ПРоект профессионального самоопределения Профессионалами не рождаются, профессионалами становятся!

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасии
«Абаканский строительный техникум»


























Абакан, 2015
2. Руководитель проекта, основные исполнители Руководитель проекта – заместитель директора по УПР - Смертина С.А. Авторы: Саутина Ирина Николаевна – педагог-психолог, ГБПОУ РХ АСТ Кокова Елена Петровна – социальный педагог, ГБПОУ РХ АСТ Исполнители: -председатель МО строительного профиля; -председатели РУМО; -социально-психологическая служба; - преподаватели спецтехнологии; -мастера П/О; -работодатели: НП «Союз строителей», предприятия на которых обучающиеся проходят производственную практику. 3. Место нахождения образовательной организации: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Абаканский строительный техникум» г.Абакан, ул.Кирова, 254.

4. Характеристика целевой группы: (описание целевой группы, на который направлен проект)
Обучающиеся школ Республики Хакасии ( выпускники 8,9 классов);
Обучающиеся по программам профессионального обучения;
Студенты, обучающиеся по основным образовательным программам среднего профессионального образования;
Студенты осваивающие дополнительное профессиональное обучение;
Родители (законные представители) студентов.

5.Обоснование актуальности проекта: постановка проблемы анализ исходной ситуации
На сегодняшний день одна из основных проблем техникума кроется в недостаточной подготовленности выпускников школ к выбору профессий.
Они недостаточно ориентированы на вопросы построения жизненных перспектив и опираются на мнение друзей, родителей, и в меньшей степени на собственные интересы и потребности, некоторые вообще этих потребностей не знают.
В результате анкетирования 144 студентов первого курса социально-психологической службой было выявлено что:
-38% обучающихся на вопрос «Почему ты выбрал эту профессию?», ответили, что : «Необходимо получить какую нибудь профессию»;
- 24% опрошенных считают что: « нет возможности получить другую профессию, так как не хватило баллов при поступлении на ту профессию, которая нравится»;
- 42% опрошенных считают что: « получив выбранную профессию они будут получать большую заработную плату».
Анкетирование выпускников 2015 уч.года показало, что на вопрос « будут ли работать по данной профессии?», ответили:
- 42% - затруднились ответить будут ли работать;
- 19% ответили что, не будут работать по данной профессии;
- 39% - ответили что будут работать по данной профессии.

6. Цель проекта: Активизация профессионального и личностного самоопределения школьников и студентов техникума.
Основные задачи проекта:
Повышение мотивации у школьников, студентов к выбранной профессии через погружение в профессию;
Совершенствование механизмов государственно-частного партнёрства в области подготовки квалифицированных рабочих;
Составление индивидуального перспективного плана профессионального развития выпускника.

Сроки реализации проекта: ( с 10.01.2016 по 26.06.2019)
Основные этапы реализации проекта:
1 этап – 2016 г. – проектно-организационный;
2 этап – 2016г. – 2018 г. - деятельность и реализация проекта;
3 этап – 2019г. - рефлексивно-обобщающий.








































7. Критерии оценки эффективности проекта.

Задача
Планируемые результаты
Механизм измерения результатов
Сроки решения задачи

1. Повышение мотивации к выбранной профессии, через погружение в профессию.

Создание условий для успешной мотивации через включение студентов:
-в различные виды профессионально-ориентированной учебной деятельности;
-широкое использование различных образовательных технологий;
-вовлечение в проектную деятельность
Удовлетворенность профессией от курса к курсу ( мониторинг)
Январь 2016 г.по
июнь 2019 г.

2. Совершенствование механизмов государственно-частного партнёрства в области подготовки квалифицированных рабочих.



1.Определение новых более эффективных форм взаимодействия с социальными партнёрами, родителями.
2.Реализация сетевых форм обучения предприятий, партнеров, ОУ.
3.Выполнение совместных планов по реализации проекта.


Установление договорных отношений с более четким определением прав и обязанностей.
Договоры о сетевой форме реализации образовательных программ
Организация совместных мероприятий с партнерами, родителями: (экскурсии, походы, игра в пинбол, совместное участие детей и родителей в конкурсе «Древо профессии» и т.д.
2017 - 2019 г

3. Составление индивидуального перспективного плана профессионального развития выпускника.

В течение двух лет (один год обучения и один год последующего трудоустройства) обучающие реализуют свой план ЦСТВ
«Профессионал».


Отслеживание уровня удовлетворенности профессией, практических навыков и умений, сферы приложения на этапе прохождения производственной практике и непосредственно при устройстве на работу.
Постоянный контроль реализации плана и при необходимости внесение корректировок в план.



