Тематическое планирование к учебнику В.В. Пасечника 6 класс


Пояснительная записка
Биология
(6 класс 35 часов)
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся со строением живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Рабочая программа создана на основании основной общеобразовательной программы основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» (Приказ №503 от 02.09.13г.)
Согласно учебному плану ОУ данная рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 35 часов (1 час в неделю).
УМК. Учебник В.В. Пасечник Биология Многообразие покрытосеменных растений, М, «Дрофа» 2015г.
Планируемые предметные результаты.
Живые организмы
Выпускник научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Содержание учебного предмета
Содержание материала Количество часов
Примерная программа Рабочая
программа
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений 14 16
Раздел 2. Жизнь растений 10 10
Раздел 3. Классификация растений 6 7
Раздел 4. Природные сообщества 3 2
Итого 33 35
За счет резервного времени добавлен один час на изучение темы «Классификация растений». Два часа добавлено на изучение темы «Строение и многообразие покрытосеменных растений» за счет резервного времени и переноса одного часа из раздела «Природные сообщества». Считаю это целесообразно, т.к. данные темы сложные, с большим количеством терминов и лабораторных работ.
№ п\п Наименование темы
Содержание обучения Основные виды учебной деятельности
1 Строение и многообразие покрытосеменных растений Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. Знать внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений; видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений. Уметь различать и описывать органы цветковых растений. Объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания; Изучать органы растений в ходе лабораторных работ. Характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость. Применять методы биологической науки для изучения организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты. Использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи). Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Выделять эстетические достоинства объектов живой природы. Соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе. Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы). Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую. Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
2 Жизнь растений Основные процессы жизнедеятельности (питание,
дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений. Знать основные процессы жизнедеятельности растений, особенности минерального и воздушного питания растений; виды размножения растений и их значение. Уметь характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений.
Объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений. Устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза .Показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе. Объяснять роль различных видов размножения у растений. Определять всхожесть семян растений. Характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость. Применять методы биологической науки для изучения организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты. Использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи). Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами; основные принципы и правила отношения к живой природе. Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы). Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую. Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов, их практическую значимость. Применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы.
Использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи). Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
3 Классификация растений Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. Знать основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
характерные признаки однодольных и двудольных растений; признаки основных семейств однодольных и двудольных растений; важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное
значение. Уметь делать морфологическую характеристику растений, выявлять признаки семейства по внешнему строению
растений, работать с определительными карточками. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую. Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов, их практическую значимость. Применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы.
Использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи). Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
4 Природные сообщества Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Знать: заимосвязь растений с другими организмами; растительные сообщества и их типы; закономерности развития и смены растительных сообществ; о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека. Уметь:
устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами; определять растительные сообщества и их типы;
объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека; проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую. Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов, их практическую значимость. Применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы.
Использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи). Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Формы организации образовательного процесса
Формы обучения и контроля: традиционные уроки, проверочная работа, фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа, игра, исследование, монолог-диалог, тестовая работа, лабораторная работа, творческая работа.
Формы и виды контроля
Диагностический контроль Тесты Сентябрь – май
Самостоятельные работы Текущий контроль Фронтальный и индивидуальный контроль Поурочно
Проверочные карточки Биологический диктант Тематический контроль Контрольная работа В конце изученной темы
Самостоятельная работа Лабораторная работа Итоговый контроль Административные контрольные работы По плану ВШК
Лабораторные работы
№ Лабораторные и практические работы Планируемая неделя Фактическая дата
1 Строение семян двудольных и однодольных растений 2 Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы 3 Корневой чехлик и корневые волоски 4 Строение почек. Расположение почек на стебле 5 Внутреннее строение ветки дерева 6 Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица) 7 Строение цветка. Различные виды соцветий 8 Многообразие сухих и сочных плодов 9 Определение всхожести семян растений и их посев 10 Вегетативное размножение комнатных растений 11 Выявление признаков семейства по внешнему строению
растений Календарно-тематическое планирование
№ урока
п/п Тема урока Дата по плану Дата по факту
I четверть
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (16 часов)
1 Строение семян Лабораторная работа №1 «Строение семян двудольных и однодольных растений» 2 Виды корней 3 Типы корневых систем Лабораторная работа №2 «Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы» 4 Зоны (участки ) корня Лабораторная работа № 3 «Корневой чехлик и корневые волоски» 5 Условия произрастания и видоизменения корней 6 Побег и почки Лабораторная работа № 4 «Строение почек. Расположение почек на стебле» 7 Внешнее строение листа 8 Клеточное строение листа II четверть
9 Влияние факторов среды на строение листа 10 Видоизменение листьев 11 Строение стебля Лабораторная работа № 5 «Внутреннее строение ветки дерева» 12 Видоизменение побегов
Лабораторная работа № 6 «Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица)» 13 Цветок 14 Соцветие Лабораторная работа №7 «Строение цветка. Различные виды соцветий» 15 Плоды Лабораторная работа №8 «Многообразие сухих и сочных плодов» 16 Распространение плодов и семян IIIчетверть
Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)
17 Минеральное питание растений 18 Фотосинтез 19 Дыхание растений 20 Испарение воды листьями. Листопад 21 Передвижение воды и питательных веществ в растении 22 Прорастание семян
Лабораторная работа № 9 «Определение всхожести семян растений и их посев» 23 Способы размножения растений 24 Размножение споровых и голосемянных растений 25 Половое размножение покрытосемянных растений 26 Вегетативное размножение покрытосеменных растений
Лабораторная работа №10 «Вегетативное размножение комнатных растений» IV четверть
Раздел 3. Классификация растений (7 часов)
27 Основы систематики растений 28 Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные 29 Семейство Розоцветные 30 Семейство Пасленовые, Бобовые 31 Семейство Сложноцветные 32 Класс Однодольные. Семейства Лилейные, Злаки 33 Культурные растения Лабораторные растения №11 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений» Раздел 4. Природные сообщества (2 часа)
34 Растительные сообщества 35 Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир