Планирование. Рабочая программа по биологии 6 класс(по программе В.В. Пасечника), ФГОС.

Рассмотрено
на заседании МО.
Руководитель ________/УлезькоГ.Ф./

Протокол № 1
от «30» августа 2014 г
Согласовано:
Заместитель директора по УВР
___________/Кудрина Е.Н./

«31» августа 2013 г.

Утверждаю:
Директор
_________/Ступникова Т.Ю._/

Приказ № 63 от
«02» сентября 2014 г.




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Старомеловатская СОШ


Рабочая программа
по биологии.


Класс: 6

Учитель: Г.Ф. Улезько



2014-2015 г.


1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии в 6 классе на 2014 – 2015 учебный год составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
2. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
3. Приказа Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010г. №1897, зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный №19644 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
4. Методических рекомендаций по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Письмо департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 24.08.2012 № 01-03/06321).
5. Учебного плана МКОУ Старомеловатская СОШ на 2014-2015 учебный год, утвержденного педсоветом (Протокол № 1 от 30 августа 2014 г.).
6. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».
6. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
7. Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Старомеловатская СОШ на 2013- 2018 годы.
8. Положения о рабочей программе педагога по ФГОС ООО МКОУ Старомеловатская СОШ.
9. Программы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. Биология 5- 9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника.-М.: «Дрофа» 2011.
Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6– го класса предусматривает обучение биологии (курс «Биология») в объеме 1 час в неделю, всего 35 часов.

Общая характеристика учебного предмета.

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий.
Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования. Тематическое планирование  это следующая ступень конкретизации содержания образования по биологии. Оно даёт представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса биологии в основной школе.
В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.


Цели обучения.

В рабочей программе нашли отражение следующие цели и задачи изучения биологии в 6 классе:
1. Формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции;
2. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
3. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
4. Развитие умений видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал;
5. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.





2. Содержание учебного курса.

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений.(14 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация.
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы.
Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.


Раздел 2. Жизнь растений (11 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация.
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы.
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсия.
Зимние явления в жизни растений.

Раздел 3. Классификация растений. (6 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 34 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация.
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсия.
Весенние явления в жизни растений.

Раздел 4. Природные сообщества. (3 часа)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.


Резерв времени  1 час.

3. Учебно – тематический план.


п./п.
Содержание
Количество часов
Лабораторные
работы
Экскурсии


1.
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений.

14
10


2.
Раздел 2. Жизнь растений.

11
3
1

3.
Раздел 3. Классификация растений.
6
1


4.
Раздел 4. Природные сообщества.

3

1

5.
Резерв.
1




Итого:
35
14
2



4. Планируемые результаты:

Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:

 внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
 видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
 основные процессы жизнедеятельности растений;
 особенности минерального и воздушного питания растений;
 виды размножения растений и их значение;  основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
 характерные признаки однодольных и двудольных растений;
 признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
 важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
 взаимосвязь растений с другими организмами;
 растительные сообщества и их типы;
 закономерности развития и смены растительных сообществ;
 о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
 о многообразии живой природы;
 царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
 правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в
кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
 различать и описывать органы цветковых растений;
 объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
 изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
 характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
 объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
 устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
 показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
 объяснять роль различных видов размножения у растений;
 определять всхожесть семян растений.
 делать морфологическую характеристику растений;
 выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
 работать с определительными карточками.
 устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
 определять растительные сообщества и их типы;
 объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
 проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Метапредметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
 составлять план текста;
 владеть таким видом изложения текста, как повествование;
 под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
 под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его
результаты, выводы;
 получать биологическую информацию из различных источников;
 определять отношения объекта с другими объектами;
 определять существенные признаки объекта.
различать объем и содержание понятий;
 различать родовое и видовое понятия;
 определять аспект классификации;
 осуществлять классификацию.

Личностные результаты обучения.
Учащиеся должны:
 испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
 знать правила поведения в природе;
 понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
 уметь реализовывать теоретические познания на практике;
 понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
 испытывать любовь к природе;
 признавать право каждого на собственное мнение;
 проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
 уметь отстаивать свою точку зрения;
 критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
 уметь слушать и слышать другое мнение.
 уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Критерии оценок по предмету:
Оценка устного ответа учащихся.
Оценка "5" ставится в случае:
1. знания, понимания глубины усвоения учащимся всего объёма программного материала;
2. умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации;
3. отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры устной речи.

