Классный час Могу ли я влиять на поступки моих сверстников? (6 класс)

Оргмомент
Звучит песня «Ты – человек» из х\ф Константина Бромберга «Приключения Электроника».
Вступительное слово учителя
Добрый день! Сегодняшний классный час посвящен очень важной теме, затрагивающей каждого отдельного человека.
«Все, что я даю, так или иначе возвращается ко мне. Даю ли я сейчас то, что хочу получить взамен?..» - писал психолог Джеральд Джампольский.
Каждый из нас живет среди людей, взаимодействует с ними, строит отношения. Но всегда ли общение проходит гладко? В любой ли ситуации удается нам принять точку зрения другого или повлиять на его поступки? Именно этим важным вопросам и будет посвящен наш сегодняшний разговор.
Приветствие
Но сначала поприветствуем друг друга, познакомимся, а поможет нам в этом очень простая игра «Звали, зовут, будут звать»
Дети садятся в круг и все по очереди произносят фразы: «Раньше меня звали, теперь зовут, будут звать». Игра позволяет не только осуществить знакомство, снять напряжение, но и подготовить детей к дальнейшей работе.
Мы взрослеем. Вместе с тем меняются не только отношения с окружающими людьми, но и степень нашей ответственности. Меняются наши поступки и в некоторой степени ответственность за поступки других людей.
Беседа с классом
- Мои юные собеседники, а как вы понимаете слово «поступок»? (Поступок – такое действие человека, которое прямо или косвенно затрагивает других людей.)
- Какие виды поступков вы могли бы выделить? (Добрые и злые, гуманные и жестокие, полезные и бесполезные)
- А в каких случаях нам необходимо влиять на поступки других людей? (Если совершается несправедливость, если поступок направлен во вред)
Анализ видеофрагмента
В повседневной жизни каждый из нас сталкивается с ситуациями различного рода, в которых разум и сердце подсказывают, что наше вмешательство необходимо
Дети смотрят видеофрагмент из х/ф Ролана Быкова «Чучело», снятого по одноименной повести Владимира Железнякова.
- Что, на ваш взгляд, происходит в классе? (Класс издевается над своей новой одноклассницей, причем скрывая насмешки под маской доброжелательных шуток. Девочка не понимает того, что происходит, и даже пытается подыгрывать им.)
- Какие чувства вызвало у вас увиденное? (негативные, чувство совершающейся несправедливости)
Генерация идей, выбор путей конструктивного поведения в данной ситуации
Ученики предлагают возможные действия для устранения данной ситуации или изменения её характера. Каждая идея высвечивается на экране отдельной звездой. Итогом мозгового штурма становится мысль о том, что главное в основе любого нашего действия – готовность действовать, готовность помочь, готовность сопереживать.
- На основе чего мы оцениваем собственные поступки и действия окружающих людей?
Попробуем выработать основные критерии, лежащие в основе этого. Любой поступок должен оцениваться с позиций:
общечеловеческих нравственных норм;
полезности результатов;
мнения окружающих.
Именно опираясь на эти критерии, мы должны вырабатывать собственную тактику оказания влияния на поступки других людей.
Упражнение «Сказал и убедил»
Еще Н.В. Гоголь говорил, что слово, «произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором». Иногда одной фразой можно остановить человека, заставить думать и действовать по-другому.
Учитель произносит появляющиеся на экране фразы, с помощью которых можно повлиять на поступки другого человека. Класс с помощью сигнальных карточек соотносит высказывание с одним из критериев оценивания поступков.
При этом очень важно понимать, что руководит человеком в данной ситуации и о чем он явно не подумал, совершая те или иные поступки.
«Письмо самому себе». Сегодняшнее занятие мы начали с игры, и это не случайно. Конечно, она дала нам возможность познакомиться, раскрепоститься для дальнейшего общения. Однако эта игра может нас натолкнуть на мысль о том, что с течением жизни будем меняться не только мы, наше имя, наш статус, но и степень ответственности за других людей. С возрастом порой появляется необходимость влиять не только на поступки своих ровесников, но и людей, которые старше и младше нас.
Сегодня я предлагаю вам написать письма самим себе в будущее. Открыв конверты через пять лет, вы сможете выяснить, поменялось ли ваше видение тех вопросов, которые мы сегодня обсуждали.
Подведение итогов. Рефлексия
Наш классный час подошел к концу. Я очень надеюсь, что этот разговор оставит светлый след в вашей памяти и уверенность в том, что каждый из нас в этом мире может что-то изменить, сделать его чуть лучше
Звучит музыка. О своей готовности к действиям дети сообщают, написав на самоклеющейся цветной ладошке «Я готов(а)!» и наклеив ее на плакат с изображением земного шара.
15