Кружок по физике 7 класс


Учебно-тематический план.
№ Тема Общее количество часов Теория Практика
1 Вводное занятие. 1 1 -
2 Измерение физических величин 3 1 2
3 Первоначальные сведения о строение вещества. 4 1 3
4 Взаимодействие тел. 6 2 4
5 Давление твердых тел, жидкостей и газов. 12 3 9
6 Подготовка и проведение недели физики. 3 2 1
7 Работа и мощность. Энергия. 5 1 4
8 Итоговое занятие. 2 1 1
ИТОГО 36 12 24
Содержание программы
№ Тема Форма Содержание
1 Вводное занятие. теорияБеседа. На первом занятии с учащимися проводится инструктаж по правилам поведения в кабинете физики, при проведении экспериментальных заданий. На вводном занятии учащиеся знакомятся с оборудование кабинета физики и в частности с лаборантской. Так же они знакомятся с содержанием курса кружка, с его особенностями и отличиями от обычных уроков физики. Заводится «Тетрадь открытий».
2 Измерение физических величин теорияБеседа. Теоретическое обоснование. Определение цены деления и показаний домашних приборов.
практикаПрактическая работа.
Конструирование приборов. Измерение объемов сосудов различной емкости, твердых тел различной формы. Определение толщины провода, ниток, собственного волоса. Измерение температуры воды при различных условиях (холодная, горячая, при смешивании).
Конструирование рычажных весов и измерение с их помощью массу различных тел.
3 Первоначальные сведения о строение вещества. теорияБеседа. Теоретическое обоснование. О строении вещества. Диффузия. Агрегатные состояния вещества.

практикаНаблюдения.
Проблемный эксперимент.
. Наблюдение и описание движения частицы (крахмала или графита) в воде.
Построение гипотезы о зависимости скорости диффузии от температуры и проверка ее при различных температурах.
Взаимодействия частиц различных веществ, в частности явления смачивания.
Вещества в различных состояниях.
Наблюдения за поведением пара в двух одинаковых тонкостенных стаканах, один из которых закрыт и сравнение объемов. Объяснить на основе уже имеющихся знаний.
4 Взаимодействие тел. теорияБеседа. Теоретическое обоснование. Характеристики механического движения. Инерция. Масса тела. Плотность вещества. Силы.
практикаЭкспериментальная задача. Наблюдения. Проблемная задача.
Конструирование приборов. Изображение своей траектории и перемещения при подъеме с первого этажа школы на последний и вычисления своего пути и скорости.
Наблюдения инерции и определения тормозного пути автомобиля с ДУ.
Определение плотности различных тел и жидкостей. Задача на определения средней плотности своего тела.
Конструирование рычажных весов и определения с их помощью силы тяжести и веса тела при различных условиях.
Конструирование динамометра с помощью резинки и измерение силы тяжести, силы трения.
5 Давление твердых тел, жидкостей и газов. теорияБеседа. Теоретическое обоснование.
Давление твердого тела. Закон Паскаля. Давление жидкостей. Сообщающиеся сосуды. Сила Архимеда. Плавание тел
практикаКонструирование приборов. Наблюдения.
Дискуссия. Определение давления на поверхность собственного тела, других твердых тел.
Изготовления прибора, демонстрирующего закон Паскаля с помощью пластмассовой бутылки
Изготовления прибора, демонстрирующего давление жидкости с различной высотой столба, с помощью пластмассовой бутылки.
Изготовление сообщающихся сосудов из различных материалов (корпус шариковых ручек, соломинок для коктейля и т.д.) и наблюдения закона сообщающихся сосудов.
Наблюдение явлений, вызванных атмосферным давлением.
Изготовление манометра с помощью капельницы, линейки, резиновой пленки и крышки от бутылки.
Изучения принципа работы поршневого жидкостного насоса с помощью модели. Смоделировать свой насос.
Изучение моделей гидравлического пресса. Смоделировать свой пресс.
Изучение гидравлических машин и их моделирование.
Наблюдение действия выталкивающей силы пресной и соленой воды на вареное яйцо.
Определение Архимедовой силы, действующей на кусок мыла, используя пружинные весы и кастрюлю с водой.
Изучение условий плавания банки с полиэтиленовой крышкой в ведре с водой.
Моделирование воздушного шара. Изготовление кораблика из бумаги и определение выталкивающей силы.
Защита модели.
6 Подготовка и проведение недели физики. теорияРеферат Выпуск газеты научных открытий.
практикаИгра.
Эксперимент Организация «Выставки экспериментов».
КВН «Эврика».
7 Работа и мощность. Энергия. теорияТеоретическое обоснование. Работа и мощность. Простые механизмы. КПД простого механизма. Закон сохранения механической энергии.
практикаЭкспериментальная задача.
Конструирование механизмов Расчет работы и мощности человекам при подъеме на последний этаж школы.
Изготовление простых механизмов (рычаг, блок) из подручных средств.
Экспериментальная проверка «Золотого правила механики».
Определение КПД изготовленных простых механизмов.
Выявление закона сохранения механической энергии в опытах с банкой-бумерангом.
8 Итоговое занятие. Конкурс Конкурс проектов.
Методическое обеспечение: разработки мероприятий, бесед, рекомендации по проведению практических работ, по постановке экспериментов, опытов; тематика опытнической или исследовательской деятельности.
Техническое оснащение занятий: лабораторное оборудование кабинета физики, бытовые приборы, подручные средства, модели поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса, компьютер.
Список литературы, используемой учителем:
Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. 5-6 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. М., 2001.
Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. М., 2007.
Перышкин А.В. Физика 7 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. М., 2007.
Список литературы, рекомендованный учащимся:
Колтун М. Мир физики. М. «Детская литература», 1987.