Профессия БИБЛИОТЕКАРЬ .Капитаны книжных морей.













сценарий мероприятия для школьников,
посвященный профессии библиотекаря











Марьяновская школа

Ведущий 1 – Сегодня мы отправляемся в одну страну - страну  профессий. Конечно, с профессиями вы пока знакомитесь на примере своих родителей. Но пройдет немного времени, придется выбирать профессию и вам, искать себе занятие на всю жизнь. Чтобы не ошибиться, вы должны хорошо знать, что представляет из себя та или иная профессия. И вот сегодня мы с вами начнем наше путешествие по профессиям. Поднять паруса! Свистать всех наверх! Полный вперед! А вот и первая остановка! Впереди – остров Библиотекарей.
Ведущий 2 – Каких профессий только нет:                       Художник, повар и поэт,                       Учитель, доктор и аптекарь,                       Но есть еще библиотекарь.                       Волшебник в мире книг живет,                       Все для читателей найдет!                       В библиотеку мы идем,                       Как в свой родной, любимый дом.                       Глядят на нас со всех страниц                       Десятки знаменитых лиц.                       В библиотеку мы идем,                       Как в свой родной, любимый дом!
Ведущий 1 – Известный французский поэт Шарль Бодлер писал: «Колыбель моя была в библиотеке». Можно сказать, что в библиотеке была колыбель всей современной цивилизации. Мы не всегда отдаем себе отчет, сколько гениальных идей и открытий кануло в лету до появления библиотек. По крайней мере трижды разные народы заново изобретали бумагу, компас, фарфор, повторяли через века географические и астрономические открытия, пока библиотекарь не прекратил этот сизифов труд, взяв на себя уникальную миссию собирать и передавать добытые знания. Ведущий 2 – Давным-давно человек придумал знаки письма. Среди них были узелки, рисунки, буквы, иероглифы и даже отдельные предметы. Придумывая письменность, люди хотели оставить потомкам свои открытия, мысли, чувства - поэтому создал человек книгу. Книга тоже была разная: папирусный свиток и глиняная табличка, деревянная дощечка и берестяная полосочка. Материалом для книг были и кость и камень, и кожа животных. И давным-давно человек стал книги собирать. Богатые правители почитали своим долгом иметь при своих дворцах библиотеки. Еще и слова такого не было «библиотека», а собрания книг уже существовали. Послушайте, как они назывались: «Приют мудрости», «Аптека для души», «Дом наставлений и советов». Домашние библиотеки прошлых лет, засыпанные пеплом, спрятанные под семью замками – как много они рассказали нам о тех далеких годах! Сегодня мы находимся в школьной библиотеке. Сейчас мы попробуем выяснить, чем отличается труд библиотекаря от труда других людей. Ведущий 1 -  Попытайтесь отгадать кроссворд. Ключевое слово по вертикали: Как называется работник библиотеки, который запишет Вас в библиотеку, поможет выбрать нужную книгу?  (Библиотекарь). Он прекрасно знает литературу, часто беседует с ребятами о книгах, помогает им стать хорошими, умелыми читателями. Он посоветует тебе, что прочитать, научит выбирать книги и находить их на книжной полке. С. Маршак: «Память о замечательной книге навсегда связана в нашей душе с воспоминаниями о человеке, который снял ее для нас с книжной полки, и, улыбаясь сказал: «Прочтите эту, не пожалеете!..»! 1. Отдел библиотеки, в котором производится выдача литературы на дом. (Абонемент). 2. Куда мы спешим, если нам        хочется почитать интересную книгу или нужен дополнительный материал для доклада?  (Библиотека). 3. Полоска из картона, которая вкладывается в книгу для того, чтобы отметить нужную страницу.   (Закладка). 4. Что нам особенно нужно для занятий в читальном зале? (Тишина). 5. Карточка установленного образца, используемая для индивидуального учета читателей и выданной литературы.  (Формуляр). 6. Какой документ нужен для записи в библиотеку?  (Паспорт). 7. За окнами гуляла вьюга,
