Проект в начальной школе Танцующая школа 1-4 классы

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 р.п. Земетчино.




Проект
«Танцующая школа»
.










Возраст детей 9-10 лет
Срок реализации 4 года
Количество часов в неделю:
первый год обучения -2 ч
второй год обучения – 4 ч
третий год обучения -2ч
четвертый год обучения -1ч

Содержание программы
1. Аннотация проекта
2. Календарно -тематическое планирование
3. Содержание изучаемого курса
4. Список литературы





Учитель: Стырова Л.А.


Аннотация проекта.
В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает своё особое значимое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысячелетий тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. «Танец возник тогда, когда искусство, выраженное в движении и жесте подчинилось ритму и музыке». Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков и римлян, затем «хороводы», «бранли», появились первые балеты.
Изменялось общество - изменялось и танцевальное искусство. XX век принёс с собой новую, более сложную технику, новые специальности, и новое отношение к хореографическому искусству. Танец стал больше, чем красивое зрелищное представление. На данном этапе развития танец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично взаимодействовать с ним. В танце есть элемент и легенды и жизни, Танец есть мост, перекинутый из нашей обыденной жизни к воздушным замкам свободного творчества. И, именно, потому, что в танце есть нечто от искусства, и нечто от жизни, в нём должна раскрываться та таинственная связь, которая сковывает творчество с жизнью, наполненной чистой и светлой любовью. Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусства. Танец - искусство многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы.
Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ ФГОС, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области.
По данной программе могут заниматься дети с разным уровнем хореографической подготовки и дети с физическими недостатками. Все занятия проекта и досуговые мероприятия составлены самостоятельно с учётом специализации программы по хореографии.
Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим поколением, требует новые формы и методы воспитания и обучения, такие которые отвечают настоящему времени. Воспитание личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения, обладающих самостоятельностью при выборе видов деятельности и умеющих выразить свой замысел в творческой деятельности.
На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России через усиление роли эстетического образования подрастающего поколения, что повлекло за собой повышение интереса к созданию и реализации программ сориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья детей.
Цель:
Развивать мотивацию детей к познанию и творчеству.
Задачи:
Содействовать личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе;
Приобщать подрастающее поколения к ценностям мировой культуры и искусству;
сохранению и охране здоровья детей.
Принципы проекта:
гуманизации образования; личностно-ориентированного подхода;
научности;
интеграции;
осуществление, как целостного, так и индивидуального подхода к воспитанию личности ребёнка;
соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся.
Все идеи, принципы, формы и методы, помещенные в разделах программы, нацелены на реализацию целей и задач: формирование всесторонне развитой личности, раскрытие потенциальных способностей, а также сохранение и укрепление здоровья детей.
Стратегической целью программы является формирование целостной, духовно- нравственной, гармонично развитой личности.
Выполнение целевых установок предполагает создание условий для выполнения следующих задач:
В области хореографии:
расширять знания в области современного хореографического искусства;
способствовать выражению собственных ощущений, используя язык хореографии, литературы, изобразительного искусства;
формировать умение понимать «язык» движений, их красоту.
В области воспитания:
Содействовать гармоничному развитию творческой личности ребенка;
Развивать чувства гармонии, любви; чувства ритма;
Совершенствовать нравственно- эстетические, духовные и физические потребности.
В области физической подготовки:
Развивать гибкость, координацию движений;
Развивать психофизические особенности, способствующие успешной самореализации;
укреплять физическое и психологическое здоровье.