Оценка "4" ставится в случае:
1. знания всего изученного программного материала;
2. умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
3. имеющихся незначительных (негрубых) ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, соблюдения основных правил культуры устной речи.

Оценка "3" ставится в случае:
1. знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, необходимости незначительной помощи преподавателя;
2. умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы;
3. наличия грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительного несоблюдения основных правил культуры устной речи.

Оценка "2" ставится в случае:
1. знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельных представлений об изученном материале;
2. отсутствия умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы;
3. наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта;
2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5. проявил организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы);
6. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведён не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполнял правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т. д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допустил грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которую исправил по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допустил две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
5. Учебно – методический комплекс.
Для учителя:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2010.
2. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 класс. Москва, Дрофа, 2010 год.
3. Учебник: «Биология. «Многообразие покрытосеменных растений». Автор: Пасечник В.В. 2012г.
4. Учебно-методическое пособие: «Рабочие программы. Биология 5-9 классы. Москва, Дрофа, 2012 год.
5. Большой справочник школьника. 5 -11 классы.-9-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2007.
6. Н.В. Карташова « 1С: Репетитор. Биология». Книга для учителя (6 -11 класс).- М.: ООО «Паблишинг», 2009.
7. Е.Н. Демьянкова Биология. Мир растений. Задачи. 6 класс. М.6 «Владос» 2008.
8. А.Т. Козлова. Растения луга.- 2- издание, стереотип.- М.: Дрофа, 2008.
9. А.Т. Козлова. Растения леса.- 2- издание, стереотип.- М.: Дрофа, 2008
10. Тетрадь по биологии для 6 класса: «Многообразие покрытосеменных растений» Пасечник В.В. 2014г.



Электронные образовательные ресурсы:

1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  – портал по учебникам (Общественно-государственная экспертиза
учебников).
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   - Сайт Учительской газеты.  
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  – сайт Федерального института педагогических измерений.
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  - Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  – портал по учебникам (Общественно-государственная экспертиза
учебников).

Оборудование:
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор
3. Интерактивная доска
4. Портреты учёных – биологов
5. Комплект таблиц по биологии для 6 класса:
- вещества растений;
- клеточное строение;
- растение – живой организм;
- грибы;
6.Биологическая микролаборатория.
7.Набор моделей:
 - строение цветка;
 - строение растений.
8. Комплект карточек:                       
- одноклеточные водоросли;
- размножение растений и животных;
- строение клеток растений и животных;
- эволюция растений и животных.
9. Комплект муляжей «Плодовые тела шляпочных грибов».
10.  Комплект муляжей «Овощи и фрукты».
11. Комплект гербариев разных групп растений.
12. Набор микропрепаратов по ботанике.
13. Схемы на магнитной основе:
- биосинтез белка;
- деление клетки;
- круговорот азота;
- круговорот углерода.
14. Учебные фильмы:
- жизнь растений;
- природные зоны России;
- природные зоны мира;
- экологические факторы.



6. Календарно – тематическое планирование

№ урока
Тема урока
Тип/форма урока
Содержание урока
Универсальные учебные действия (УУД)
Дата
ПримечаниеПППримечание

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений. (14 часов)

1.
Строение семян.
Урок сообщения и усвоения новых знаний/ работа в парах.
Строение семян двудольных и однодольных растений. Семядоли, зародыш, их строение и значение. Техника безопасности в биологическом кабинете.
Регулятивные - целеполагание, включая постановку целей, преобразование практической задачи в познавательную, умение самостоятельно анализировать условия достижения цели, адекватно оценивать правильность выполнения действия;
Познавательные – умение ориентироваться в учебнике, знакомство со строением семян;
Коммуникативные - умение применять основы коммуникативной рефлексии, работать в группе, эффективно сотрудничать;
Личностные - потребность в самовыражении и самореализации, устойчивый познавательный интерес; эмпатия;
04.09.


2.
Виды корней и типы корневых систем.
Урок сообщения и усвоения новых знаний/ комбинированный.
Стержневая и мочковатая корневые системы. Главный, боковые, придаточные корни.
Р. - целеполагание; преобразование практической задачи в познавательную;
П. -  владеть таким видом изложения текста, как повествование; под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
 получать биологическую информацию из различных источников;
К. - оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, уметь при необходимости отстаивать точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами;
Л. – устойчивый познавательный интерес, эмпатия, принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы учебной деятельности; понимать личностный смысл учения; оценивать свою учебную деятельность;
11.09.


