Статья Формирование речевых компетенций на уроках мокшанского языка в русскоязычных школах


«Формирование речевых компетенций на уроках мокшанского языка»
Подготовила учитель начальных классов Дурушева Л.Н.
Неотъемлемой частью каждого народа является язык. Уникальное достояние- духовная ценность, орудие мышления, инструмент познания, в нем заключается живая связь поколений. При его изучении формируется уважение к народу как носителю языка, раскрываются общечеловеческие ценности, повышается культура общения. Наряду с этим растет уровень владения языком. Обращение к национально-региональному компоненту способствует более глубокому осмыслению ценности мокшанского языка.
Целью образования в многонациональной республике является не только обеспечение общего образования, но и приобщение детей к родному языку, истории, этнокультуре, духовным ценностям, воспитание у них культуры межнациональных отношений. Язык и культура- неразделимое единство, в котором ведущим компонентом является культура. Более того, сам язык есть часть культуры народа. Учебный курс «Мокшанский язык» является мощным источником приобщения детей к национальной культуре и в первую очередь- к культурным традициям своего народа. При изучении языка решаются не только задачи культурно- национальной самореализации личности, но и формируются качества гражданина, ребенок начинает осознавать себя частью содружества наций, российского сообщества народов. А это, на мой взгляд, служит основой цивилизованного диалога представителей различных культур.
При проведении уроков мокшанского языка необходимо помнить, что слово- основной элемент речи. Начиная с самых первых уроков, учитель должен добиваться сознательного усвоения учащимися каждого нового слова, умения употреблять его в речи в соответствующих сочетаниях с другими словами. При рассмотрении новых слов необходимо опираться на один из видов мышления ребенка: наглядно- действенный, наглядно-образный или словесно-логический.То есть, вводя то или иное слово, стараюсь как можно более наглядно представить вводимое слово, ввести словосочетания, с которыми наиболее часто употребляется данное слово.
С первых же уроков учу детей составлять высказывания по-мокшански. Начинать надо с воспроизведения учащимися образцов, предлагаемых учителем, затем предлагать самостоятельно составлять высказывания, опираясь на образец, а потом и без образца.
Учебник построен следующим образом: лексика активного словаря включена в словарь- валкс в конце каждого урока. Лексика пассивного словаря ( слова из стихотворений, небольших текстов, загадок, поговорок) не включена в это словарь. Русский перевод слов, которые не включены в словарь, также необходимо говорить детям; по желанию детей, педагога эти слова даны для пассивного словаря то есть дети их слышат, в общем потоке речи могут определить смысл, но педагог не требует обязательного употребления в речи учащихся в данной лексики.
При изучении новых слов новые слова не сразу записываем в словарь сразу после знакомства учащихся с ними. Лишь после того, как учащиеся два-три раза в течении урока произнесли новые слова, обращались к ним. Следует записывать в словарь рассмотренные слова и их перевод на русский язык. Особое внимание необходимо уделять произношению слов. Добиваться правильного произношения слов следует при первичном их введении. Для этого необходимо делать речевые разминки в начале каждого урока. Н-р: Кода лемце? Кода ялгацень лемоц? Кода тядяцень лемоц? Кода аляцень лемоц? И т. д. Вначале четко произношу слова по одному, а дети слушают. Затем по одному слова повторяются хором по следующей схеме: учитель четко произносит слова шаба, дети вместе с учителем повторяют хором это слово. Если дети произнесли правильно, то учитель произносит следующее слово: шабатне, дети повторяют хором. Если не все дети четко произнесли данное слово, учитель повторяет слово еще раз. Таким образом провожу работу по формированию навыка произношения речевых компетенций. Также для организации усвоения знаний в структуру учебника и рабочей тетради включены познавательные и развивающие задания. Я использую задания игрового характера, что особенно привлекательно для детей младшего школьного возраста. В текстах и упражнениях присутствуют сказочные герои. Игровая форма позволяет активизировать достаточно большое количество вновь изученных слов. Н-р: «Вспомни разные слова» т.е. назвать слова на заданную тему или назвать слова по нескольким заданным темам; «Цвет, где ты?»- дети называют в своей одежде или одежде соседа какой-нибудь цвет и назвать его? и т.д. В «Рабочих тетрадях» включены задания, где нужно раскрасить и написать названия на мокшанском языке- это также закрепляет словарный запас у учащихся. Формирование речевых компетенций на уроках – одна из центральных задач обучения. Коммуникативные умения развиваются при чтении диалогов, в отгадывании ребусов. Диалоги строю с опорой на различные речевые ситуации (у врача, в магазине, прием гостей). Обучая диалогической речи учащихся начальных классов, учитель должен стремиться придать учебному процессу коммуникативный характер, т. е. стараться максимально приблизить обстановку урока к условиям реального общения. Создать такую обстановку поможет организация работы в группах, в парах. Именно поэтому использую в своей работе парную, групповую формы работы. Взаимодействие между учащимися в группе способствует их речевому развитию. Целенаправленно использую педагогические ситуации урока для формирования у учащихся умения входить в контакт с другими людьми. Важно данный вид деятельности актуализировать не только для детей- лидеров, но и для пассивных, стеснительных учеников, включая их в парную деятельность с инициативными учащимися, поручая им конкретные и доступные организаторские виды работы: «Выбери для себя упражнение», «Организуй работу в своей группе» и т.д. Большую роль в формировании речевых компетенций на уроках играют яркие красочные презентации по отдельным темам. Например: «Цвета. Тюссне», «Вирень жувататне. Лесные животные» и т.д.Красочные слайды, небольшие тексты, сопровождающие презентации способствуют запоминанию новых слов и фраз на мокшанском языке.
Обучение мокшанскому языку младших школьников является важным звеном этнокультурного образования, которое предполагает введение ребенка в национальную культуру. Воспитывая детей в духе народных традиций, можно развить у них национальное самосознание, а значит, и уважение к своему народу.
Литература: Поляков О.Е. «Учимся говорить по- мокшански».Мордовское книхжное издательство- Саранск, 1995.-198 с. Богдашкина, с. В. Мокшанский язык: учебное пособие для русскоязычных студентов/ С. В. Богдашкина, Л. И. Макушкина, С. И. Моськина, М. И. Савостькина, Л. И. Смолькина; Мордов. Гос. Пед. Ин-т. – Саранск, 2009. – 126 с.