
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Предметные результаты
-уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека; -понимать образную сущность искусства;
-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства. -создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.
Учащиеся должны знать: - пластилин, виды пластилина, его свойства и применение; материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином; разнообразие техник работ с пластилином; - жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
- особенности построения композиции, основные декоративные элементы народных росписей;
- историю возникновения и развития бумаги, бумагопластики, оригами, квиллинга, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, способы декоративного оформления готовых работ; - виды бумаги, ее свойства и применение; материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой; разнообразие техник работ с бумагой;
-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. -понятия: орнамент, роспись, Гжель, Хохлома, Городец, Дымково.
-технологию создания панно.
-понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. -цветовое и композиционное решение;
- технологию создания народной куклы; историю русского народного костюма; классификацию кукол; их роль и место в русских обрядах и традициях; -сувенир, виды и назначение сувениров;

Учащиеся должны уметь: -передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
-наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов; -моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;
-пользоваться средствами выразительности языка декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского искусства, изображающие природу, человека, явления; -понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что
-в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам; -учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства
– называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;
- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;
- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей, - наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;
- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах
-добывать необходимую информацию (устную и графическую).
- анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;
- определять основные конструктивные особенности изделий;
– подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом
- соблюдать общие требования дизайна изделий;
- планировать предстоящую практическую деятельность, осуществлять самоконтроль.
Содержание программы.
Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности на занятиях. Сбор природных материалов. (1 час)

Тема 1. Работа с природными материалами. (4 часа) Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Поделки из природных материалов – камни, ветки, шишки, ракушки, гербарии– в сочетании с тканью и бумагой. Создание поделок, сувениров, предметов интерьера, икебаны.1. Моделирование сувениров ( с использованием веток, семян, камешков, ракушек, шишек, каштанов, листьев).
2. Аппликация из листьев и семян.
3. Мозаика из крупы.
Темы для бесед: «Флористика».Выставка «Узоры матушки природы», «Вернисаж осенних букетов».
Тема 2. Работа с бумагой. Техники: оригами, аппликации, квиллинг. (10 часов)
Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.
Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.
Знакомство с видами бумаги и техникой ее обработки. Работа с разными видами клея. Бесклеевые технологии создания поделок из бумаги – оригами. Поделки из разных видов бумаги – аппликации, бумагопластика.
Аппликация из кусочков бумаги – мозаика. Технология бумагокручения – квиллинг . Украшение предметов обихода из бумаги.1. Оригами. «Журавлик», «Лебедь», «Пароход», «Кораблик», «Тюльпан», «Лилия».
2. Бумагопластика. Животные. Объемная водяная лилия.
3 . Сюжетная аппликация.
4. Мозаика из кусочков цветной бумаги. «Божья коровка». 5. Квиллинг. «Гроздь винограда», «Цветы». 6. Объёмные ёлочные шары, фонарики.
 Темы для бесед: «История создания бумаги», «Как появились ножницы», «Виды бумаги», «Оригами», «Аппликация», «Квиллинг». Выставка «Бумажная страна».
Тема 3. Декоративно-прикладное искусство. Росписи и ремесла. (9 часов) Декоративное искусство прошло огромный путь развития – от элементарных украшений первобытными людьми различных орудий, глиняной посуды, одежды до сложного комплекса многочисленных изделий в современном интерьере, городе.
Наибольший воспитательный эффект дает знакомство школьников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов. Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе со школьниками. Знакомство с народными ремеслами, традициями праздниками. Хохломская роспись, Дымковская игрушка, Гжель, Городецкая роспись. Цвета, сюжеты, роспись посудных заготовок.
Лепка посуды из пластилина (глины).
Лепка овощей и фруктов.
Плоскостная лепка. Композиция из фруктов и ягод.
Орнаменты в полосе, круге, квадрате.
Хохломская роспись и её элементы.
Гжель. Роспись посудных форм.
Городецкая роспись. Русская красавица.
Дымковская игрушка.  Темы для бесед: «Декоративно-прикладное искусство. Росписи и ремёсла.» Выставка «Город мастеров. Народные ремесла».
Тема 4. Рукоделие из ниток. (5 часов)
Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы.
Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет.
В ходе работы с нитками, шнурками, лентами учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.Знакомство с нитками, их видами и назначением.
Ниткография, техника изонить также применяет в своей работе нитки.
1. Аппликация из нарезанных ниток. Куклы-марионетки.
2. Изонить. Открытка «Для тебя!».
3. Плетение из ниток, шнурков, лент. Закладка для книги. Браслет.
Темы для бесед: «Виды ниток», «Народная кукла», «Изонить».
Выставка «Чудесное превращение ниточки».
Тема 5. Работа с бросовым материалом. (4 часа)
«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс.
Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день  мы выбрасываем  пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.
Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.
  1. Аппликация из фантиков.
2. Панно из карандашных стружек.
3. Моделирование из спичечных коробок. Игрушечная мебель.
4. Моделирование из пластиковой бутылки, стакана. Ваза.
Темы для бесед: «Бросовый материал».
Выставка «Чудеса из ненужных вещей».
Итоговое занятие. Выставка творческих работ. (1 час)
Распределение часов на разделы программы кружка «Город мастеров»
№ п/п Название раздела
Коли
чество
часов Форма организации
Виды деятельности
1 Вводное занятие. Материалы и инструменты.
Техника безопасности на занятиях.
Сбор природных материалов. 1 Групповая Ознакомятся с мастерскими, вспомнят правила техники безопасноти при работе с клеем, ножницами и другими материалами.
2 Работа с природным материалом. 4 Индивидуальная
Групповая Знание свойств природного материалов, способы заготовки, правила хранения и правила поведения при сборе природного материала.
3 Работа с бумагой и картоном. Техники: оригами, аппликации, квиллинг. 10 Индивидуальная
Групповая
Коллективная Познакомятся с техникой модульного оригами, техникой квиллинга
4 Декоративно-прикладное искусство. Росписи и ремесла. 9 Индивидуальная
Групповая Знакомство с народными промыслами.
Различать изделия разных народных промыслов.
Овладевать практическими умениями по работе с глиной (пластилином), различными изобразительными материалами (акварелью, гуашью).
Проявлять интерес к истории и культуре нашего народа.
Развивать художественный вкус.
5 Рукоделие из ниток. 5 Индивидуальная
Групповая Организовывать рабочее место. Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) текстильные и волокнистые материалы. Под руководством учителя определять виды нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Осваивать правила безопасной работы с иглой при выполнении изделий. Осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от выполняемых изделий. Осваивать навыки вышивания в технике «изонить».
6 Работа с бросовым материалом. 4 Индивидуальная
Групповая Использовать способы работы с бросовым материалом (фантиками, карандашными стружками, спичечными коробками, пластиковыми бутылками, стаканами), выполнять и оформлять изделие по собственному замыслу.
7 Итоговое занятие.
Выставка творческих работ. 1 Коллективная Участвовать в оформлении выставки в классе.
Итого: 34