Литературное чтение (Обучение грамоте. 1 класс) Закрепление буквы Ё и её звуковых значений.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БАХЧИСАРАЙСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
Г. БАХЧИСАРАЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ









Литературное чтение (обучение грамоте, 1 класс)

Тема: «Закрепление буквы Ё и её звуковых значений»








Учитель: Булычева И. В.
Стаж: 34 года
Категория: высшая







Тема урока: Закрепление буквы ё и её звуковых значений. Чтение слов и текстов.

Цель урока: закреплять функцию буквы ё обозначать в определённых позициях один звук [о] и 2 звука [й о], совершенствовать технику чтения детей; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; развивать устную речь, логику, сообразительность; активизировать познавательную деятельность учащихся; воспитывать любовь к природе, любовь к чтению.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь осуществлять самоконтроль выполненной работы с доски; самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
Личностные: стремятся к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом; стараются проявить по назначению приобретенные математические способности.

Оборудование: буква Ёё, буква А (звукочеловек); иллюстрация ежа, ерша, рыбы-ежа, сурка, медведя, барсука, черепахи, ящерицы, змеи, муравья, муравейника, ёлки; 3 ежонка со слогами, 3 ёлочки со слогами; карточки с родственниками словами к слову ёж, наголовник двух ежей; домики со слогами; 2 разноса для яблок; 2 корзинки; счётный материал (красные и жёлтые яблоки); мягкая игрушка ёжика; микрофон, магнитофон, диск с «Песенкой о ёжике»; дед-буквоед (игрушка).
У каждого ученика: учебник «Азбука», книга «Весёлая азбука», веер с буквами, звуковые фишки, простой карандаш.

Ход урока
I Организационный момент
Дети хором: Мы пришли сюда учиться,
не лениться, а трудиться,
работаем старательно,
слушаем внимательно!

II Сообщение темы урока
- Какую букву мы изучаем на двух последних уроках чтения?
Сегодня мы будем закреплять эту букву (показать букву ё), работать над новым текстом и скороговоркой, развивать свою речь.

III Повторение и закрепление материала
1. Описание ёжика
- Чтобы справиться со всеми заданиями, нам нужен помощник, и он появится, если узнаете его по описанию. Слушайте внимательно. Это животное небольшого размера. Голова большая, мордочка вытянутая, уши небольшие, нос острый и постоянно влажный. Голова и брюхо покрыто волосами. На лапах по 5 пальцев с острыми когтями.
- Вы догадались, кто это? (иллюстрация ёжика). О каком главном признаке этого животного я не сказала? (об иголках).
- Иголки у ёжика –это изменённые волосы, они короткие около 3 см. Внутри иголки пустые и наполнены воздухом. У взрослых ежей 5-6 тысяч иголок.
- Нам на уроке будет помогать вот этот ёжик (мягкая игрушка ёжика).
- Вам нравится этот ёжик? А почему он будет нашим помощником на уроке?


