Презентация к уроку литературы Русские поэты 20 века о Родине и родной природе


РУССКИЕ ПОЭТЫ ХХ ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МБОУ «Школа-гимназия №1» городского округа СудакКолупаевой А. А. Задачи урока: познакомиться с произведениями поэтов 20 века о Родине и родной природе, с образом родины в стихах о природе, научатся поэтическому восприятию окружающего мира, соприкоснутся с поэтической культурой данного периода Кто с лаской тихою помыслил о березке, За здравье Родины затеплил тот свечу. И.Северянин Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)« Помню долгий зимний вечер…» « Детство прошло в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступавшим к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов» № Часть плана Опорная лексика 1 Об авторе 2 Основная тема стихотворения Стихотворение о детстве, родине, родной природе 3 Мысли и чувства автора Поэту приятно вспоминать детство, он отчетливо помнит свои детские ощущения и чувства. Мысли автора добрые, хорошие, он любит родину 4 Главная мысль (идея) Родная природа дает человеку силы, успокаивает 5 Художественные средства, использованные автором Эпитеты: «долгий зимний вечер», « тихий сон»Метафоры: «тускло льется свет лампады» «ходят медленно и плавно золотые волны ржи»Олицетворение: «буря плачет у окна», «воет вьюга», «тихий шепот лета», « шепот зреющих колосьев»Прямая речь Лирика – род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. Чувства, переживания не описываются, а выражаются. Особенности лирики - стихотворная форма, ритмичность, небольшой размер, отражение переживаний лирического героя. Дмитрий Борисович Кедрин (1907-1945)« Алёнушка» околица – 1) округ, окружная местность; 2) непрямая дорога, в стороне от жильяомут – яма под водой, в реке, в озере; обрывистые, глубокие места в водестойбище- 1)становище кочевников Сибири; 2) оседлое поселение народов Приамурья.вотчина – село, деревня, перешедшее во владение по прямому наследству или покупкой.лихая сила – 1) молодецкий, бойкий, хватский, проворный, щегольской, удалой, ухарский, смелый и решительный; 2) злой, злобный, мстительный, лукавыйнетленная краса – 1) не подверженный тлению, разложению; 2) никогда не исчезающий, вечно. № Часть плана Опорная лексика 1 Об авторе 2 Основная тема стихотворения О родине: ее сказочной природе, силе 3 Мысли и чувства автора Поэт любит родину, представляет ее девушкой – Аленушкой, сказочной героиней 4 Главная мысль (идея) «Я бродил бы тридцать лет по свету,А к тебе вернулся б умирать…»- дороже Родины нет ничего на свете! 5 Художественные средства, использованные автором метафоры Николай Михайлович Рубцов (1936-1971)«Родная деревня» « … ангел Родины незлобивой моей» Г. СвиридовРодился в городе Емецке Архангельской области. Был пятым ребенком в семье, в шесть лет (в 1942 году) потерял мать, остался без отца и был отдан в детдом в селе Никольском под Тотьмой. Мать умерла. Отец ушел на фронт. Соседка злая Не дает проходу. Я смутно помню Утро похорон И за окошком Скудную природу № Часть плана Опорная лексика 1 Об авторе Вологодский поэт. Годы жизни: 1936-1971.Человек и природа – основная тема творчества 2 Основная тема стихотворения Отношение к тому месту, где ты родился и вырос 3 Мысли и чувства автора Любовь к деревне, несогласие с поспешным желанием покинуть ее, поменять на город; уверенность в том, что такое чувство любви есть у каждого человека. 4 Главная мысль (идея) Выражена в последней строфе: сравнение с благополучием столицы и заграницы вернет человека к родным местам 5 Художественные средства, использованные автором Инверсия, эпитет (пылкий мальчик), прямая речь, нейтральная и разговорная лексика. Язык стихотворения прост и ясен Дон-Аминадо (1888-1957)«Города и годы» Аминад Петрович Шполянский, с 1920 года находился в эмиграции.… Но один есть в мире запах, И одна есть в мире нега: Это русский зимний полдень, Это русский запах снега. В своих произведениях поэты воплотили образ Родины своего времени и поведали нам о своей любви к ней. Они завещали нам любить и беречь родную природу, многовековые традиции нашей страны. И я обращаюсь к вам с призывом сохранить всё то, что было создано, жить в мире, дружбе и любить свою Родину! Домашнее задание: Выполнить идейно-художественный анализ стихотворения Дона-Аминадо «Города и годы», С. 163-170 читать выразительно, выучить наизусть одно из стихотворений.Сильным ученикам: проект С. 170. - Что нового вы узнали на уроке?- Сложно ли анализировать стихотворения?- Что удалось лучше всего?- Лирику кого из поэтов ХХ века вы хотели бы прочесть дома?