Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) вариант D обучающейся 3 класса Стариковой Татьяны


ОКОУ «ПЕНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» КУРЧАТОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
"Рассмотрено"
Руководитель МО
_______________ Т.Н.ЧерноусоваПротокол № ______
от "___" ____________ 2016г. "Согласовано"
Зам.директора по УВР
_______________ Т.Н.Черноусоваот "___" ____________ 2016г. "Утверждаю"
Директор Пенскойшколы-интерната
_______________ И.И.Евдокимоваот "___" ____________ 2016г.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
(вариант D)
обучающейся
______Стариковой Татьяны Александровны_____
(фамилия, имя, отчество)
Ответственный за реализацию программы:
Учитель Лесная Светлана Ивановна.
СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Ф.И.О. Старикова Татьяна Александровна_________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________________
Домашний адрес __п..К.Либкнехта, ул.Комарова, д.4._______________________________
Сведения о родителях:
Мать _____-___________________________________________________________________
Отец _____-___________________________________________________________________
Выписка из анамнеза___ребёнок со сложным дефектом: психическое недоразвитие______
_выраженной степени: дефинцитарное развитие зрительного аппарата (гипоплазия ДЗН).___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Старикова Таня - ребёнок, имеющий серьёзные диффузные нарушения в работе головного мозга, что обусловливает возникшие различные, с разной отчетливостью, выраженные отклонения, проявляющиеся в различных видах психической деятельности, и, в особенности - в мыслительных процессах.
Старикову Таню можно отнести к группе "частично говорящих" детей. Нарушены основы речевой артикуляции - движения губ, языка, гортани. Речь глухая, невнятная, назальная. Снижена коммуникативная активность, речевые контакты с окружающими.
Способна проявлять привязанность к хорошо знакомым людям. Девочка послушна, неконфликтна. Характеризуется лёгкой подчиняемостью.
Контакт __речевой, избирательный, формальный___________________________________
Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы __настроение неустойчивое____
_часто бывают вспышки аффекта (заливистый беспричинный смех, дурашливость)_____
Понимание инструкции __простые, с дополнительными разъяснениями и повторами____
Работоспособность______средняя________________________________________________
Общая и мелкая моторика_удовлетворительны____________________________________
Внимание ____ неустойчивое, легко отвлекается___________________________________
Память _______объём ограничен_________________________________________________
Мышление ____наглядно-действенное____________________________________________
Речь __________лепетная, невнятная______________________________________________
Осведомленность о себе и ближайшем окружении___недостаточная___________________
Восприятие времени ___частично сформировано___________________________________
Ориентировка в пространстве ___частично сформирована___________________________
Сенсорное развитие ____представление о форме, величине, цвете сформированы_______
Элементарные математические представления__частично сформированы______________
Предметно-практические представления _частично сформированы, начатое чаще всего__
_доводит до конца.____________________________________________________________
Заключение учителя-дефектолога__оказать помощь в процессе обучения, работа по____
__коррекции эмоционально- волевой сферы, мелкой моторики, пространственных______
представлений. _______________________________________________________________
Дата_________________________________
Подпись специалиста___________________ /И.А.Романенко/
КОРРЕКЦИОННЫЙ МАРШРУТ: сопровождение учителя-логопеда (индивидуальные занятия), учителя-дефектолога (индивидуальные занятия), педагога-психолога (индивидуальные занятия).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционной работы с обучающейся с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. СИПР составлена на основе "Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ (вариант D)".
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (вариант D).
Целью реализации СИПР является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.
Основная задача индивидуальной образовательной программы заключается в создании условий для индивидуализации содержания образования для конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья путем согласования требований федерального государственного образовательного стандарта, примерных основных общеобразовательных программ и индивидуальных особенностей и возможностей обучающейся. Следовательно, содержание и целевое назначение индивидуальной образовательной программы направлено на реализацию особых образовательных потребностей обучающейся с ОВЗ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ
СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
При моделировании СИПР учитываются особые образовательные потребности в соответствии с индивидуальными возможностями обучающейся.
Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Личностные результаты:
1. Основой персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я".
2. Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.
3. Уважительное отношение к окружающим.
4. Овладение начальными навыками адаптации в социуме, освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.
7. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоций, нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других.
8. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты:
Требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования:
1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.
2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с предметными изображениями, картинками, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.
3. Предполагается закрепить элементарные сенсорные представления и следующие умения:
выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу действия взрослого;
выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;
узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать предметы в соответствии с их функциональным назначением.
4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:
выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.
