Формирование интеллектуально – речевых умений на уроках литературного чтения в начальной школе


Формирование интеллектуально – речевых умений на уроках литературного чтения в начальной школе
В наш компьютерный век стремительно падает интерес детей к чтению художественной литературы. Из-за чего словарный запас детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли. Эта проблема тесно связана с проблемой успеваемости, причем не только в начальных классах. Учителя разных предметов должны объединить свои усилия в плане работы по развитию у детей общеучебных умений.
Речевая деятельность школьников лежит в основе интеллектуально – речевых умений. В эту группу входят следующие умения: определение темы, основной мысли текста, составление плана, конспектирование, подробный, выборочный или сжатый пересказ содержания текста и т.д.
На каждом уроке ребёнок читает, слушает, отвечает, т. е. общается с одноклассниками, учителями, книгой. У него формируются такие умения, как умение слушать, отвечать на поставленные вопросы, умение выражать своё отношение к чему – либо, давать оценку поступку героя. Все эти умения теснейшим образом связаны между собой и являются частью комплекса умений учебного труда.
Чем раньше начать работу по формированию интеллектуально – речевых умений, тем ощутимее будет результат. Программой начальных классов предусматривается формирование интеллектуально – речевых умений на уроках литературного чтения. Среди них важное место занимают умения пересказывать текст подробно, выборочно или сжато. Они связаны с реализацией задач обучения в курсах русского языка и литературы, географии и биологии, а также других дисциплин, изучаемых в средней школе.
Без целенаправленной систематической работы многие дети не овладевают этим умением. Главной причиной такого положения является то, что учащиеся не имеют необходимых знаний о способах деятельности. Чаще всего в овладении ими идут методом проб и ошибок. Работу по формированию этих умений следует проводить от простого к сложному. В 1 классе основной упор сделан на формирование у детей умения подробно пересказывать текст, во 2 классе – выборочно пересказывать текст, в 3 классе сжато пересказывать текст.
Сказанное не означает, что, например, в 1 классе дети имеют дело только с подробным пересказом и никак не касаются других его форм – выборочного и сжатого. Ученики буквально с первых школьных шагов практикуют все возможные виды пересказов. Эта работа проводится на протяжении всех лет обучения в начальной школе. Однако в каждом классе особое внимание уделяется в смысле детальности и тщательности отработке одному из них.
Что значит подробно пересказать текст? Как этому научиться?
Подробно пересказать текст – значит своими словами передать содержание того, что только что прочитал. Но передать содержание прочитанного надо так, чтобы тот, кто не читал этот текст, понял, о чём и что в нём говорит автор. Для обучения подробному пересказу лучше брать текст достаточно большой, чтобы учащиеся не могли запомнить его дословно. Только в этом случае дети могут проявить некоторую самостоятельность в построении своего текста, но «на основе данного». И этому следует учить, поскольку умение пересказывать совершенно необходимо школьнику на любой ступени обучения.
Сформировать это умение можно лишь в процессе каждодневной учебной работы школьника по определённому плану.
Во – первых, любой текст учит внимательно прочитывать, с тем, чтобы понять, для чего автор написал этот текст. Какова его основная мысль. Ведь чтение – это то, чему мы учим, и в то же время то, посредством чего ученик учится. Следовательно, чтение выступает как учебное умение самого широкого и универсального плана. Значит, чем лучше ребёнок овладевает навыком чтения, тем легче он будет учиться.
Во – вторых, чтобы сделать пересказ прочитанного интересным, нужно обращать внимание детей на самые точные и яркие слова и выражения, т. е. воспитывать внимательное отношение к авторскому слову. В – третьих, в работе над пересказом необходимо деление текста на законченные части с выявлением в каждой из них самого главного.
Лишь после такой предварительной работы дети пересказывают текст. Данный порядок работы с текстом нарушать не следует, чтобы дети смогли его запомнить.
Следующий этап работы над пересказом – обстоятельная отработка выборочного пересказа текста. Программой предусмотрено формирование умения «находить в тексте слова и выражения, которые характеризуют действующих лиц». Формирование такого умения является развитием и углублением ранее сформированного умения. Тщательную отработку умений выборочного пересказа следует строить на базе хорошо усвоенных умений по подробному пересказу. Выборочный пересказ сродни выборочному чтению, которым ученики пользуются уже свободно, и связанные с ним умения они переносят на отбор материалов для пересказа, предусматривающего передачу уже не всего текста, а лишь какой – то его части. Выборочное изложение формирует у учеников умение собирать и систематизировать материал. Это умение имеет большое значение, как для развития связной речи, так и для обеспечения возможности учащимся успешно учиться.
После чтения и основательного разбора содержания рассказа К. Паустовского «Барсучий нос» приступаем к углубленному обучению детей выборочному пересказу. Вопросы и задания, посредством которых дети производят отбор фактов, точно ориентированы на материал в тексте, где было сконцентрировано содержание, необходимое для ответа. Например: «Расскажите, как К. Паустовский рисует утро в лесу», «Как лечился барсук?».
На следующем этапе урока задача усложнилась. Теперь для выборочного пересказа необходимо собрать материал по всему произведению. Так, чтобы представить себе внешний вид барсука, его повадки, образ жизни, дети (с карандашом в руках) выбирают слова и выражения, записывают их в блокнот, а потом только пересказывают.
Заданий, побуждающих детей заниматься выборочным пересказом, в «Книгах для чтения» вполне достаточно. Постепенно дети переходят к письму небольших выборочных изложений готового текста. Эта работа оказывает большое влияние на формирование у детей умения работать с текстом.
Продолжая отрабатывать ранее приобретённые умения труда, дети постоянно движутся вперёд и уже к 3 классу осваивают умение кратко передавать содержание прочитанного.
Как сделать из большого текста маленький? Может быть, пересказать текст до половины? Но тогда не всё будет понятно. Следовательно, надо сделать так, чтобы было передано содержание всего произведения, но передано кратко, без деталей, только самое главное.
В жизни мы нередко сталкиваемся с кратким (сжатым) пересказом. Так во время демонстрации по телевидению какого – либо многосерийного фильма перед просмотром каждой следующей серии диктор обычно кратко знакомит нас с содержанием предыдущих серий. А это не что иное, как сжатый пересказ. Диктор сообщает нам лишь самое главное, основное, без чего дальнейшие события не будут понятны зрителю. Второстепенные детали в сжатом пересказе опускаются. Но делать его нужно осторожно и обдуманно. Не всегда после исключения отдельных подробностей текст остаётся узнаваемым, на что особенно следует обращать внимание учащихся. Надо помнить о том, что в кратком пересказе тема и основная мысль текста должны быть сохранены.
Сжатие текста осуществляется в определённой последовательности. Прежде всего, надо внимательно прочитать текст и постараться понять, о чём он. Затем выбираются самые главные события, такие, без упоминания которых пересказ будет непонятен слушателю. Об этом главном надо научиться говорить обобщённо, т.е. в нескольких словах, одной – двумя фразами. Повседневное внимание к формированию умений работать с текстом с ориентировкой на превращение их в прочные навыки – задача каждого учителя.