Программа внеурочной деятельности Дорога добра. 1 класс.


ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

“Дорога добра”






Направление: ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ Возраст школьников: 1 А класс Составитель: Окунева Н. А.










2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Программа кружка «Дорога Добра» составлена на основе:
ФГОС «Приказ №373 от 6 октября 09г». Зарегистрирован Минюстом России 22.12.09 рег. № 17785 п.19.3
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).- ISBN 978-5-09-021779-8
Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.
Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что оставляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта.
Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.
Необходимость преодолеть все недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определённой системе. А чтобы работа была систематической, её надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.
Целью курса является формирование у младших школьников систематических первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий “добро - зло” и общего знакомства с группой нравственных понятий о правде, честности, справедливости и других в процессе изучения правил поведения.
Основные задачи программы:
1) способствовать формированию навыков поведения в обществе;
2) способствовать воспитанию чувств коллективизма;
3) способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и
вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;
4) способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
Средства достижения цели: интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов. Основные формы подачи материала могут быть разными: игра-путешествие, телепередача, сообщение сказочных героев, пресс-конференция, комбинированный урок.
Особенности организации занятий.
- беседа;
- игровой практикум;
- ситуативная беседа-рассуждение;
- ситуативная беседа-игра;
- беседа-размышление;
- ситуативная игровая программа.
Участники образовательной программы: учащиеся 1А класса.
Сроки реализации образовательной программы: 2012-2013 учебный год.
Программа рассчитана на 33 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Ценностные ориентиры программы: содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)
Планируемые результаты:
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.
Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика. Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»)
Ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям ( определить
группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
1.Ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.
2. Ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
3.Ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
4. Ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Форма подведения итогов реализации программы: конкурсно - игровая программа.