5. Предполагается расширить у ребенка коммуникативные навыки:
при общении использовать мимику и жесты;
определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;
понимать и выполнять действия с игрушкой;
показывать иллюстрации в соответствии с содержанием;
вслушиваться в речь взрослых, отвечать на вопросы о себе, об окружающих людях, предметах (использование символов, предметов-заместителей);
повторять один и тот же слог, подражая взрослому;
адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.
соблюдать очередность в выполнении предметно-игровых действий;
использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;
выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»).
В разработке и реализации СИПР участвуют специалисты: учитель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог.
ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ:
Учитель ______________________________________________________________________________________
Учитель-логопед ______________________________________________________________________________
Учитель-дефектолог ____________________________________________________________________________
Педагог-психолог ______________________________________________________________________________
Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы
Период занятий I триместр II триместр III триместр За год
Количество пропусков Динамика состояния ребёнка:
В конце первого полугодия _________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результативность обучения (на конец учебного года)___________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации по дальнейшей работе _________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата начала обучения____________________________________
Дата окончания обучения ______________
Подпись специалиста__________________
ОКОУ «ПЕНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» КУРЧАТОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
"Рассмотрено"
на заседании МО
протокол №___ от ______
руководитель МО
__________Т.Н.Черноусова"Согласовано"
На МС протокол №____
от __________
зам.директора по УВР
______________ Т.Н.Черноусова"Утверждаю"
Директор ОКОУ Пенско с/к школы-интерната"
протокол № ___ от ________
__________ И.И.ЕвдокимоваАдаптированные рабочие учебные
программы
для обучающейся 3 ГУО класса
Стариковой Татьяны
(Составлены на основе "Программы обучения детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости" под.редакцией Л.Б.Баряевой, Д.И.Бойкова, СПб, "ЦДК проф.Л.Б.Баряевой",2011г
"Программы обучения детей с глубокой умственной отсталостью" под.ред.Маллер А.В.,Цикото Г.В.)
Составитель:
Лесная С.И.
Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа специального (коррекционного образовательного учреждения VIII вида).
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы: для обучающейся, образовательная программа обеспечивает реализацию его права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Категория обучающихся: обучающаяся со сложной структурой дефекта 3 класса.
Сроки освоения программы: 1 год.
Форма обучения: очная.
Форма контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий.
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Программы обучения детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости под.ред. Баряевой Л.Б., Д.И.Бойкова, СПб, "ЦДК проф.Л.Б.Баряевой",2011г
Программы обучения глубоко умственно отсталых детей под.ред.А.Р.Маллера, Г.В.Цикото (НИИ дефектологии АПН СССР, Москва 1984г)
Основной целью программы является овладение обучающейся системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков по общеобразовательным и коррекционным курсам, необходимым для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.
Программа составлена с учётом основных дидактических принципов: доступности, научности, систематичности и коррекционной направленности.
Краткое описание
Развитие ребёнка средствами учебных предметов, способствующих социальной адаптации, включения ребёнка в домашний труд.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Овладение знаниями и умениями, трудовыми навыками, необходимыми для социальной адаптации.
Формирование функции речи. Включение в домашний, хозяйственный труд.
Коррекционно-воспитательные:
Формирование нравственных качеств, воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, самостоятельности.
Коррекционно-развивающие:
Исправление недостатков нравственного, эстетического, трудового развития, коррекция высших психических процессов. Коррекция общей и мелкой моторики.
Все учебные предметы имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы. Обучение ведётся в игровой форме, строится на основе предметно- практической деятельности с использованием наглядностей. Такой подход позволяет познать окружающий мир, используя все анализаторы.
Материал по предметам расположен по принципу увеличения объёма знаний с одновременным повторением, закреплением изученного ранее.
Предметы по учебному плану:
1) Развитие речи и коммуникация;
2) Альтернативное чтение;
3) Графика и письмо;
4) Математика.
Методы и приёмы, используемые в обучении:
совместные действия педагога и ученика.
выполнение действий по подражанию и образцу
по словесной инструкции
через применение игровых приёмов.

Развитие речи и коммуникация.
Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа составлена и индивидуализирована для обучающейся Стариковой Тани, с учётом сложности структуры дефекта девочки. Обучаемую необходимо научить понимать обращенную к ней речь, выполнять несложные инструкции и указания взрослого, в данном случае, учителя.
Программой определены следующие цели и задачи курса:
Цель: формирование навыков коммуникативного поведения на основе использования средств вербальной и невербальной коммуникации.
Задачи:
организовать речевую среду;
пробудить речевую активность учащейся, интерес к предметному миру и человеку;
сформировать предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности;
научить понимать соотносящиеся указательные жесты;
развивать коммуникативную функцию речи учащейся, удовлетворяя её коммуникативную потребность;
создавать условия для пробуждения речевой активности и использования усвоенного речевого материала.
Характеристика учебной программы.
