Рабочая программама к учебнику Духовно-нравственная культура народов России 5 класс


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К УЧЕБНИКУ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ. 5 КЛАСС»ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа составлена в соответствии с 1.Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. 2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»; 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
Характеристика и цели предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования 2010 г. имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно-нравственной культуры предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за прошлое и настоящее многонационального народа нашей страны. Этот предмет способствует формированию готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, ознакомлению с основными нормами светской и религиозной морали, пониманию их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе. Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности — также является одной из задач курса. Изучение данного курса поможет становлению внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитанию нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознанию ценности человеческой жизни.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предполагает следующие
цели и задачи: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со Стандартом на ступени основного общего образования осуществляется дальнейшее формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие подростками моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья учащихся.
Характеристика и цели модуля «Основы религиозных культур народов России»
Курс «Основы религиозных культур» является одним из модулей в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющаяся методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, определяет систему базовых национальных ценностей, к которым относятся религиозные традиции многонационального народа Российской Федерации. Носителями базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия; исламские; иудаистские; буддистские). Концепция отмечает большую роль христианских (и прежде всего православных) ценностей в формировании и развитии национального воспитательного идеала, который, например, «в средневековой Руси был... представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа». При этом современный воспитательный идеал определяется в том числе и исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлого. А духовно-нравственное развитие гражданина России должно осуществляться в процессе восприятия и принятия «культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии». Из этого вытекает необходимость знакомства учащихся с историей и нравственной традицией российских религий в ходе курса «Основы религиозных культур народов России». Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания о религиозных культурах народов России, полученные в начальной школе. В курсе четко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу российской цивилизации. Подобный подход способствует формированию таких личностных универсальных учебных действий, как основы гражданской идентичности, основы социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание), а также реализации соответствующих личностных результатов освоения Основной образовательной программы основного общего образования. Содержание курса соответствует возрастным особенностям учащихся. Объемы учебного материала не превышают максимального количества часов, выделенных на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе. Содержание курса предусматривает актуализацию межпредметных связей с такими предметами, как история, обществознание и литература.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса методически и содержательно связан с таким же курсом для 4 класса. Вместе с курсом «Основы светской этики» для 4—5 классов они интегрируются в единую систему, призванную познакомить обучающихся с основами духовно-нравственной культуры народов России в начальной и средней школе. Системность в содержании и методическом наполнении курсов обеспечивается за счет: общих принципов структурирования материала, когда в основе структуры лежит тема; общей фундаментальной морально-нравственной и методологической основы, раскрывающей универсальные нравственные принципы различными средствами; общей методической и дидактической направленности. Содержание курса «Основы религиозных культур народов России» имеет воспитывающий характер, способствует духовно-нравственному развитию учащихся, содействует формированию чувства патриотизма, любви и уважения к Отечеству, родному краю, духовным истокам российской цивилизации.
Материал курса носит поликультурный характер, отражает многообразие и единство современного мира, а также культур народов мира и России, а также содержит региональный компонент. Региональный компонент

«Новомученики и исповедники Церкви Русской»
1. Места расстрелов и захоронений новомучеников:
Дом Сачкова. Бывшее здание НКВД (ул.Л.Толстого,73).

Стрижев овраг (в конце улицы Карамзинской и 2-го Кирова переулка).
Конец улицы Кирова, за мостом через железнодорожную выемку.
2.Архиепископ Иоаким (Благовидов). Пока не прославлен в лике новомучеников, но он, действительно, один противостоял обновленчеству и григорианству в 1920-е годы. Документы на канонизацию собраны прот. А.Скалой и направлены в Московскую Патрирхию.
3. Региональный компонент
Священномученик Неофит Любимов
4. в Симбирске пока нет прославленных архиереев.
Но вполне возможно рассказать о жизни и деятельности архиепископа Иоанна (Братолюбова) – последнего архиерея перед закрытием кафедры в Ульяновске.
Региональный компонент
Региональный компонент
5.Священномученики:
Иоанн Ильинский, Николай Покровский,
Александр Гневушев,
Преподобномученица Екатерина (Декалина).
6.Региональный компонент
Московская Патрархия в Ульяновске с 1941 года по 1943 год. Патриотическая деятельность РПЦ и митрополита Сергия во время эвакуации в Ульяновск.
7.Региональный компонент
Преподобноисповедник архимандрит Гавриил Мелекесский
8.Региональный компонент
Священномученик Александр Телемаков
Формы контроля
Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей, тестирование, подготовка и презентация проекта.
По предмету оценки не выставляются.
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
индивидуальный       контроль    (контроль   учителем):  
- устный    опрос,  
-домашняя     работа (поисковая,      творческая),
-  самостоятельная    работа   (воспроизводящая; вариативная;  эвристическая).
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план отводит в 5 классе на предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 35 часов за учебный год..
1 чет. - 9ч.
2 чет. – 7ч.
3 чет. - 10 ч.
4 чет.- 9 ч.
Требования к результатам обучения и освоения содержания модуля «Основы религиозных культур народов России»
К результатам освоения программы курса следует отнести:
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку и вере; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Предметные результаты:
воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или к их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
формирование представлений об основах культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Формы контроля
Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей, тестирование, подготовка и презентация проекта.
По предмету оценки не выставляются.
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
индивидуальный       контроль    (контроль   учителем):  
- устный    опрос,  
-домашняя     работа (поисковая,      творческая),
-  самостоятельная    работа   (воспроизводящая; вариативная;  эвристическая).
Содержание учебного материала -35 ч
Православие Древней Руси. Поучение Владимира Мономаха, Православная церковь в Московской Руси. Нил Саровский и Иосиф Волоцкий. Православие в Российском царстве. Заветы Оптинских старцев. Православие в Советской России. Православие в современной России. Православие в традициях русского народа. Святые Пётр и Феврония. Древняя история ислама на территории России. Ислам в современной России. Дом и семья в исламе. Появление и развитие иудаизма в России. Иудаизм в СССР. Иудаизм в современной России.Тибетский буддизм. Распространение буддизма среди народов России. Буддизм в культуре и традициях народов России.
Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания
Технологии диалогового взаимодействия:
-технология рефлексивного чтения;
-технология обсуждения проблем;
-технология взаимного обмена заданиями.
Познавательно-исследовательские методы:
-беседа-распознавание;
-диалог-сравнение;
-исследовательский проект.
Методы обратной связи:
-интерпретация;
-загадки-притчи;
-проблемная пресс-конференция;
- разговор с замещённым собеседником.
Игровые и деятельностные методы:
- игра-испытание;
- ролевая игра;
- продуктивный труд.
     
 Формы обучения
Классно-урочные занятия.
Групповая форма обучения.
Внеклассные занятия – классные семейные праздники.  
В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на  основе изученного материала и освоение материала в деятельностной,  творческой форме.
Экскурсии.
           
Педагогическое обеспечение учебного процесса
К необходимым элементам учебно-методического и информационного обеспечения учебного процесса относится учебник «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ». 5 КЛАСС»
программа,
рабочая программа,
.