Мониторинг трудоустройства выпускников
 

Индивидуальный план выпускника хранится в ЦСТВ в течение 1 года после выпуска обучающегося,
в течение
3 лет


8. Механизмы реализации проекта.

Мероприятие (название, форма, целевая группа)
Срок
Исполнители (с указанием конкретного вида деятельности, сфера ответственности)
Планируемые результаты
Необходимые ресурсы

1. Повышение мотивации у школьников, студентов к выбранной профессии, через погружение в профессию.


Информационно- просветительские дни, для школьников «День открытых дверей»; Дни СПО.
- оформление информационного стенда, стенда по трудоустройству, стенд гордость техникума.
-справочники и буклеты по профессии для школьников
-совместные мероприятия со школами г. Абакана по теме «День карьеры»; «Город мастеров;
- видеоматериал для школьников о профессиях, получаемых в техникуме;
- презентации по профессиям для школьников;
- выставки технического творчества студентов для школьников;
-встреча школьников с агитбригадой ОМВАД «Прометей»;
- экскурсия по учебным мастерским, мастер классы по профессиям техникума;
-организация экскурсий для школьников и студентов на объекты строительства, предприятия города.
1.2. Участие в ярмарках вакансий и выставках организованных ЦЗН для школьников и студентов техникума.
1.4. Встреча с центром занятости г.Абакана.

1.3. Встреча с выпускниками, добившихся карьерного роста.
1.5. Проведение анкетирования по изучению мотивации и адаптации в техникуме; методика определения мотивация учения (Каташев В.Г) для студентов, изучение сформированности профессионального самосознания, жизненный путь после выпуска.





1.6. Организация урока производственного обучения (разработка программы по профессиям, корректировка учебных планов по профессии)


1.7. Организация конкурса мастерства среди студентов РХ «Мастер строительных работ», «Мастер общестроительный работ», «Лучший сварщик», «Лучший электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Лучший автомеханик».
- Участие школьников в республиканских конкурсах профессионального мастерства;
- Республиканские олимпиады по предметам;
- Декадники МО по профессиям;
- Мастер классы по теме: «Каменная кладка: вчера, сегодня, завтра»; « В штукатуры я б пошел!» ;
«Автомеханик – это звучит гордо» и пр.
- Фестиваль профессий совместно со школьниками «Все профессии нужны, все профессии важны».
- Конкур портфолио студентов;
- Пресс-конференция по профессиям «Молодежь на рынке труда» - выпуск стенгазеты

1.8. Классные часы по профессии:
- « Я и моя профессия»;
-« Здесь работаю настоящие мужчины»;

1.9. Психологическая подготовка студентов техникума по вопросам «Как стать успешным», «Профессиональная пригодность- это что?»- мастер – класс по прохождению собеседований, написанию резюме.
1.10. Индивидуальная и групповая работа по вопросам карьерного роста «Как организовать своё дело».
Ежегодно















По плану




Ежегодно



Течение года









По плану




Ежегодно

















В течение года







Согласно плана техникума
Председатели МО, Зам директор по УВР, профориентаторы школ и техникума, агитбригада ОМВАД «Прометей».



















Педагог-психолог, социальный педагог.








Зам. директора по УПР, старший мастер, преподаватель спецдисциплин, мастера п\о.
Зам. директора по УПР, УВР,председатели МО, старший мастер, преподаватели спецдисциплин, мастера п\о.












Педагог-психолог, социальный педагог.


Педагог-психолог




Зам. директора по УПР,старший мастер, мастера п\о, методист
Консультирование по вопросам выбора профессии, оказание помощи в профессиональном самоопределении.
Информированность о состоянии рынка труда и решение будущего трудоустройства. Показать значимость в получаемой профессии. Формирование интереса к строительным профессиям у обучающихся школьников





Замер мотивации профессионального обучения. Выявление выбора профессии и удовлетворённости. Определение адаптационного уровня и социализации студентов.
УМК, ФОС.




Формирование мотивации у обучающихся школ и студентов техникума профессиональному самоопределению.

Формирование
Компетенций, необходимых для
успешного освоения профессии.
Повышение личностного, профессионального роста обучающихся.





Повышение профессионального и личностного роста выпускников.

Предпринима
тельство
Договор со школой, кабинеты, учебные мастерские, компьютерный класс, актовый зал.











Агитационные стенды, видеоматериалы, оборудование по профессиям.




Анкеты, опросники









Профессиональные стандарты



Профессиональные стандарты
















Разработка планов мероприятий, программ, презентаций.





Проект по предпринима-
тельству

Совершенствование механизмов государственно-частного партнёрства в области подготовки квалифицированных рабочих.