3.
Зоны (участки корня).
Урок сообщения и усвоения новых знаний/комбинированный.
Особенности внутреннего строения корня. Корневой чехлик. Зоны деления, роста, всасывания, проведения.
Р. - соблюдать правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами, определять отношения объекта с другими объектами.
П. - объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
 изучать органы растений в ходе лабораторной работы.
К. - уметь применять основы коммуникативной рефлексии, работать в группе, эффективно сотрудничать;
Л. - освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу; потребность в самовыражении и самореализации.
18.09.


4.
Условия произрастания и видоизменения корней.
Урок сообщения и усвоения новых знаний / игра.
Корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни, дыхательные корни. Роль почвы в жизни растений.
Р. - работая по плану сравнивать свои действия с целью, сравнивать корни разных организмов, уметь самостоятельно анализировать условия достижения цели, адекватно оценивать правильность выполнения действия;
П. - работать с текстом и иллюстрациями учебника, карточками, раздаточным материалом, определять существенные признаки объекта;
К. - уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах, уметь эффективно сотрудничать;
Л. - постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение, освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.
25.09.


5.
Побег и почки.
Урок сообщения и усвоения новых знаний/ комбинированный.
Особенности строения побега и почек. Верхушечная, пазушная, придаточная почки. Вегетативная, генеративная почки. Конус нарастания, узел, междоузлие, пазуха листа, очередное, супротивное, мутовчатое листорасположение.
Р. - уметь самостоятельно анализировать условия достижения цели, адекватно оценивать правильность выполнения действия;
П. -  внешнее и внутреннее строение почек, определять существенные признаки объекта;
 классифицировать объекты; проводить фенологические наблюдения; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
К. - участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, предвидеть последствия;
Л. - оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, потребность в самовыражении.
02.10.


6.
Внешнее строение листа. Лабораторная работа «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»
Урок сообщения и усвоения новых знаний /путешествие.
Листья простые и сложные, их жилкование (сетчатое, параллельное и дуговое) и листорасположение.
Р. - получать биологическую информацию из различных источников, определять существенные признаки объекта;
П. - определять существенные признаки объекта анализировать и сравнивать изучаемые объекты; осуществлять описание изучаемого объекта;
К. - выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
Л. - Потребность в самовыражении и самореализации, устойчивый познавательный интерес, эмпатия.


09.10.


7.
Клеточное строение листа.
Лабораторная работа
«Строение кожицы листа».
Урок сообщения и усвоения новых знаний/ лабораторная работа.
Порядок работы с микроскопом. Правила техники безопасности. Увеличение светового микроскопа. Кожица листа. Устьица, хлоропласты. Столбчатая и губчатая ткани. Мякоть листа. Проводящий пучок. Сосуды. Ситовидные трубки. Волокна.
Р. -работая по плану сравнивать свои действия с целью, сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
П. -  готовить микропрепараты, соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием, выделять существенные признаки строения клетки и процессов её жизнедеятельности;
оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;
К. - уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах, уметь договариваться друг с другом;
Л. - осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки;
16.10.


8.
Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев.
Урок сообщения и усвоения новых знаний/ исследование.
Световые и теневые листья. Видоизменения листа: колючки, усики.








Р. -работая по плану сравнивать свои действия с целью, сравнивать объекты на рисунках и определять их;
П. - осуществлять описание изучаемого объекта;
определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта;
К . - уметь распределять роли, участвуя в игре, уметь договариваться друг с другом;
Л. - осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки, Потребность в самовыражении и самореализации. Устойчивый познавательный интерес;
23.10.


9.
Строение стебля. Лабораторная работа «Внутреннее строение ветки дерева».
Урок сообщения и усвоения новых знаний/лабораторная работа.
Рассматривание ветки дерева. Особенности внутреннего строения(пробка, кора, луб, ситовидные трубки, лубяные волокна, камбий, древесина, сердцевина, сердцевидные лучи).
Р. - работая по плану сравнивать свои действия с целью, сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
П. - оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;
К. - уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах, уметь договариваться друг с другом;
Л. - осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки;
30.10.