Данная программа представляет собой вариант программы специальных общеобразовательных школ VIII вида (для детей классов ГУО с умеренной степенью умственной отсталости).
Содержание и структура программы.
Программой предусмотрен курс "Развитие речи и коммуникация" в объёме 34 часа в год, 1 ч в неделю.
Содержание рабочей программы по курсу "Развитие речи и коммуникация"
№ п/п Учебно-методическое планированиеСроки Составляющие качества образования Педагогические условия и средства реализации Коррекционная работа
Предметно-информационная Деятельностно-коммуникативная Целостно-ориентационная 1. Развитие общих речевых навыков. сентябрь-октябрь Развитие кинетической основы движений пальцев рук: "Мячики-ежики", "Волшебник карандаш", "Собери пирамидку", "Мастерим бусы"; развитие мимической мускулатуры по подражанию. Уметь выполнять движения по подражанию: зажмурить глаза, надуть щеки, втянуть щеки, нахмурить брови. Уметь собирать пирамидку, нанизывать бусинки на шнурок, выполнять пальчиковую гимнастику. Пробудить речевую активность, интерес к предметному миру и человеку. Пирамидка, шнурок и бусинки, мячик-массажер, цветные карандаши. Развитие мелкой моторики рук. Развитие мимической мускулатуры.
2. Развитие навыков общения, диалогической и связной речи. октябрь-декабрь "Время года-осень" -знакомство с основными признаками. Учить упражнениям, имитирующим природные явления "Солнышко и дождик". Чтение сказки "Заюшкина избушка". Упражнения на развитие кинетической основы движений пальцев рук в процессе последовательно организованных движений: "Пальчики здороваются", "Замок". Экскурсия на кухню: знакомство с продуктами питания. "Время года –зима" - знакомство с основными признаками; рассматривание сюжетных картинок "Зимние забавы", "Зима". Знать основные признаки осени. Выполнять упражнения на развитие мимической мускулатуры: хмуриться, улыбаться. Выполнять упражнения на развитие моторики рук: "Пальчики здороваются, "Замок". Знать названия и качества основных продуктов питания. Знать основные признаки зимы и уметь работать с сюжетными картинками по теме. Пробудить речевую активность, интерес к предметному миру и человеку, развивать способность к коллективной деятельности (в игре). Иллюстрации по теме, демонстрацион-ный материал: фигурки овощей и фруктов. Развитие мелкой моторики рук, развитие кинетической основы движений пальцев рук; мышления при работе с карточками.
3. Развитие общих речевых навыков. январь-февраль Упражнения на развитие кинетической основы движений пальцев рук в процессе последовательно организованных движений: "Бегут пальчики по дорожке", "Лодочка". Игровые упражнения для совершенствования движений мимической мускулатуры перед зеркалом и по образцу: "Домашние животные". Выполнять упражнения на развитие кинетической основы движений пальцев рук в процессе последовательно организованных движений. Совершенствовать движения мимической мускулатурой: звукоподражание, имитация движений по теме "Домашние животные". Пробудить речевую активность, интерес к предметному миру и человеку, развивать способность к коллективной деятельности (в игре). Иллюстрации по теме, зеркало, демонстрационный материал: фигурки домашних животных. Развитие мелкой моторики рук, развитие кинетической основы движений пальцев рук; мышления при работе с карточками. Развитие мимической мускулатуры.
4. Развитие навыков общения, диалогической и связной речи. февраль-май Прослушивание сказки "Теремок" -упражнения на развитие слухового восприятия. Чтение произведения К.Чуковского "Айболит" - игра с предметами-заменителями "У куклы заболели зубы". Игровые упражнения для совершенствования движений мимической мускулатуры по подражанию и словесной инструкции.
"Время года – весна"-основные признаки и наблюдения в природе: работа с парными картинками "Что изменилось?". "Время года – лето" - упражнения на определение характерного цвета лета. Знать содержание сказки "Теремок", произведения "Айболит", соотносить реальные предметы с картинками (в ходе игр). Совершенствовать движения мимической мускулатуры по подражанию и словесной инструкции (зажмурить глаза, надуть щеки, нахмурить брови). Знать основные признаки весны и лета. "Что изменилось?" -выполнять действия по простым речевым инструкциям. Пробудить речевую активность, интерес к предметному миру и человеку, развивать способность к коллективной деятельности (в игре). Сказка "Теремок", произведение К.Чуковского "Айболит", детский набор " Больница", кукла, иллюстрации по теме. Развитие слухового восприятия, развитие мимической мускулатуры.
Планируемые результаты изучения курса
"Развитие речи и коммуникация".