Основной принцип построения программного материала - последовательное обучение детей нормам нравственности, познания и самосовершенствования своей личности. Внутри программы каждый раздел имеет сквозную идею (Этика приветствия; Этика отношений с окружающими; Этика поведения), в логике которой выстраиваются все темы занятий. Последняя тема каждого раздела – своеобразное подведение итогов, анализ нравственных знаний, умений и навыков, приобретенных детьми. Поскольку этический курс - занятие не совсем обычное, обращенное в первую очередь к внутреннему миру ребенка, занятия не могут вестись только традиционными методами. Помимо беседы, обсуждения на занятиях, диалогов необходимы работа в группах, игры, решения моральных дилемм и т.д.
Занятия курса «Азбука добра» рассчитаны на то, чтобы для ребенка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми – лживость, предательство, высокомерие, грубость. Систематические занятия дополняются внеклассной деятельностью детей, ориентированной на их участие в этическом общении, взаимодействии.
Согласно представленной программе для первого класса предлагается занятия, которые проводятся один раза в неделю по 35 мин. Их содержание строится по концентрическому принципу. Оно углубляется и расширяется с опытом учащихся.
Первый раздел курса «Азбука добра» посвящен основам этики общения. Его педагогическая задача – формировать у младших школьников этические основы общения; уважение, доброжелательность по отношению к людям.
Второй раздел курса называется «Добро и зло». Он предусматривает ознакомление детей с нормами нравственности в диапазоне «добра и зла» в отношениях с окружающими людьми – в школе, на улице, в семье, с соседями и т. д. У младших школьников формируется эмоциональная отзывчивость на переживания другого человека, уважение к старшим и младшим.
Третий раздел курса посвящен этикетным формам поведения в школе, театре, музее, дома, на улицах города. Дети знакомятся с правилами поведения, основанными на нравственных законах. Построение поведения в соответствии с правилами позволяет младшему школьнику быстрее включиться в мир школьного сообщества.
Четвертый раздел «Жизнь по законам добра» посвящен этике отношений в школьном и классном коллективе. Дети с помощью педагога анализируют различные жизненные ситуации, проблемы многообразной деятельности коллектива, собственные поступки. Овладение нормами нравственной культуры пробуждает у школьника интерес к своей внутренней жизни, вызывает потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.
Пятый раздел «Добро побеждает зло» является системообразующим разделом, позволяющим обобщить накопленный нравственный опыт в течение первого года изучения факультативного курса. Практическими показателями усвоения нравственных знаний, умений и навыков является характер отношений в коллективе первоклассников и вне его, нравственная мотивация поведения.
Раздел 1. Этика приветствия.
Задачи раздела
- формировать представление у младших школьников об этикетных формах приветствия;
- способствовать успешной адаптации и социализации первоклассников в условиях гуманитарной гимназии;
- освоение кодекса гимназиста как совокупности нравственных правил.
Содержание деятельности
В рамках этого раздела содержание деятельности включает
обучение умению общаться в коллективе, вести диалог; употреблять вежливые формы приветствия; пользоваться различными средствами выразительности речи;
формирование коммуникативных навыков.
Содержание проблемы
Актуальным вопросом является формирование умения толерантного межличностного общения. Согласно возрастным особенностям, со сменой ведущего вида деятельности первоклассник испытывает затруднения в выборе форм приветствия, прощания, не знает, как вести себя во время разговора, не может умело пользоваться громкостью, темпом речи. При этом вежливое общение нами рассматривается как нравственная основа построения отношений в детском коллективе.
Формы реализации
беседы,
игры,
викторины,
игры-путешествия,
конкурсы чтецов,
конкурсы рисунков.
Учащиеся должны знать и уметь:
употреблять слова приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова благодарности;
правильно вести себя во время беседы;
умело использовать темп, тон, громкость речи, мимику и жесты;
вести объяснение и доказывать правильность своей точки зрения.
Раздел 2. Добро и зло
Задачи раздела
- Воспитание добрых качеств личности как определяющих в повседневном поведении отношение детей к другим людям (уважение, доброжелательное отношение к каждому);
- осуществление взаимосвязи представлений детей о добре и зле, полученных при изучении раздела программы, с повседневной жизнью, формирующей опыт нравственного поведения.
В содержание деятельности по этому разделу входит формирование у детей нравственных представлений в диапазоне «добра и зла», реализация добрых дел по отношению к окружающим людям – в школе, на улице, в семье, с соседями и т. д. Формирование эмоциональной отзывчивости на переживания другого человека, уважение к старшим и младшим.
Содержание проблемы
Добрый поступок - это основа нравственности. Формирование нравственности необходимо начинать с противопоставления добра и зла в жизни человека и анализа последствий их проявления. Мотивация поступка как фактор анализа намерений ребенка (мотив- добро, поступок-зло..?)
Формы реализации
беседы,
игры,
викторины,
игры-путешествия,
конкурсы чтецов,
конкурсы рисунков.
Учащиеся должны знать и уметь:
знать существенные признаки, отличающие добрых людей от злых;
употреблять добрые слова в обращении с людьми;
учить делать добро и не совершать злых поступков;
уметь анализировать свое поведение и поведение других детей с точки зрения добра и зла;
уметь проявлять знаки уважения и любви к родителям, родственникам и заботиться о них.

Раздел 3. Энциклопедия этикета
Задачи раздела
- формировать представление у младших школьников о поведении в общественных местах (школе, столовой, библиотеке, театре, церкви, такси, магазине, транспорте и т.д.);
- изучить существующие виды этикета;
- формировать навыки поведения в общественных местах в соответствии с изученным сводом законов этики.
Содержание деятельности
Формирование навыков нравственного поведения при посещении театра, библиотеки, медпункта, столовой. Поведение на улицах города, в транспорте, в лифте. Этикетные формы поведения гимназиста. Этикет для мальчиков. Этикет для девочек.
Содержание проблемы
Под этикетом в широком смысле понимается совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, формы обращения и приветствий, нормы поведения в общественных местах, манеры и одежда. Этикет – это форма поведения, обхождения, правил учтивости, принятые в данном обществе. Задача учителя посредством занятий данного раздела формировать у младших школьников целостное представление об этикете и побуждать желание соблюдать его законы.
Формы реализации
беседы,
игры,
викторины,
игры-путешествия,
конкурсы чтецов,
конкурсы рисунков.
Учащиеся должны знать и уметь:
знать существующие виды этикета, взаимосвязь этикета и культуры общения;
иметь представление о приличиях и манерах поведения;
уметь адекватно применять правила этикета в зависимости от сложившейся ситуации.
Раздел 4. Жизнь по законам добра
Задачи раздела
- вооружить младших школьников знаниями о морали и целесообразности соблюдения нравственных норм;
- формировать потребности и мотивы нравственного поведения у младших школьников;
- обогатить эмоциональный мир детей путем вовлечения их в разнообразную этико-ориентированную деятельность;
- научить проявлять сильные стороны характера, понимать себя и других, сочувствовать, сопереживать.
Содержание деятельности
Основное содержание деятельности – осмысление необходимости понимать других, сочувствовать человеку, сопереживать ему.
Исходное положение: в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить, здесь формируются базовые нравственные качества.
Содержание проблемы
Ученик и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни человека. Младший школьник в семье. Поведение и действия достойного сына, дочери.
Формы реализации
конкурс знатоков;
беседа;
игра с последующей рефлексией;
день добрых сюрпризов;
конкурс рисунков;
смотр талантов.
Учащиеся должны знать и уметь:
Приобрести нравственный опыт общения с людьми;
уметь проявлять сильные стороны характера;
уметь выполнять роль хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу;
осознавать роль сына или дочери, которые помогают старшим, берегут покой родителей, заботятся о своей семье.

