Описание по воображению и памяти.


Тема урока: Композиционные формы сочинения. Описание по воображению и памяти.
(Урок развития речи в 9 классе)
Цели урока:1. Познакомить учащихся с одной из композиционных форм сочинения – описанием по воображению и памяти. Ввести термин «синестезия».
2. Развивать образное восприятие мира учащихся через синестезию.
3. Воспитывать интерес к музыке, живописи, литературе.
Оборудование:
Учебник «Русская речь», автор Е.И.Никитина.
Портрет П.И.Чайковского.
Аудиозапись миниатюры «Осень» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.
Видеоролик «Картины русских художников об осени» или презентация.

Ход урока.
Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности.
Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года» («Осенняя песня. Октябрь»)
3. Актуализация и проблемное учебное действие.
Фронтальная беседа.
- Знакома ли вам эта музыка? Кто ее автор?
- Соответствует ли она вашему утреннему настроению?
- Попробуйте ее описать словами. Какие картины и образы возникают в вашем воображении? (устные словесные зарисовки учащихся).
- Спасибо. У вас, ребята, получилось неплохо. Значит, вы обладаете синестезией.
- Что такое синестезия? Это способность присваивать свойства, характерные для одного анализатора, другому. А если говорить проще, то это способность задействовать одновременно несколько областей чувств, например, зрение и слух или вкус, обоняние и осязание. Например, цветомузыка. Вам, конечно, приходилось наблюдать этот синтез музыки и цвета.
- А какие области чувств задействовали вы, описывая музыкальный фрагмент? (слух, воображение, память).
- Поясните, пожалуйста. (слух – так как мы слушали музыкальное произведение П.И.Чайковского; воображение – потому что, слушая, мы представляли какие-то картины; наша память, наш жизненный опыт помогали вспомнить, оживить эти картины, сделать их ярче, живее).
- Вот мы и подошли вплотную к теме нашего урока. Попробуйте ее сформулировать самостоятельно. («Описание по воображению и памяти»).
- Запишите в тетрадях число и тему урока, а также определение термина «синестезия», с которым мы только что познакомились.
4. Целеполагание.
- Я думаю, вы согласитесь со мной в том, что П.И.Чайковский, создавая свой цикл «Времена года», использовал тоже синестезию, ведь к этой музыкально миниатюре он подобрал эпиграф (упр.9)
- А как вы думаете, нужно ли совершенствовать синестезию, а если нужно, то для чего? (ответ в упр.2)
- Следовательно, вы сформулировали цель нашего урока.
Творческая практическая деятельность.
- А какой из видов искусств можно еще использовать, чтобы музыка стала зримой?
- Конечно, живопись. (видеоролик: Картины известных художников "Золотая осень", музыка П. И. Чайковского)
- Какой же вывод мы можем сделать? (все виды искусств взаимосвязанны, ведь не зря говорил Д.Б.Кабалевский, что «…вырастают все искусства из одной и той же почвы и питаются одним и тем же источником, имя которому – жизнь» упр.3 ).
- Я думаю, что вы готовы написать сочинение-миниатюру «Слушая «Осеннюю песнь» П.И.Чайковского».
Самостоятельная работа.
Сочинение-миниатюра с последующим чтением и обсуждением 2-3 работ.
Домашнее задание.
Упражнение 27. ( Подготовиться к игре «Узнай картину» : описать одну из картин известного русского художника без указания автора и названия.)
Рефлексия.
- С каким новым термином мы сегодня познакомились? (синестезия).
- Что он означает?
- Как он соотносится с темой нашего урока? (Синестезия способствует развитию образного восприятия мира, воображения и, в конечном итоге, устной и письменной речи, к чему мы и стремимся на уроках).
- Разобраться в теме урока нам помогла музыка П.И.Чайковского. В знак благодарности и преклонения перед талантом этого композитора составьте синквейн и запишите его на осенних листочках, цвет которых соответствует вашему настроению после урока (оранжевый : мне понравился урок, коричневый : урок не понравился, листок не окрашен : урок не оставил никаких впечатлений и эмоций).
Музыка П.И.ЧайковскогоОбворожительная, душевная
Вдохновляет, очаровывает, лечит,
Мир без музыки что птица без крыльев
Волшебство