Обучающаяся научится:
пользоваться невербальными формами коммуникации (жесты, мимика), вербальными (звукоподражание);
узнавать и сравнивать предметы по его частям, показывать их;
обобщать названия изученных групп предметов;
соотносить реальные предметы с картинками, пиктограммами;
слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, коротким рассказам, стихам, потешкам, песенкам.
Обучающаяся получит возможность научиться:
произносить (реагировать) на своё имя, фамилию, возраст;
называть (показывать) расположение частей тела, лица;
узнавать профессии людей (учитель, врач) - по картинкам, описанию;
работать с серией сюжетных картинок.
Развитие жизненной компетенции:
развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и себя;
понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, ближайшего окружения обучающейся;
овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными.
освоение своего социального окружения и освоение системы ценностей и социальных ролей.
Альтернативное чтение.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом для обучающейся Стариковой Т.
Специфика данной программы основывается на особенностях психофизического развития обучающейся, что выражается в недостаточности потребности в контактах с окружающими, слабости эмоционального реагирования.
Общая характеристика учебного предмета.
Речь играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребёнка. Поскольку речь не может быть использована обучающейся в полной мере, в основу предмета "Альтернативное чтение" положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе средство как вербальной, так и невербальной коммуникации.
Структура предмета.
Предмет "Альтернативное чтение" предполагает обучение учащейся следующим вариантам чтения:
"чтение" телесных и мимических движений;
"чтение" изображений на картинках и картинах;
"аудиальное чтение" - слушание аудиокниг;
чтение видеоизображений - видеофильмов, мультфильмов, документальных фильмов о природе, животных и т.п.;
"чтение" пиктограмм;
глобальное чтение;
чтение букв, слов и т.п.
Такое широкое понимание "чтения" способствует развитию социальной адаптации. При обучении "Альтернативному чтению" основной акцент делается не на ознакомление с художественной литературой, а на чтение потешек, сказок и т.п., на умение самостоятельно воспроизводить эти тексты, используя вербальные и невербальные средства коммуникации.
В зависимости от интеллектуальных и речевых особенностей обучающейся, литературные тексты могут быть адаптированы, но таким образом, чтобы не искажался их смысл.
Произведение может быть прочитано учителем, прослушано в виде аудиозаписи, представлено наглядно (в виде игры с объёмными или плоскостными игрушками, пальчикового театра и др.).
В ходе уроков по альтернативному чтению обучающаяся познакомится с невербальными средствами коммуникации. Большое внимание в работе с неговорящими и с трудом говорящими детьми, такими как Старикова Т., уделяется работа с пиктограммами; тем символическим изображениям, которые встречаются в окружающем социальном мире.
В основу обучения элементам традиционного чтения положено два метода: буквенный аналитико-синтетический (анализу и синтезу подвергается буквенный состав слова) и метод чтения целыми словами (глобальное чтение).
Исходя из сказанного, следует выделить цель обучения предмету "Альтернативное чтение" - расширение возможности учащейся общаться доступными средствами коммуникации.
Задачи:
формировать и развивать коммуникативные умения и речевую активность обучающейся;
развивать общую и артикуляционную моторику;
знакомить с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями.
Характеристика учебной программы.
Данная учебная программа представляет собой вариант программы специальных общеобразовательных школ VIII вида для детей с умеренной у/о.
Программа рассчитана на 68ч в год, 2 ч в неделю.
Планируемые результаты изучения курса "Альтернативное чтение".
Обучающаяся научится:
строить понятные для окружающих высказывания при помощи жестов, мимики, отдельных слов;
слушать собеседника;
элементарно осмысливать прочитанное (услышанное) произведение.
Обучающаяся получит возможность научиться:
запомнить изученные буквы (уметь их показывать);
слушать небольшую сказку и уметь её разыгрывать.
Развитие жизненной компетенции:
развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и себя;
понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, ближайшего окружения обучающейся;
овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными.
освоение своего социального окружения и освоение системы ценностей и социальных ролей.
Содержание рабочей программы по курсу "Альтернативное чтение"
№ п/п Учебно-методическое планированиеСроки Составляющие качества образования Педагогические условия и средства реализации Коррекционная работа
Предметно-информационная Деятельностно-коммуникативная Целостно-ориентационная 1. "Чтение" изображений на картинках, картинах и пиктограмм. сентябрь Учить осмысленному рассматриванию сюжетных картинок с доступным содержанием "Времена года", "Покажи, что я назову". Учить работать с пиктограммами (дождь, солнце, ветер). Уметь осмысливать простые изображения. Самостоятельно выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных. Воспитывать интерес к занятиям с картинками-пиктограммами. Набор сюжетных картинок и иллюстрации, набор пиктограмм. Развитие пассивного словаря в работе с жестово-графическими средствами общения. Развитие восприятия речи.