    Чертила на стекле узор,      А мы в тепле с любимым другом      Вели весь вечер разговор.      Показывал он мне картинки,      Ребячий лагерь, лес, костер      Я взял чернильную резинку      И с друга пятнышки все стер.     Потом закладкой голубою         Листы до завтра заложил,    Взял друга бережно рукою    И в шкаф на полку положил.     (Р. Рождественский).   (Книга). 8. Специальное помещение, где читатели могут работать с книгами, газетами, словарями. Здесь тихо, правильное освещение.  (Читальный зал).
9. Человек читающий?  (Читатель). Ведущий 2 – Кроссворд мы с Вами разгадали. А сейчас надо представить себе, что Вы стали библиотекарями, перед Вами читатели, они ждут, какие же книги Вы им порекомендуете прочесть.
Конкурс «Реклама». Нужно рассказать о книге так, чтобы ее сейчас же захотелось взять и прочесть.
Ведущий 1 – Работа библиотекаря требует разносторонних знаний и умений. Нужно не просто выдавать книги, а знать их, уметь предложить каждому читателю то, что ему будет интересно. Библиотекарь – это лоцман в огромном море книг. Он должен знать писателей, их произведения, героев. И Вам сейчас необходимо показать свои знания.  
А ты, дружочек, не зевай,          Нам поскорее отвечай:          Героя книги укажи,          Затем писателя скажи.          Названье книги не забудь,          И станешь первым! В добрый путь!
Конкурс: Три столика: На первом – карточки с фамилиями писателей; на втором – с названиями произведений; на третьем – с именами главных героев. Собрать.
Ведущий 2 – В библиотеке тишина Совсем иная, чем повсюду, Мне кажется, порой она В себе утаивает чудо. В ней слышен зов далеких стран, В ней скрыты тайны океанов. Вот, слышишь, - Немо-капитан О чем-то спорит с д’Артаньяном.
Послушный зову твоему Здесь Дон Кихот на помощь мчится. Ответ на сотни «почему?» На книжных прячется страницах. Дверь в чудеса открыта здесь Для всех, любому человеку Ведущий 1 – Представьте, что Вы – библиотекарь, к Вам подходит читатель, просит найти ему книгу. Но он знает только название книги. Авторов забыл. Ваша задача – назвать авторов книг.  (Приложение № 1). Ведущий 2 – Книги, как и люди, проживают разную жизнь, и у каждой книги своя судьба. А у библиотечных книг - особая. Они проходят через множество рук. Поэтому внимания и заботы им нужно больше. Давайте возьмем совершенно новую, хорошую, здоровую книжку и «больную» с помятыми, засаленными страницами, рваным переплетом и с художествами юных читателей. Полистав такую книгу, сквозь шелест страниц так и слышишь крик о помощи: «SOS!» Вы, как библиотекари, должны воспитывать своих читателей. Что Вы им можете сказать? Как они должны относиться к книгам? Конкурс «Кто лучше защитит книгу».
Ведущий 1 – Часто случается так, что нерадивые читатели отрывают и теряют обложки, вырывают страницы. Как узнать, из каких книг эти странички? Конкурс «Книжное дерево». По отрывкам узнать произведение.
Ведущий 2 – Читая, каждый из нас становится умнее, сильнее, добрее, благороднее. Приходите в библиотеку – обитель знаний. Займите там достойное место.          Профессии полезнее на свете          Ты не найдешь, хоть все переберешь.          Сюда приходят взрослые и дети,          А также посещает молодежь.                    Здесь всегда на месте                    Детектив и пресса,                    И романы тоже хороши.                    Здесь любой подыщет                    То, что в жизни ищет:                    Пищу для ума и для души

Приложение 1 Стойкий оловянный солдатик  (Андерсен). Федорино горе (К. Чуковский). Мишкина каша (Н.Носов). Малыш и Карлсон, который живет на крыше (А. Линдгрен). Приключения Чипполино (Д. Родари). Кот в сапогах (Ш. Перро). Горшок каши (Братья Гримм). Урфин Джюс и его деревянные солдаты (С. Волков). Дядя Федор, пес и кот (Э. Успенский). Снежная королева (Андерсен). Денискины рассказы (В. Драгунский). Вредные советы (Г. Остер). Крокодил Гена и его друзья (Э. Успенский). Приложение 2 Визитные карточки: Илья (Муромец) Али (Баба) Кощей (Бессмертный) Винни (Пух) Почтальон (Печкин) Красная (Шапочка) Старик (Хоттабыч) Соловей (Разбойник) Доктор (Айболит) Крокодил (Гена) Синьор (Помидор) Кристофер (Робин) Папа (Карло) Князь (Гвидон) Сивка (Бурка) Карабас (Барабас) Наследник (Тутти)

Заголовок 315