Заключение долгосрочных договоров с предприятиями строительной отрасли, субъектами и институтами рынка труда и образовательных услуг.
Согласование тем письменных экзаменационных работ с работодателями.



Проведение опроса работодателей предприятий
( оценка профессиональной компетентности студентов, работающих на практике).



Круглые столы, встреча с работодателями ( Н.Г. Стегней, гл.инженер ООО « Черногорск промстрой»; ИП Кутжеев Р.А., Андриянов С.А., мастер СМР ООО «Электика»; Борисов М.А., директор ЗАО АСМУ «Стальконструкция»; Васькин С.В., зам.директора по технике ФИЛИАЛА ФГУН «Охрана» МВД России по РХ.)
Круглый стол «Помощь родителей в профессиональном самоопределении обучающихся»;









Участие в слётах молодёжного движения, мероприятия «Центра молодёжных стратегический инициатив» при правительства РХ
По плану работы






Декабрь
Май - июнь




В сроки проведения декадников по профессиям


Ежегодно











Работа по плану профориентации




Старший мастер, мастера п\о.

Зам. директора по УПР, председатель МО, преподаватели спецдисциплин, мастера п\о.
Педагог-психолог





Зам. директора по УПР, старший мастер, председатель МО.




Зам. директора УПР, УР. Мастера п\о.










Зам.директора по УВР, педагог организатор, агитбригада ОМВАД «Прометей».
Долгосрочные договора

Защита выпускных квалификационных работ с участием работодателей.

Сформированность профессиональных компетенций выпускника согласно запросу работодателей.
Формирование устойчивого взаимодействия ОУ и производства.



Формирование правильных взаимоотношений между родителями и обучающимися при выборе профессии.
Контроль со стороны родителей за прохождение производственной практик и написание дипломных работ.
Повышение конкурентно- способности студента техникума. Повышение значимости и престижа рабочих профессий.
Проект договоров







Анкеты, опросы





Выполнение методических рекомендаций




Анкеты родителей











Дипломы сертификаты

3. Составление индивидуального перспективного плана профессионального развития выпускника.


3.1. Создание портфолио студента.





3.2. Оказание образовательных услуг по индивидуальным договорам (смежные профессии).



3.4. Устройство на место прохождение производственной практики.




Защита учебной, производственной практики.





3.6. Защита диплома (ПЭР)

3.7. Трудоустройство по профессии.

3.8. Сведения о продолжении образования выпускника.
В течение всего времени обучения.


В течение года



По графику прохождения производственной практики

Июнь





Июнь-Июль



Сентябрь
Зам.директора по УПР, мастера п\о, педагог организатор, педпагог-психолог.


Зам.директора по УПР, преподаватели спецдисциплин.


Зам.директора по УПР, мастера п\о.



Зам.директора по УПР, старший мастер, мастера п\о.
ГЭК, мастер п\о.



Зам.директора по УПР, старший мастер, мастера п\о.

Зам.директора по УПР, старший мастер, мастера п\о.
Фиксирование, накопление и оценка индивидуальных достижений студента в определенный период его обучения.
Возможность заработать деньги, иметь финансовую подушку безопасности.
Повышение конкурентно- способности на рынке труда.

Реферат, презентация, фотовыставка.
Формирование профессиональных компетенций по профессии.
Получение диплома.

Работа по профессии.

Отслеживание трудоустройства выпускников по окончанию техникума.
Профессиональные стандарты





















Диплом

Мониторинг



9. Ожидаемые результаты проекта:
В результате реализации проекта:
-увеличится количество студентов, получающих дополнительные смежные профессии на - 20%;
-увеличится количество профессий СПО, профобучения, дополнительного образования;
-увеличится количество студентов, получающих именные стипендии от НП «Союз строителей Хакасии» на - 20%;
-увеличится количество студентов, получающих стипендии правительства РХ - 12 человек;
-увеличится количество студентов, участвующих в профессиональных конкурсах техникума РХ и России;
-увеличится количество социальных партнеров, содействующих трудоустройству выпускников на - 30%;
-увеличится количество студентов, остающихся работать на предприятиях, на которых работали во время производственной практики на -35%;
-увеличится количество выпускников, добившихся карьерного роста- 5человек;
-увеличится количество выпускников, открывших свою предпринимательскую деятельность - 6 человек;
- увеличится количество выпускников возвратившихся в профессию на – 42%.

10. Достижение стратегической цели и решения стратегический задач проекта, обеспечивается за счёт реализации проектных мероприятий, которые представляют собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам и срокам действий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления и финансово- экономических механизмах.

Проект
профессионального
самоопределения
"Профессионалами
не рождаются,
профессионалами
становятся!"15