2. "Аудиальное чтение". октябрь Знакомить с простыми по содержанию сказками. Прослушивание аудиокниг: звуки природы, сказка "Теремок". Уметь слушать и проявлять интерес к сказкам, выполнять действия по речевым инструкциям: игра-имитация "Теремок". Воспитывать интерес к детским сказкам. MP-плеер, записи с произведениями, фигурки героев сказки. Развитие пассивного словаря: животные –герои сказок. Снятие эмоционального напряжения при прослушивании звуков природы.
3. "Чтение" изображений на картинках, картинах и пиктограмм. ноябрь-декабрь Учить осмысленному рассматриванию сюжетных картинок с доступным содержанием: овощи, фрукты, предметы мебели. Уметь осмысливать простые изображения. Самостоятельно выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных: дидактическая игра "Найди и покажи", "Покажи, что я назову". Воспитывать аккуратность при выполнении задания; усидчивость, трудолюбие при работе с пиктограммами. Набор сюжетных картинок и иллюстрации, набор пиктограмм. Развитие пассивного словаря в работе с жестово-графическими средствами общения.
4. "Аудиальное чтение". декабрь Знакомить с простыми по содержанию сказками. Прослушивание аудиокниг: сказка "Зимовье зверей". Уметь слушать и проявлять интерес к сказкам, показывать персонажей услышанного произведения. Воспитывать интерес к детским сказкам, формирование доступных приемов игровой деятельности (игры-инсценировки с куклами). MP-плеер, записи с произведениями, фигурки героев сказки. Развитие пассивного словаря: животные-герои сказок. Развитие мелкой моторики при игре с куклами.
5. "Чтение" изображений на картинках, картинах и пиктограмм. январь-февраль Учить осмысленному рассматриванию сюжетных картинок с доступным содержанием: времена года "Цвет зимы белый". Знакомство с произведением К. Чуковского "Мойдодыр". Уметь осмысливать простые изображения. Самостоятельно выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных: дидактическая игра "Узнай и покажи". Уметь слушать и проявлять интерес к сказкам, показывать персонажей услышанного произведения. Воспитывать аккуратность при выполнении задания; усидчивость, трудолюбие при работе с пиктограммами. Воспитывать интерес к детским сказкам. Набор сюжетных картинок и иллюстрации, набор пиктограмм; произведение "Мойдодыр", фигурки героев сказки. Развитие пассивного словаря в работе с жестово-графическими средствами общения. Развитие восприятия речи.
6. "Аудиальное чтение". февраль-апрель Прослушивание аудиозаписей: звуки природы, голоса животных. Учить устанавливать связь между предметом и его изображением: "Дождик-дождик", "Солнышко-ведрышко". Чтение сказки "Колобок", произведения А.Сутеева "Кто сказал – мяу" Уметь слушать и проявлять интерес к услышанным звукам; устанавливать связь между предметом и его изображением (речевые игры: звукоподражание и имитация движений). Воспитывать интерес к детским сказкам, формирование доступных приемов игровой деятельности (речевые игры). MP-плеер, записи с произведениями, фигурки героев сказки. Развитие пассивного словаря: животные-герои сказок. Развитие мелкой моторики при игре с куклами.
7. "Чтение" изображений на картинках, картинах и пиктограмм. апрель Учить осмысленному рассматриванию сюжетных картинок с доступным содержанием: времена года: весна; основные признаки, приметы. Уметь осмысливать простые изображения. Самостоятельно выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных: дидактическая игра "Покажи-ка, что я назову", "Найди такую же картинку". Воспитывать аккуратность при выполнении задания; усидчивость, трудолюбие при работе с пиктограммами. Набор сюжетных картинок и иллюстрации по теме, набор пиктограмм. Развитие пассивного словаря в работе с жестово-графическими средствами общения. Развитие восприятия речи.
8. "Аудиальное чтение". май Знакомить с простыми по содержанию сказками. Прослушивание аудиокниг: сказка "Федорино горе", "Три медведя". Уметь слушать и проявлять интерес к сказкам, показывать персонажей услышанного произведения. Воспитывать интерес к детским сказкам. Формирование доступных приемов игровой деятельности (игра-инсценировка "Машина посуда". MP-плеер, записи с произведениями, фигурки героев сказки. Развитие пассивного словаря: животные-герои сказок. Развитие мелкой моторики при игре с куклами.
Математика
Пояснительная записка
Процесс обучения математики неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости.
Адаптированная рабочая программа составлена и индивидуализирована для обучающейся Стариковой Тани.
У Тани, как у других учащихся класса с умеренной у/о, огромные трудности возникают при обучении счёту. Подлинного понятия о числе и о составе числа создать у данной обучающейся не удаётся. Она лишь механически заучивает порядковый счёт. Не овладевает конкретным счётом, а переход к отвлеченному счёту для неё недоступен.