10.
Видоизменения побегов. Лабораторная работа «Строение клубня, строение луковицы».
Урок сообщения и усвоения новых знаний/ лабораторная работа.
Пластиды в клетках листа элодеи, пластиды в клетках растений (зелёные, желтые или оранжевые, бесцветные), хлоропласты, пигменты, хлорофилл. Вакуоли. Красящие вещества.





Р. -работая по плану сравнивать свои действия с целью, сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
П. - оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;
К. - уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах, уметь договариваться друг с другом;
Л. - осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки;
13.11.


11.
Цветок. Лабораторная работа «Строение цветка».





Урок сообщения и усвоения новых знаний/комбинированный.
Растения однодомные и двудомные. Пестик, тычинка, лепестки, венчик, чашелистики, чашечка, цветоножка, цветоложе.











Р. – преобразование практической задачи в познавательную, умение самостоятельно анализировать условия достижения цели, адекватно оценивать правильность выполнения действия;
П. –  изучить строение цветка, умение анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;
К. – выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
Л. – Оценка жизненных ситуаций с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, потребность в самовыражении и самореализации;
20.11.


12.
Соцветия.
Лабораторная работа
«Соцветия».
Урок сообщения и усвоения новых знаний/ лабораторная работа.
Простые и сложные соцветия. Кисть, метёлка, простой колос, сложный колос, початок, корзинка, головка, завиток, щиток, простой зонтик, сложный зонтик.
Р .– характеризовать особенности строения и многообразие соцветий, их отличительные особенности;
П. – оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради,  работать с текстом и иллюстрациями учебника;
К. – уметь применять основы коммуникативной рефлексии, работать в группе, эффективно сотрудничать, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
Л. –освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута;
27.11.


13.
Плоды.
Урок сообщения и усвоения новых знаний/ экскурсия.
Строение плодов, классификация плодов (ягодовидные, костянковые, ореховидные, коробочкосидные).
Р. – работая с таблицей сравнивать свои действия с целью, сравнивать натуральные объекты с их изображением на рисунках и определять их;
П. – характеризовать особенности строения сочных и сухих плодов.
К. – уметь применять основы коммуникативной рефлексии, работать в группе, эффективно сотрудничать, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
Л. – потребность в самовыражении и самореализации, устойчивый познавательный интерес, эмпатия;
04.12.


14.
Распространение плодов и семян.
Экскурсия.
Значение семян в жизни растений. Способы распространения: ветром, водой, с помощью животных и человека, саморазбрасывание.
Р. –целеполагание, включая постановку целей, преобразование практической задачи в познавательную, уметь самостоятельно анализировать условия достижения цели, адекватно оценивать правильность выполнения действия;
П. – учиться наблюдать в природе распространение плодов и семян;
К. – уметь распределять роли при выполнении задания, уметь договариваться друг с другом;
Л.– постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.


11.12.


Раздел 2. Жизнь растений (11 часов)


15.
Минеральное питание растений.
Урок сообщения и усвоения новых знаний/ комбинированный
Виды тканей: покровные, механические, проводящие, основные,
Образовательные. Сосуды. Ситовидные трубки. Корневое давление. Почва. Плодородие. Органические и минеральные удобрения.
Р. - работая по плану сравнивать свои действия с целью, сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
П. - характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений; объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
 работать с текстом и иллюстрациями учебника;
К. - уметь распределять роли при выполнении работы в парах, уметь договариваться друг с другом;
Л. - осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки;
18.12.


16.
Фотосинтез.
Урок сообщения и усвоения новых знаний/ комбинированный.
Органические вещества, хлоропласты. Условия фотосинтеза.
Р. - получать биологическую информацию из различных источников, определять существенные признаки процесса фотосинтеза;
П. – характеризовать особенности минерального и воздушного питания растений;
показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
К. - выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
Л. - потребность в самовыражении и самореализации, устойчивый познавательный интерес, эмпатия.
25.12.


17.
Дыхание растений.
Урок сообщения и усвоения новых знаний/комбинированный.
Условия протекания процесса дыхания, кислород, углекислый газ.
Р. – работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
П. –  давать характеристику процесса дыхания, показать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, объяснять роль зелёных растений в природе и жизни человека;
К. – уметь применять основы коммуникативной рефлексии, работать в группе, эффективно сотрудничать ,осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
Л. – Потребность в самовыражении и самореализации, устойчивый познавательный интерес, эмпатия;
15.01.


18.
Испарение воды растениями. Листопад.
Урок применения знаний, умений и навыков/ конференция.