Во время обучения многие обучающиеся, открыв в себе новые способности, стали дополнительно посещать кружок рисования, школьный хор и некоторые были приняты в музыкальную школу.
В хореографическое объединение приходят дети с 6,5 лет. Наполняемость групп составляет 15 (и более) человек.
В программе использованы приоритетные формы занятий: интегрированные, интегрированные с элементами импровизации, индивидуальные. В репетиционно - постановочные занятия, включены количество разделов программы самостоятельно, интегрируя их в зависимости от сложности постановки танца или его тематики.
На первом году обучения, когда складываются межличностные отношения необходимо научить детей относиться к одноклассникам с любовью и уважением. Главные идеи и основы эффективности танцевальной деятельности воспитанников достигаются через игровые технологии. Игра используется как метод обучения развития и воспитания. Роль игр на 2,3 и 4 годах обучение видоизменяется в зависимости от возраста, творческих способностей детей и хореографической подготовки.
Особенностью обучения 2-го года, является включение в программу знаний по музыке, урок ритмики. Музыка для детей и подростков становится возможностью выразить себя, найти свою музыку для души. Сегодня образцом для подражания становятся исполнители часто звучащие в эфире. И за мишурой аранжировки слушатели подростки не замечают пустоты текста, примитивных мелодий. Уроки ритмики раскрывают перед детьми иные грани музыки достойные внимания. Целью урока ритмики является развитие слуха, чувства ритма, формирование музыкального восприятия и представлений о выразительных средствах музыки
Основные часы занятий 3 и 4 года обучения занимает постановочная работа. В программу вводится новая форма постановок, это работа над танцами малых форм и социальными номерами.
За 2 года обучения дети приобретают определенный баланс знаний, который они будут раскрывать, активизировать на занятии с элементами импровизации. Данный урок раскроет способности ребенка, поможет выразить и заявить о своем «Я», тем самым утвердить свое положение в современном мире. Главная задача занятия, уметь выразить свои ощущения, используя язык хореографии, литературы и изобразительного искусств, и содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся. На 3 и 4 году обучения обучающимся интересно узнать о новых танцевальных направлениях, о жизни выдающихся балерин, балетмейстеров или популярных танцевальных групп. Но главным и неизменным правилом остается развитие чувства любви – совокупности совершенств.
В результате освоения программы 1 года обучения дети должны овладеть коммуникативным навыком, осознать свою значительность в коллективе, должны
знать:
позиции рук и ног;
названия классических движений;
первичные сведения об искусстве хореографии.
уметь:
воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения;
соединять отдельные движения в хореографической композиции;
исполнять движения классического экзерсиса.
В конце 2 года обучения учащиеся должны закрепить знания 1 года обучения, чувствовать и ценить красоту, стать социально-активной личностью, должны
знать:
названия классических движений нового экзерсиса;
значение слов «легато», «стокато», ритм, акцент, темп.
уметь:
грамотно исполнять движения экзерсиса и хореографических постановок;
определять темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии;
самостоятельно придумывать движения, фигуры во время игр.
В конце 3 года обучения учащиеся должны развить художественно-эстетический вкус, умение держаться на сцене, должны
знать:
новые направления, виды хореографии и музыки;
классические термины;
жанры музыкальных произведений.
уметь:
выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции;
контролировать и координировать своё тело;
сопереживать и чувствовать музыку.
В конце 4 года обучения учащиеся должны сформироваться, как всесторонне развитая личность с художественно-эстетическим вкусом, раскрыть свои потенциальные способности и укрепить своё здоровье, а также должны
знать:
виды и жанры хореографии;
историю создания танцев народов мира;
классические термины;
лучшие образы хореографического, музыкального искусства.
уметь:
выразительно и ритмично двигаться в соответствии с образом танца; выражать свои собственные ощущения, используя язык хореографии, литературы, изобразительного искусства; сопереживать, осуществлять взаимовыручку и взаимоподдержку.