Содержание учебного материала для обучающейся Стариковой Т. простое и понятное, взятое из ближайшего окружения и непосредственной ежедневной детской деятельности. На уроках используются разнообразное количество дидактических материалов: цифровые кассы, шаблоны и трафареты для обводки, счётный раздаточный материал.
Цель – формирование пространственных и временных представлений, умение сравнивать предметы по разным признакам (длине, ширине, количеству, цвету) на наглядной основе.
Задачи:
развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактного мышления;
обогащение речи учащейся специфическими математическими терминами (больше, меньше, поровну, длинный, короткий высокий, низкий и т.д.);
коррекция недостатков внимания, памяти, моторики.
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является: непрерывная повторяемость полученных знаний, возвращение к ним на следующих уроках.
Характеристика учебной программы.
Данная программа представляет собой вариант программы обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью (для обучающихся специальных классов коррекционных школ VIII вида).
Программа рассчитана на 105 ч в год, 3 ч в неделю.
Материал по освоению программы составлен по разделам:
Конструирование;
Представление о форме;
Представление о величине;
Представление о форме;
Количественное представление.
Требования к результатам освоения учащейся учебного материала предмета "Математика".
Обучающаяся должна уметь:
выделять 1 и много предметов из группы;
соотносить количество 1 с количеством пальцев;
сравнивать множества по количеству, используя практические способы сравнения (приложение и наложение) и счёт, обозначая словами больше, меньше, поровну;
различать предметы по цвету, форме, величине;
соотносить части суток с режимными моментами;
выполнять по подражанию простейшие манипуляции с объёмными формами из детского конструктора, используя две-три формы (кубик, "кирпичик", "крыша");
складывать фигуры из счётных палочек по подражанию и по показу;
складывать разрезные картинки из двух частей, разрезанных по вертикали или горизонтали;
чертить прямую, волнистую линию по подражанию;
понимать слова, используемые учителем при создании конструкций: возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, дорожка, лесенка, ворота;
сооружать несложные постройки по образцу и словесной инструкции из строительного, природного и бросового материала.
Обучающаяся должна знать:
количественные понятия: один, много, поровну;
цвет: красный, синий, жёлтый, зелёный;
величину: большой – маленький.
Содержание рабочей программы по курсу "Математика"
№ п/п Учебно-методическое планированиеСроки Составляющие качества образования Педагогические условия и средства реализации Коррекционная работа
Предметно-информационная Деятельностно-коммуникативная Целостно-ориентационная 1. Конструирование сентябрь "Дорожка короткая и длинная";
"Плывет кораблик по волнам";
"Дом с забором", "Осенние листья". Выкладывание прямых линий из счетных палочек по подражанию; выкладывание из шнурков извилистых линий; игры с конструктивным материалом; упражнения с предметными разрезными картинками. Развитие личных качеств обучаемой: терпеливости, настойчивости. Счетные палочки, цветные шнурки, кубики, кирпичики, пазлы из 2 частей. Развитие зрительной памяти и мелкой моторики рук.
2. Представление о форме октябрь-ноябрь Рисование на манке – круги, квадрат; выбор круглых предметов из множества других; рисование линий на манке, бумаге, выкладывание с помощью ниток, шнуров – прямой и извилистой линий. Тактильные и визуальные упражнения с методическим материалом. Развитие личных качеств обучаемой: терпеливости, настойчивости, учить осуществлять контроль над своими действиями. Манка, черные листы бумаги, разрезные картинки, шнурки, нитки. Развитие зрительной памяти и мелкой моторики рук.
3.
Представление о величине ноябрь-декабрь "Большие-маленькие пирамидки"; "Большой-маленький кубик"; "Больши е и маленькие матрешки"; квадрат большой-маленький; дорожка длинная-короткая; большой-мальнький мяч. Дидактические упражнения, направленные на представления о величине; обводка по опорным точкам; обводка и штриховка по трафаретам объектов разной величины. Учить различать предметы по форме и величине; осуществлять контроль над своими действиями. Разные по величине матрешки и пирамидки, кубики, шарики; трафареты. Развитие мышления, мелкой моторики рук.
4. Конструирование январь-февраль "Ёлочка"; "Широкая и узкая дорожка"; "Гирлянда"; "Укрась ёлку"; "Домик для собачки"; "Собери картинку"; "Дорожка длинная-короткая". Упражнения и игровые ситуации со счетными палочками, ленточками, манкой; игры со строительным материалом; упражнения на складывание разрезных картинок из 2 частей; рисование по клеткам. Учить различать предметы по форме и величине; осуществлять контроль над своими действиями; развитие личных качеств обучаемой: терпеливости, настойчивости. Счетные палочки, цветные шнурки, кубики, кирпичики, пазлы из 2 частей, манка, черные листы бумаги, разрезные картинки, шнурки, нитки. Развитие зрительной памяти, мышления и мелкой моторики рук, при работе с сыпучим материалом.