Р. - работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
П. – объяснять роль листопада в природе и жизни человека, самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения;
К. – уметь применять основы коммуникативной рефлексии, работать в группе, эффективно сотрудничать, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
Л. – постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
22.01.


19.
Передвижение воды и минеральных веществ в растении. Лабораторная работа «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине».
Урок сообщения и усвоения новых знаний/комбинированный.
Сосудистые пучки. Запасные питательные вещества. Органические и минеральные вещества.
Р. – характеризовать особенности процессов передвижения по стеблю органических веществ, совершенствовать умения работать с натуральными объектами;
П. – уметь характеризовать процесс передвижения воды и минеральных веществ в растении, давать сравнительную характеристику сосудистых пучков.
К. – выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
Л. – постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
29.01.


20.
Прорастание семян.
Урок сообщения и усвоения новых знаний/путешествие.
Глубина заделки семян, прорастание и развитие проростков.
Р. - работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
П. – развитие представлений о роли внешних факторов для прорастания семян, значении зародыша семени;
К.– уметь применять основы коммуникативной рефлексии, работать в группе, эффективно сотрудничать, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
Л. – осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки;
05.02.


21.
Способы размножения растений.
Урок сообщения и усвоения новых знаний/ комбинированный.
Хромосома, гамета, сперматозоид, половое, бесполое, вегетативное размножение, зигота.
Р. - работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; умение самостоятельно анализировать условия достижения цели, адекватно оценивать правильность выполнения действия;
П. – характеризовать способы размножения растений; умение работать с текстом и иллюстрациями учебника;
К. - уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах, уметь договариваться друг с другом;
Л. - осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки;
12.02.


22.
Размножение споровых растений.
Урок сообщения и усвоения новых знаний/исследование.
Хлорелла, хламидомонада, предросток, спорангии, заросток.
Р. – определять путь проведения исследования; составлять самостоятельно и под руководством учителя план изучения темы.
П. – определять особенности строения, размножения одноклеточных и многоклеточных зелёных водорослей, мхов, папоротников;
К. – уметь применять основы коммуникативной рефлексии, работать в группе, эффективно сотрудничать, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
Л. – постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
19.02.


23.
Размножение голосеменных растений.
Урок сообщения и усвоения новых знаний/исследование
Пыльца, семязачаток, проросток, семена, эндосперм, зародыш.
Р. - Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы, уметь самостоятельно анализировать условия достижения цели, адекватно оценивать правильность выполнения действия;
П. -определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта: пыльцевой мешок, женская шишка, мужская шишка;
К. - выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
Л. - потребность в самовыражении и самореализации, устойчивый познавательный интерес, эмпатия.
26.02.


24.
Половое размножение покрытосеменных растений.
Урок сообщения и усвоения новых знаний/комбинированный.
Особенности строения цветка как органа полового размножения. Завязь, опыление, самоопыление, перекрёстное опыление, пыльцевое зерно, трубка, зародышевый мешок, двойное оплодотворение.
Р. - работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, работая по плану сравнивать свои действия с целью.
П. –  выделяя существенные признаки покрытосеменных растений, описывать способ размножения представителей покрытосеменных растений, объяснять роль покрытосеменных в природе и жизни человека;
К. – выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
Л. – постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
05.03.


25.
Вегетативное размножение покрытосеменных растений.
Урок сообщения и усвоения новых знаний/ исследование.
Черенок, отпрыск, отводок, прививка, привой, подвой, культура тканей.
Р. – использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы, уметь самостоятельно анализировать условия достижения цели, адекватно оценивать правильность выполнения действия;
П. – выделять существенные признаки и особенности вегетативного размножения, многообразие и значение вегетативного размножения в природе;
К. – уметь распределять роли при выполнении работы в парах, уметь договариваться друг с другом;
Л. -потребность в самовыражении и самореализации, устойчивый познавательный интерес, эмпатия;
12.03.


Раздел 3. Классификация растений (6 часов)

26.
Основы систематики растений.
Урок применения знаний, умений и навыков/ комбинированный.
Систематика растений: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство. Класс однодольные, класс двудольные.
Р. - работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составить план параграфа;
П. – характеризовать понятия: «вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство, сорт. Класс однодольные, класс двудольные».
К. – уметь применять основы коммуникативной рефлексии, работать в группе, эффективно сотрудничать, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
Л. – постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
19.03.


