Законодательный процесс в России



п/пЭтапы урока Время урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1 Организационный момент 8:30-8:35 Учитель приветствует класс.
Отмечает отсутствующих.
(на интерактивной доске презентация по теме урока)
Озвучивает тему урока. (слайд 1)
Обозначает план урока. (слайд 2) Приветствуют учителя.
Записывают тему урока в тетрадь.
Знакомятся с планом урока.
2 Подготовка к изучению нового материала 8:35-8:40 Учитель проводит Тестирование «Система права» (см. Приложение 1 к уроку) Выполняют тест
3 Изучение нового материала 8:40-9:05 Законодательный процесс в России регламентируется Конституцией РФ.
Рассмотрим основные стадии законотворческого процесса.
Для этого класс делим на 5 групп. (Учитель делит класс на 5 групп) и каждая группа после прочтения расскажет о
Выявление потребностей в создании правовых норм.
Внесение предложений об издании закона в законодательный орган страны
Рассмотрение и обсуждение законопроекта
Принятие и утверждение закона.
Официальное опубликование закона
Благодарю за ответы каждой группы. Теперь мы знаем, как проходит законотворческий процесс на каждой ее стадии.
Слушают учителя
Класс делится на 5 групп, каждая группа выполняет свое задание
Конспектируют прочитанное.
Каждая группа отчитывается о прочитанном, остальные конспектируют рассказ о каждой группе
1 группа. Выявление потребностей в создании правовых норм. Для этого в обществе анализируются практика реализации законов, действие тех или иных норм, проводятся социологические исследования, выявляются недостатки, пробелы в законодательстве. Человеческая жизнь сложна, и во взаимоотношениях людей происходят изменения, которые требуют своего правового регулирования. Например, обратив внимание, что старые автомобили перегоняют из-за границы, продают на отечественном рынке по низкой в сравнении с отечественными машинами цене, законодатели, констатировали, что такая практика приводит к наживе продавцов. Люди покупают дешевые старые машины, в результате чего растет число аварий. Убытки несут и отечественные производители. Помочь решить проблемы может право. С помощью пошлин на ввозимые автомашины можно повысить цену, что приводит к их удорожанию и падению спроса на рынке.
2 группа. Внесение предложений об издании закона в законодательный орган страны. Вносить закон на рассмотрение в парламент страны может не каждый. Право законодательной инициативы в нашем государстве принадлежит следующим субъектам-Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительство РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Это право есть у субъектов Федерации в лице их представительных органов.Внесенные проекты законов обязательно регистрируются. Это осуществляется Комитетом по организации работы Государственной Думы. К проекту закона предъявляются специальные требования (соблюдение формы, представление необходимых документов и т. д.). Законопроект, который подлежит рассмотрению в Государственной Думе, направляется в соответствующий комитет палаты – по законодательству , государственному строительству, обороне, бюджету и т.п., где решается вопрос о его дальнейшей судьбе – одобрить (составляющей доработкой) направить для принятия в Государственную Думу, либо признать нецелесообразны или не проработаны и вернуть обратно. Комитет становится ответственным по законопроекту.Для работы с проектом законна Комитетах создаются рабочие группы. Вы их составе могут быть депутаты, эксперты, специалисты. В комитете заслушиваются мнения разработчиков законопроекта и всех заинтересованных принятии закона лиц. Законопроекты, требующие значительных денежных расходов, должны иметь предварительное заключение Правительство РФ. Широкое(представительное) обсуждение законопроекта в комитете законодательного органа власти называется парламентскими слушаниями.
3 группа. Рассмотрение и обсуждение законопроекта. На данном этапе высказываются предложения относительно проекта законно, вносятся поправки. Обсуждение законопроекта может происходят в нескольких чтениях( обычно в трех). При этом рассматриваются основные положения законопроекта, вопрос о необходимости его принятия, концептуальная основа проекта. Отдельные законопроекты могут вынесены на всенародное обсуждение. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе осуществляется на открытом заседании палаты в трех чтениях. Оно начинается с доклада инициатора законопроекта и соотносится к концепции законопроекта положительно и отдает за нее большинство голосов, то считается, что данный законопроект прошел первое чтение. Во втором чтении депутаты вносят конкретные поправки и дополнения в текст законопроекта. Сделанные ими замечания направляются в профильной комитет Государственной Думы, и к третьему чтению законопроект поступает из комитета с соответствующими изменениями. В третьем чтении происходит принятие или отклонение проекта закона без внесения в него изменений.
4 группа. Принятие и утверждение закона. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов. Для принятия федерального конституционного закона требуется не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Федеральный закон не может быть принят числом депутатов меньше, чем 226 человек. Голосование происходит обычно с помощью электронных устройств. Иногда, в особых случаях, голосование осуществляется бюллетенями в избирательных кабинах.В некоторых случаях закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации. Однако, по общим правилам, принятый Государственной Думой закон в течение пяти дней направляется на рассмотрение и одобрение в Совет Федерации. В течение 14 дней верхняя палата парламента должна одобрить или отклонить закон. Если в 14-дневный срок закон не будет рассмотрен, то он считается автоматически одобренным. В случае отклонения закона Советом Федерации Государственная Дума может проголосовать за закон повторно и квалифицированным большинством в 2/3 преодолеть решение Совета Федерации или же создать с Советом Федерации согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Обязательному рассмотрению подлежат законы по вопросам –а). федерального бюджета б).федеральных налогов и сборов в). финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии г).ратификации и денонсации международных договоров РФ д). статуса и зашиты государственной границы РФ е). войны и мира( ст. 106 Конституции РФ). Одобренный Советом Федерации закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ, который в течение 14 дней должен его подписать ( утвердить) и обнародовать. Однако глава государства может не согласиться с содержанием закона и вернуть его обратно в Государственную Думу, то есть наложить на закон вето. Если Государственная Дума и Совет Федерации не принимают возражения Президента РФ, то для преодоления вето им необходимо набрать квалифицированное большинство в 2/3 голосов. После подписания Президентом РФ закон доводится до сведения граждан путем опубликования. Только после этого он приобретает свою окончательную официальную форму.
5 группа. Официальное опубликование закона. Текст закона публикуется в официальных изданиях. К ним относятся- « Российская газета», «Парламентская газета» и « Собрание законодательства Российской Федерации». Законы могут быть опубликованы и в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению, радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям. При публикации законов указывается его наименование, дата принятия ( одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, а также должностное лицо, его подписавшее, место, дата его подписания, регистрационный номер. Вступление закона в силу определяется рядом обстоятельств. Если в самом тексте закона указан срок начала его действия, то именно с этой даты он и вступает в силу. Если срок действия не указан, то закон вступает в силу по истечении 10 дней после своего официального опубликования. Срок вступления закона в силу может быть также указан в специальном документе о порядке введения в действие закона.
Слушают учителя
4 Подведение итогов 9:05-9:10 Неопубликованные законы не имеют юридической силы. Официальной считается публикация закона в «Российской газете», «Парламентской газете» или «Собрании законодательства РФ.
Сегодня мы познакомились с законотворчеством, рассмотрели каждую его стадию. Слушают учителя
5 Домашнее задание 9:10-9:15 Домашнее задание на следующий урок:
1.    Выучить записи в тетради.
2.    Прочитать текст учебника, с.58-69. Знать ответы на вопросы после параграфа и задания.
Ребята, спасибо за работу на уроке! Всего доброго!!! Записывают домашнее задание в дневники.