5. Количественные представления март-апрель Учить действиям с непрерывными множествами: один, много; много, мало, пусто. Развивать пространственно-величинные представления о предметах. Учить соотносить пальцы рук с количеством предметов. Уметь выделять много и один предмет из группы; соотносить количество предметов с количеством пальцев "Собери кубики в машинку", "Шарики в коробку". Осуществлять контроль над своими действиями, развитие личных качеств обучаемой: терпеливости, настойчивости. Крупа и набор баночек (для пересыпания), кубики, машинка, коробка с шариками, геометрический материал. Развитие зрительной памяти, мышления и мелкой моторики рук, при работе с сыпучими материалами.
6. Представления о форме май Учить моделированию из геометрических фигур: из маленьких квадратов – один большой, из частей круга – круг. Учить рисованию на песке, манке, бумаге и выкладыванию из шнурков и ниток, прямых и извилистых линий. Уметь составлять из частей целое (моделирование из геометрических фигур), уметь рисовать на песке, манке и бумаге линии (прямые и извилистые). Развитие личных качеств обучаемой: терпеливости, настойчивости, учить осуществлять контроль над своими действиями. Разрезной геометрический материал, цветные шнурки, нитки. Развитие зрительной памяти и мелкой моторики рук.
7. Представления о величине май Учить обводить и штриховать предметы разной величины: большой-маленький мяч, большая-маленькая Матрёшка. Уметь различать предметы по величине. Развитие личных качеств обучаемой: терпеливости, настойчивости, учить осуществлять контроль над своими действиями. Демонстрационный материал: мячи разные по величине, набор Матрешек. Развитие зрительной памяти, мышления и мелкой моторики рук.
Планируемые результаты по предмету "Математика"
Учащаяся научится:
выделять 1 и много предметов из группы;
соотносить количество 1 с количеством пальцев;
выполнять по подражанию простейшие манипуляции с объёмными формами из детского конструктора, используя две-три формы (кубик, "кирпичик", "крыша");
складывать фигуры из счётных палочек по подражанию и показу;
складывать разрезные картинки из двух-трёх частей, разрез по вертикали и горизонтали;
чертить прямую, волнистую линию по подражанию;
понимать слова, используемые учителем при создании конструкций: возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, дорожка, лесенка, ворота.
Обучающаяся получит возможность научиться:
сравнивать множества по количеству, используя практические способы сравнения (приложение и наложение), обозначая словами: "больше", "меньше", "поровну";
соотносить части суток с режимными моментами;
складывать фигуры из счётных палочек по подражанию и по показу.

Развитие жизненной компетенции:
развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и себя;
понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, ближайшего окружения обучающейся;
овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными.
освоение своего социального окружения и освоение системы ценностей и социальных ролей.

Графика и письмо.
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по предмету "Графика и письмо" составлена в соответствии с индивидуальными особенностями обучающейся Стариковой Тани.
Программа разработана в соответствии с "Учебным планом для обучающихся Пенской школы-интерната для детей ОВЗ".
Цель обучения по предмету "Графика и письмо":
появление у обучающейся элементарных графомоторных навыков;
понимание обращенной речи.
Задачи:
формирование и коррекция графомоторных навыков;
развитие и коррекция мелкой моторики;
развитие внимания, зрительной и двигательной координации;
формирование пространственных представлений, наглядно-действенного мышления;
развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия, слухового анализа и синтеза;
воспитание положительной эмоциональной реакции на совместную деятельность с педагогом, умения подчиняться словесным инструкциям.
Общая характеристика предмета.
Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения детей с умеренной у/о. Этот вид речи оказывается чаще всего малодоступен для учащихся данной категории.
Предмет "Графика и письмо" предполагает обучение учащихся следующим вариантам "письма":
рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам;
рисованию (писанию) контурных линий, штрихов, изображающих пятна (чёрно-белые и цветные) на фоне листа бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (обычно манки, светлого песка, насыпанных на поднос), с которыми изображение образует контрастное или нюансное соотношение;
рисованию простых эстампов (с помощью педагога), отражающих смысловые единицы;
обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания целого (двумерное изображение предмета);
написанию печатных букв ("печатание" букв);
написанию письменных букв по трафаретам;
списыванию букв, слогов, слов.
Таким образом, обучающаяся получит элементарные основы графики и письма.
