М.Ю. Лермонтов. Глубина философской проблематики


М.Ю. Лермонтов. Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики поэтаУрок литературы в 10 классе Лермонтов – одно из удивительных явлений в литературе. Он погиб, не дожив до 27 лет, а создал такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих писателей.  Вспомните, какие вечные философские темы интересуют поэтов и писателей? Какие темы встречаются в творчестве М.Ю. Лермонтова?Поиск смысла жизни Поэт и толпа Человек и природаЛюбовь Дружба ОДИНОЧЕСТВОВераРодинаПротест против власти




Говоря о философских проблемах творчества любого поэта невозможно не определить его отношения к религииРелигиозно-богоборческие переживания отличались большой непосредственностью, внутренней независимостью и противоречивостью. Это естественно для романтика-бунтаря, склонного презирать "суеверное" послушание толпы и разговаривать с "высшей силой" на равных, отстаивая свою личную исключительность и достоинство. В лирике Лермонтова. Бог представляется по-библейски всесильным, но при случае на него возлагается ответственность за несовершенства миропорядка и надломы в собственной жизни.Поэт постоянно сомневается во всех существенных принципах библейской веры. НО И ВЕРИТ!!! Слушаем, читаем текст, анализируемПослушайте молитву Рахманинова «Богородице Дево, радуйся» в исполнении Камерного хора«Молитва есть восхождение ума и сердца к Богу» ( преподобный Нил Синайский). «Во время молитвы мы беседуем с Богом» (святитель Иоанн Златоуст).МОЛИТВА – ЖАНР ДУХОВНОЙ ЛИРИКИ. КАКОВЫ ЕГО ОСОБЕННОСТИ?Молитва - обращение к божеству, один из основных элементов всякого религиозного культа, создающий иллюзорное ощущение контакта верующего со сверхъестественным и психологической общности религиозной группы.
Слушаем, читаем текст, анализируемСлушаем «Молитву» ( «В минуту жизни трудную») в исполнении юношеского ансамбля «Прео», следим за текстом М.Ю. Лермонтова.Проанализируйте стихотворение. ? Когда обращается к Богу поэт, каково его состояние (обратите внимание на глагол твержу, прилагательное чудную)? Прокомментируйте использование таких слов, как благодатная, святая прелесть Слушаем «Молитву» «Я матерь божия» в исполнении актера А. Дубровского О чем просит лирический герой стихотворения Деву Марию?  Как это характеризует героя?  Как контрастирует содержание этого стихотворения с предыдущими? МОЛИТВАНе обвиняй меня, всесильный,И не карай меня, молю,За то, что мрак земли могильныйС ее страстями я люблю;За то, что редко в душу входитЖивых речей твоих струя;За то, что в заблужденье бродитМой ум далёко от тебя;За то, что лава вдохновеньКлокочет на груди моей;За то, что дикие волненьяМрачат стекло моих очей;За то, что мир земной мне тесен,К тебе ж проникнуть я боюсь,И часто звуком грешных песенЯ, боже, не тебе молюсь.Но угаси сей чудный пламень,Всесожигающий костер,Преобрати мне сердце в камень,Останови голодный взор.От страшной жажды песнопеньяПускай, творец, освобожусь,Тогда на тесный путь спасеньяК тебе я снова обращусь.1829 Подводим итогИзменение жанра молитвыИсповедальность лирического героя (искреннее обращение к Богу, открытость чувств)Противоречивость лирического героя. Очень трудно понять такого непонятного, противоречивого поэта, как Лермонтов. Трудно определить, какой именно смысл вкладывал он в то или иное свое произведение. Вот поэтому и воспринимают читатели неоднозначно одни и те же строчки из поэтического наследия М. Ю. Лермонтова. «Готовимся к ЕГЭ». Дополните таблицу по материалам урока{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Произведение и автор ЖанрТема ПроблемаИдея М.Ю. ЛермонтовМолитва «В минуту жизни трудную»Молитва ЛюбовьЧеловек и БогПоиск смысла жизни Поиск в Бога, в высшие силыМолитва «Я, Матерь Божия»МолитваЛюбовьВера в собственные силыМолитва «Не обвиняй меня, всесильный»МолитваОдиночествоЛюбовьПротест человекаРазочарование