27.
Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные и Розоцветные.
Урок сообщения и усвоения новых знаний/путешествие.
Многообразие розоцветных, многообразие крестоцветных, формула цветка, размножение, значение.
Р. – составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
П. – находить информацию о семействах, анализировать и оценивать её, работать с гербариями;
;
К. – уметь применять основы коммуникативной рефлексии, работать в группе, эффективно сотрудничать, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
Л. – потребность в самовыражении и самореализации, устойчивый познавательный интерес, эмпатия;
02.04.


28.
Класс Двудольные.

Урок сообщения и усвоения новых знаний/конференция
Строение цветка и его диаграмма; главные части цветка, плод, семя. Значение в природе и жизни человека.
Р. - работая по плану сопоставлять свои действия с целью, сравнивать представителей разных семейств.;
П. - оформлять результаты своей работы виде отчёта, работать с гербариями, текстом и иллюстрациями учебника;
К. - уметь распределять роли при выполнении работы в парах, в группе, уметь договариваться друг с другом;
Л. - осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки;
09.04.


29.
Класс Однодольные.
Лабораторная работа
«Строение пшеницы».
Урок сообщения и усвоения новых знаний/лабораторная работа.
Семейство Лилейные. Семейство Злаки. Соломина, колосковые чешуи, цветковые чешуи.
Р. - работая по плану сравнивать свои действия с целью, сравнивать представителей однодольных растений;
П. - оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, выделять существенные признаки однодольных растений, описывать представителей однодольных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов, объяснять их роль в природе и жизни человека, работать с текстом и иллюстрациями учебника;
К. - уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах, уметь договариваться друг с другом;
Л. - осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки;
16.04.


30.
Культурные растения.

Урок сообщения и усвоения новых знаний/ /урок – конференция.
Части цветка, плоды и семена, деревья. Кустарники и травы. Однолетние. Двулетние. Многолетние.
Р. - выполнять работу под руководством учителя, сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
П. - выделять существенные признаки культурных растений, описывать представителей культурных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов, объяснять значение в жизни человека;
К. – уметь применять основы коммуникативной рефлексии, работать в группе, эффективно сотрудничать, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
Л. – потребность в самовыражении и самореализации, устойчивый познавательный интерес, эмпатия;
23.04.


31.
Обобщающий урок по теме: «Классификация растений».
Контроль и оценка знаний/проверочная работа.
Основные систематические группы растений. Сходство растений одного вида по строению, жизнедеятельности. Признаки покрытосеменных растений.
Р. – получать биологическую информацию из различных источников, определять существенные признаки объекта;
П. – находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения, оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
К. – уметь применять основы коммуникативной рефлексии, работать в группе, эффективно сотрудничать, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
Л. – потребность в самовыражении и самореализации, устойчивый познавательный интерес, эмпатия;
30.04.


Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)

32.
Природные сообщества.
Урок сообщения и усвоения новых знаний/ комбинированный.
Типы растительных сообществ. Ярусность. Смена сообществ.
Р.- целеполагание, включая постановку целей, преобразование практической задачи в познавательную, уметь самостоятельно анализировать условия достижения цели, адекватно оценивать правильность выполнения действия;
П. – выделять существенные признаки растительных сообществ; показать взаимосвязь растений в сообществе.
К. - выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
Л. - Потребность в самовыражении и самореализации, устойчивый познавательный интерес, эмпатия.
07.05.


33.
Экскурсия.
«Весенние явления в жизни растений».

Урок применения знаний, умений и навыков/
Состояние растительности, погодные условия, тип растительного сообщество, влияние человека. Наблюдение за объектами живой природы.
Экологические факторы.
Р. –целеполагание, включая постановку целей, преобразование практической задачи в познавательную, уметь самостоятельно анализировать условия достижения цели, адекватно оценивать правильность выполнения действия;
П. – учиться наблюдать весенние явления в жизни растений;
К. – уметь распределять роли при выполнении задания, уметь договариваться друг с другом;
Л.– постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
14.05.


34.
Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.
Урок применения знаний, умений и навыков/ викторина.
Заповедник, заказник, ботанический сад, рациональное природопользование.
Р –Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы, уметь самостоятельно анализировать условия достижения цели, адекватно оценивать правильность выполнения действия;
П. – работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, заполнять таблицы, демонстрировать умение готовить микропрепараты и работать с микроскопами;
К.– выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
Л. – постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
21.05.


35.
Резерв.



28.05.




















Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 715