Обучение носит сугубо практическую направленность, не требующую от неё соблюдения четких правил.
Значимая цель обучения заключается в том, чтобы научить обучающуюся писать свою фамилию, имя, отчество.
На уроках по предмету "Графика и письмо" учащаяся усвоит элементарные изобразительные и графомоторные навыки, пространственные представления. Обучение будет проходить в игровой форме, доступной детям с умеренной у/о.
Место предмета.
Учебный предмет "Графика и письмо" является вариантом программы для учащихся коррекционных школ VIII вида, с умеренной умственной отсталостью.
Программа предусматривает изучение курса в объёме 105 ч в год, 3 ч в неделю.
Содержание рабочей программы по курсу "Графика и письмо"
№ п/п Учебно-методическое планированиеСроки Составляющие качества образования Педагогические условия и средства реализации Коррекционная работа
Предметно-информационная Деятельностно-коммуникативная Целостно-ориентационная 1. Развитие мелкой (тонкой) моторики рук. сентябрь-октябрь Совершенствовать произвольную регуляцию моторики рук с помощью статических и динамических упражнений: "Сорока-сорока", "Ладушки", "Пальчик, пальчик, где ты был?". Проводить самомассаж рук с помощью тренажеров (мячики, втулки, природный материал). Учить выполнять упражнения на развитие двигательной памяти (игры с пирамидками и кубиками-вкладышами). Выполнять пальчиковую гимнастику; понимать соотносящие и указательные жесты; последовательно выполнять задания по сборке и разборке пирамидок, матрешек, кубиков. Воспитывать усидчивость, трудолюбие; придерживаться правильной позы во время работы. Карточки и иллюстрации по теме, демонстрационный материал: матрешки, кубики, пирамидки, набор массажеров. Развитие мелкой моторики рук.
2. "Рисуночное письмо" октябрь-декабрь Учить работе с внутренними трафаретами. Работа с красками: закрашивание пальчиками, создание цветовых пятен. Учить работать с пластилином: раскатывание круговыми прямыми движениями; лепка "Грибы" - раскатывание, скатывание, расплющивание. Уметь работать с трафаретами; красками; знать основные приёмы работы с пластилином. Воспитывать аккуратность при выполнении задания; усидчивости, трудолюбия. Набор трафаретов, краски, альбом, пластилин, бумажные салфетки. Развивать мелкую моторику рук; зрительную память, формирование правильной позы тела при рисовании и лепке.
3. Развитие мелкой (тонкой) моторики рук. январь-март Совершенствовать произвольную регуляцию моторики рук с помощью статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук "Спрячь мячик", "Разноцветные счеты". Совершенствовать межанализаторное взаимодействие слуховое и тактильное. Развивать графические способности "Дорожка", "Ручеек". Учить работе с трафаретами. Уметь работать с трафаретами (обводить, штриховать). Выполнять пальчиковую гимнастику. Выполнять упражнения на межанализаторное взаимодействие (сжимание, разжимание, встряхивание рук). Проводить прямые и волнистые линии в разном расположении и различными изобразительными средствами. Воспитывать усидчивость, трудолюбие; придерживаться правильной позы во время работы. Карточки и иллюстрации по теме, черная бумага и манка, альбом, цветные карандаши и набор трафаретов. Развивать мелкую моторику рук; зрительную память.
4. "Рисуночное письмо". март-май Учить рисованию по клеткам "Проведи линию от точки до точки". Учить находить нужные элементы для выполнения аппликации "Что лишнее?". Закрепить умение изображать линии волнистые и прямые "Ручеек", "Травка зеленеет…". Уметь проводить линию от точки до точки; закрашивать изображение с определенным контуром. Уметь располагать рисунок на листе бумаги и наклеивать предмет по образцу. Воспитывать усидчивость, трудолюбие; придерживаться правильной позы во время работы. Карточки и иллюстрации по теме, альбом, цветные карандаши и набор трафаретов, клей, геометрические фигуры из цветной бумаги. Развитие зрительной памяти, внимания при выполнении инструкций учителя; мелкой моторики рук.
Планируемые результаты изучения курса "Графика и письмо".
Обучающаяся научится:
рисовать контурные и цветные изображения по трафаретам;
рисовать по фактуре сыпучей поверхности (песку, манке);
"печатать" буквы с помощью трафаретов, шаблонов;
списывать буквы, доступные для обучающейся.
Обучающаяся получит возможность научиться:
обводить по точкам и пунктирным линиям, дорисовывать недостающие элементы целого предмета;
рисовать коллажи с доступной тематикой.
Развитие жизненной компетенции:
развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и себя;
понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, ближайшего окружения обучающейся;
овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными.
освоение своего социального окружения и освоение системы ценностей и социальных ролей.