Раздел 5. Добро побеждает зло
Задачи раздела
- сформировать твердое убеждение у младших школьников о непременной победе добра над злом;
- формировать представление о силе добра и его нравственном потенциале;
- обогатить эмоциональный мир детей путем вовлечения их в разнообразную этико-ориентированную деятельность;
- научить проявлять сильные стороны добрых качеств, видеть проявления добра в других людях.
Содержание деятельности
Основное содержание деятельности – осмысление необходимости проявлять только добрые чувства, это позволит ребенку чувствовать себя победителем в любой жизненной ситуации.
Содержание проблемы
Противостояние добра и зла. Дороги добра и дороги зла. Эмоциональное удовлетворение от осуществления доброго поступка. Психологический дискомфорт при проявлении злости и безнравственности.
Формы реализации
конкурс знатоков;
беседа;
игра с последующей рефлексией;
день добрых сюрпризов;
конкурс рисунков;
смотр талантов.
Предполагаемый результат:
приобретение опыта доброго общения с людьми;
проявление сильных добрых сторон характера;
возникновение устойчивого желания совершать добрые поступки;
построение жизни коллектива по законам победы добра над злом.
Учащиеся должны знать и уметь:
равноправно общаться, считаясь с интересами других;
отстоять своё мнение;
проявлять силу воли и характер в трудных ситуациях;
расширять круг интересов, способностей и увлечений;
самостоятельно регулировать отношения с детьми в коллективе.



















Календарно – тематическое планирование кружка «Дорога добра»
1 час в неделю, всего 33 часа.
№ урока
Тема занятия
Количество занятий
Дата по плану
Дата по факту

Этика приветствия




1
Здравствуй, школа!
1



2
Добрые традиции школы
1



3
Доброе утро, учитель!
1



4
Здравствуйте, ребята!
1



Добро и зло




5
Ежели вы вежливы
1



6-7
Почтение родителей – уважение себе
2



8
Старших надо уважать, малышей – не обижать
1



9
Доброе слово, что ясный день
1



Энциклопедия этикета




10
1 кл идет в школу
1



11
1 кл. идет в столовую
1



12
1 кл. идет в библиотеку, медпункт
1



13
1 кл. идет в театр (театральный этикет)
1



14
1кл идет на экскурсию
1



15
1 кл.идет домой (повседневный этикет)
1



16
1 кл. идет по селу
1



Жизнь по законам добра




17
Узнай себя. Из чего сделаны девчонки? Из чего сделаны мальчишки?
1



18
Ладушки – ладошки (мой сосед по парте)
1



19
Раздели печаль и радость другого
1



20
Жить – Родине служить
1



21
Если радость на всех одна
1



22
Мама, я могу быть волшебником!
1



23
Самый «классный» класс
1



24
Мы соберем большой хоровод (подарок коллективу)
1



Добро побеждает зло




25
Сказка ложь, да в ней намек! (путешествие в волшебную страну)
1



26
Нам счастья не сулит обида чья-то
1



27
Мы рисуем добро
1



28
1 кл. несет добро детям
1



29
1 кл. несет добро бабушкам и дедушкам
1



30
1 кл несет добро нашему селу
1



31-33
Добро, что солнце (итоговые занятия)
3





Заголовок 115