2. Работа над словом ёжик
- Ёжик предлагает нам такие задания:
- В лесу живёт дед-буквоед, который перепутал буквы в слове. Составьте слово и прочитайте его.
- Какая орфограмма в слове? (жи)
-Разделите слово ёжик на слоги.
- Какой слог ударный? Почему? (слог с буквой ё всегда ударный).
- В какой домик поселили ёжика? (домик на доске).
- Составим звуковую схему слова (один у доски мелом, остальные – на партах звуковыми фишками).
- Определим количество букв и звуков (букв 4, звуков 5).
- Почему звуков больше, чем букв?
- У нашего ёжика есть родственники. Назовите родственные слова к слову ёж (дети называют, потом читают на доске: ёж ёжик, ежиха, ежонок, ежишка, ежовая (семья), ёжась).
- Докажите, что это родственные слова (близкие по значению и имеют одинаковый корень ёж).
3. Чтение слов с буквой ё, работа над функциями буквы ё
- Помогайте ежатам найти свой дом под ёлкой. Слоги на ежонке и на ёлке должны составить слово. Берите ежонка и селите его в свой домик (по рядам: 1 ряд – селят первого ёжика, 2 ряд – второго, 3 ряд – третьего ёжика).
(слово жи – веет, по – ёт, ёл – ка).
- Какая буква есть в каждом слове? (Ё)
- Буква ё – самая молодая буква в русском алфавите, ей всего 200 лет, а другие буквы люди придумали давным-давно.
Буква ё – необычная буква. А почему она такая необычная? (обозначает 1 или 2 звука).
В каком слове буква ё обозначает 1 звук? (живёт – звук [о] и мягкость согласного в).
- Объя
·сните два других слова (поёт – после гласного звука буква ё обозначает 2 звука [й о]; ёлка – в начале слова 2 звука [й о]).
- Покажите на веере, какими ещё изученными буквами можно обозначить 1 или 2 звука (я,е).
4. Игра «Узнайте слово»
- Поиграем вместе с ёжиком. Я буду называть слова, а вы будите хлопать в ладони только тогда, когда слово начинается с буквы ё. Приготовились! Начали: енот, ёлка, яблоко, юла, ёрш, ель, яркий, ёж, тигрёнок.
- Сколько раз вы хлопнули в ладони? (3)
- Назовите эти слова (ёлка, ёрш, ёжик)
Мы мало слов встречаем,
Где ё стоит вначале.
Ты первым делом назовешь
3 слова: ёлка, ёрш и ёж (показать иллюстрации)
5. Составление предложения о ёжике
- Составьте предложение с этими словами (живёт, поёт, ёлка) о нашем ёжике
- Что делает весёлый ёжик под ёлкой? (под ёлкой живёт и поёт песенки весёлый ёжик)
- Вспомните правила написания предложений
6. Физминутка
Музыкальная физминутка «Песенка о ёжике».
7. Работа над текстом «Ёжик»
- Откройте букварь на с. 97
-Кого вы видите? (ёжика)
- Прочитайте самостоятельно текст об этом ёжике и поставьте простым карандашом крестик над словами, в которых есть буква ё
- Читаем текст вслух (1 ученик)
- Читаем текст цепочкой
- О ком рассказывается в тексте? (о ёжике)
- Что рассказывается о ёжике? ( как ёжик готовится к зиме)
- Так как же ёж готовится к зиме?
- Разделите слова с буквой ё на 2 группы: первая – слова, где буква ё обозначает 2 звука, вторая – слова, где буква ё обозначает 1 звук и показывает мягкость предыдущего согласного (1 группа – ёжик, своём; 2 группа – берёзкой, зверёк, тёплое, придёт, уснёт, гнёздышке).
- Какую работу выполняет буква ё в слове жёлтые? (обозначает звук [о], но не указывает на мягкость согласного звука, потому что звук [ж] всегда твёрдый).
8. Сообщение детей о ёжике
- На уроке труда вы делали поделку «Как ёжик готовится к зиме».
- На уроке природоведения вы готовили семейное сообщение о ёжике.
- Кто хочет рассказать о своём ёжике?
9. Физкультминутка
На физкультминутке я расскажу об образе жизни ёжика, а вы попытайтесь изобразить то, о чём я буду рассказывать.
Осенью ёжик роет себе нору и утепляет гнёздышко. Зимой он в норе крепко спит, свернувшись клубочком. Весной ёжик просыпается, потягивается, вылезает из норки.
Всё лето ёж ходит по лесу. В случае опасности ёж мгновенно сворачивается в колючий клубочек и фыркает сердито.
Иногда можно днём видеть, как забавляются эти животные.
10. Работа над скороговоркой
- Внимание, артикуляционная разминка.
Хором: Разминку начинаем,
скороговорку повторяем.
- Лежит ёжик у ёлки,
у ежа иголки.
- Познакомимся с новой скороговоркой. Слушайте внимательно.
- Прочитайте самостоятельно, цепочкой.
- Наш ёжик часто от людей слышал разные слова и всегда хотел спросить: почему мы люди так говорим?
- Давайте объясним ежу, что значит погода свежа. Какая это погода?
(прохладная).
- Что значит очень ёжась. Неужели мы в ежей превращаемся?
- Давай порассуждаем, когда мы съёживаемся? (холодно, страшно, прячемся).
- Попробуйте изобразить эту позу? (дети показывают).
- Кого она вам напоминает? (ёжик так делает от страха или холода).
- Вот почему люди так говорят.
- Поиграем в театр. Какие артисты появятся на сцене? (автор и два ежа, ежи в наголовниках).
11. Работа над многозначностью слова ёжик
- Дети, вы любите открывать для себя что-то новое? Сейчас ёжик поможет сделать вам маленькие открытия.
- Где можно встретить ежа? (в лесу это лесной ёж).
- А где ещё можно встретить еже? Вспомните по природоведению тему «Рыбы» (рыба-ёж, морской ёж).
- Почему эту рыбу так называют? (показать иллюстрацию).
- Иглы морского ежа длинные, кА спицы и служат для передвижения, защиты, а также выполняют роль рук.
- А на кого похожа стрижка у мальчика, когда подстрижен коротенький чубчик? (на ёжика).
- Сделайте вывод: слово ёжик имеет несколько значений, оно многозначное.
12. Беседа о животных, которые впадают в зимнюю спячку
- Каких вы знаете животных, которые тоже зимой спят? (показ иллюстраций: медведь, барсук, черепаха, ящерица, змея, сурок, насекомые).
- Первыми просыпаются сурки. 2 февраля проснулся первый сурок.
- Как змея в этом году связана с жизнью людей? (год змеи по восточному календарю наступил 10 февраля).
13. Работа над загадкой
- Поработайте в парах. Прочитайте загадку друг другу.
- Кто сможет прочитать загадку, соблюдая секреты чтения? В каких словах прибегает звукочеловек (показать букву А).
- Расскажите, как зимуют муравьи.

IV Подведение итога урока
- Вот закончился урок,
подвести пора итог.
- Что вам больше всего запомнилось на уроке? (дети говорят в микрофон).
- Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справились легко, уверенно, возьмите красное яблоко.
- Если вы затруднились при выполнении каких- либо заданий, что-то не получилось, возьмите жёлтое яблоко (2 разноса с яблоками учитель несёт по классу).
Давайте все яблоки подарим нашему ёжику. Выходят дети по рядам и кладут в 2 корзины.
- Вы хорошо потрудились, и каждый получит заслуженную похваляшку от нашего ёжика с его портретом.

15