Календарно – тематическое планирование проекта «Танцующая школа»
Первый год обучения.


п/п
Наименование тем

Количество часов
Теоретические занятия
Практические занятия


1.
Вводные занятия. Правила техники безопасности

1
1
-


2.
Танцы народов мира

8
1
7


3.
Танец сегодня

6
1
5


4.
Игровые технологии

6
1
5


5.
Азбука классического танца

10
1
9


6.
Интегрированные занятия

8
2
6


7.
Русские народные танцы

12
4
8


8.
Индивидуальные занятия

2
2
-


9.
Ритмика

12
-
12


10.
Итоговые занятия и досуговые мероприятия

1
-
1



Итого:

66
13
53











Второй год обучения

№ п/п
Наименование тем
Количество часов
Теоретические занятия
Практические занятия

1.
Мелодия в темпе музыкального движения
2
-
2

2.
Азбука классического танца
10
2
8

3.
Ритмика
16
3
13

4.
Танец сегодня
12
2
10

5.
Общеразвивающие упражнения
16
-
16

6.
Русские народные танцы
22
2
20

7.
Репитиционно-постановочная работа
32
2
30

8.
Игровые технологии
16
1
15

9.
Индивидуальные занятия
6
-
6

10.
Итоговые занятия и досуговые мероприятия
4
1
3


Итого:
136
13
123


Третий год обучения




п/п
Наименование тем
Количество часов
Теоретические занятия
Практические занятия

1.
Мелодии в темпе музыкального движения
3
1
2

2.
Азбука музыкального движения
4
1
3

3.
Ритм. Акцент.
6
1
5

4.
Русские народные танцы
15
2
13

5.
Общеразвивающие упражнения
3
-
3

6.
Танцы народов мира
7
1
6

7.
Постановочная и репетиционная работа
20
4
16

8.
Участие в конкурсах и концертах
4
-
4

9.
Игровые технологии
2
-
2

10.
Итоговые занятия и досуговые мероприятия
2
-
2


Итого:
66
10
56























Четвёртый год обучения


п/п
Наименование тем
Количество часов
Теоретические занятия
Практические занятия

1.
Общеразвивающие упражнения
3
-
3

2.
Азбука музыкального движения
3
1
2

3.
Русские народные танцы
4
1
3

4.
Танцы народов мира
4
1
3

5.
Мелодии в темпе музыкального движения
1
-
1

6.
Игровые технологии
3
1
2

7.
Постановочная и репетиционная работа
9
1
8

8.
Участие в конкурсах и концертах
4
-
4

9.
Темп. Характер
1
1
-

10.
Интегрированные занятия
1
-
1

11.
Итоговые занятия и досуговые мероприятия
1
-
1


Итого:
34
6
28




Содержание изучаемого курса
Вводные занятия.
Знакомство в игровой форме с одним из видов искусства -хореографии и содержанием программы. Рассказ о правилах поведения на занятии, о технике безопасности во время пользования техническими средствами и особенностях внешнего вида учащегося.


Танцы народов мира.
Цикл бесед знакомит с разнообразными видами и жанрами хореографии:
Бальные танцы - танго, вальс, полька, краковяк.
народные танцы - русские народные, испанские танцы, танцы Казахстана, Китая, Африки, Индии.
Особенности восточного танца - Турция, Сирия, Египет.

Классический танец - история балетного искусства, танец - как вид искусства, искусство миллионов.
Современные танцы XX века - чарльстон, рок - н - ролл, свободные танцы, джазовые танцы, твист, танец модерн.

Танец сегодня.
Беседы знакомят с популярными танцевальными группами, коллективами, с новыми веяниями в хореографическом искусстве, рассказывают о выдающихся танцорах нашего времени.
Самая титулованная пара России Тимохин Дмитрий и Анна Безикова. Вечернее танго в Буэнос-Айресе. Стремление быть не как все (Московская академия хореографии) Анастасия Волочкова. Музыкальная таблетка (о лечебной силе музыки). Жизненная энергия, шоу - балет «Тодес» (энергия танца, составляющая часть здоровья). Две грани искусства. На всё нужна сноровка (о курьёзах во время выступления на сцене). Учитель танцев. Танец живота - красота и здоровье. Если болезнь нельзя вылечить, её можно затанцевать, (психотерапевтическая роль танца). Поговорим о ...

Игровые технологии.
«Человеком можно стать, только играя», утверждал Ф.Шиллер. По его мнению, человек в игре и посредством игры творит себя, и мир в котором живет.
С позиции личностного подхода игра представляет поле, в рамках которого происходит самоопределение и идет процесс «взращивания» личности. Личностное самоопределение - это не что иное, как попытка самому себе ответить на вопрос «что есть «Я» в этом мире?». Лишь воспринимая себя в соответствии с другими, можно сформироваться как личность. Личностный подход реализуется посредством деятельности, которая имеет не только внешние атрибуты совместности, но и своим внутренним содержанием предполагает сотрудничество, саморазвитие субъектов учебной деятельности, проявление их личностных функций. Игра в достаточной мере способствует становлению этих функций.
Роль игры в обществе исторически менялась, но она всегда была фактором развития культуры.
Особое место игра всегда занимала и продолжает занимать в сфере культуры и искусства.
В искусстве танца игра, по мнению И. Хейзинга, присутствует в еще большей мере «.. .о каком бы народе или эпохе не шла речь, - пишет он, всегда можно сказать в самом полном смысле слова, что Танец есть сама Игра, более того, представляет собой одну из самых чистых и совершенных форм игры» .
Игровое качество по-разному раскрывается во всех формах танца. Наиболее отчетливо его можно наблюдать, с одной стороны в хороводе и в фигурном танце с другой - в сольном танце, одним словом, там, где танец есть зрелище или же ритмический строй и движение, как, например, в менуэте или кадрили.

Игровые технологии программы:
- Сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма: «Звук передай ударами ладош», «Пропоем, прохлопаем, любимую мелодию». «Я в музыке услышу кто ты, что ты». «Музыкальный теремок». «Игры на развитие актёрского мастерства»

Интегрированные занятия.