Открытый урок по теме Знакомство с геометрическими телами



Утверждено:
Руководитель структурного подразделения
КГА ПОУ «ПТПИТ»
____________Л.Ю. Депутатова
«_____»____________20____г.


ПЛАН
ОТКРЫТОГО УРОКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«математика»

Профессия: швея
Дата проведения: 16.11.2016 г.
Преподаватель: Окунева Нина Ивановна
Группа: ШВ-2.15 второго курса
Тема программы: «Элементы геометрии»
Тема урока: «Знакомство с геометрическими телами»
Тип урока: урок сообщения новых знаний
Вид урока: беседа с элементами лекции
Комплексные цели урока:
Обучающая:
.Воспроизведение знаний о геометрических фигурах: прямая, луч, отрезок, квадрат, прямоугольник, треугольник и их свойствах.
.Знакомство обучающихся с новыми понятиями - «планиметрия», «стереометрия», «геометрические тела (куб, параллелепипед, призма, пирамида, цилиндр, конус, шар)».
Развивающая:
Способствовать развитию восприятия, осмысления и первичного закрепления пространственных воображений.
Воспитательная:
Способствовать расширению словарного запаса, межпредметных связей, связи математики с жизнью, развитию памяти, наблюдательности, логического мышления и привитию любви к выбранной профессии.
Материально-техническое оснащение: мультимедийный проектор.
Учебно-методическое оснащение урока (средства обучения: печатные, экранные, звуковые, объёмные): Модели геометрических фигур. Предметы, имеющие форму куба, параллелепипеда, призмы, пирамиды, цилиндра, конуса, шара. Планшет для многократной записи, набор штампов геометрических тел, средство кодирования учебной информации. Стереометрический ящик. DVD диск.
Методы и методические приёмы (характеризующие деятельность педагога):
словесно-логические и наглядно-образные.
Уровни обучения (ознакомительный, репродуктивный, продуктивный):
ознакомительный.
Формы обучения (организация процесса обучения для группы): фронтальный опрос, индивидуальный подход, чередование умственной и практической деятельности, проявление педагогического такта, изучение материала небольшими дозами, многократное повторение, пальчиковая гимнастика.
Междисциплинарные связи: с русским языком, связь с профессией, связь с жизнью.
Краткая характеристика темы: _Для изучения новой темы необходимо вспомнить понятия и свойства геометрических фигур: прямая, луч, отрезок, квадрат, прямоугольник, треугольник, параллелограмм, ромб, трапеция, правильный многоугольник.
Расширить словарный запас новыми понятиями - «планиметрия»-это раздел геометрии, изучающий геометрические фигуры на плоскости, «стереометрия»-это раздел геометрии изучающий геометрические фигуры и тела в пространстве. Знакомство с понятиями: вершина, ребро, грань. Куб сопоставляется с квадратом, параллелепипед с прямоугольником, шар с кругом. Требования к уровню подготовки обучающихся на базовом уровне: Знать различие о геометрических фигурах и телах (куб, параллелепипед, призма, пирамида, цилиндр, конус, шар)». Уметь различать геометрические фигуры и тела. Требования к уровню подготовки обучающихся на пониженном уровне: Понимать различие геометрических фигур и тел. Уметь распознавать геометрические фигуры и тела на чертежах.

ХОД УРОКА
I Организационная часть 1 - 2 минуты
Сегодня у нас присутствуют на уроке члены экспертной комиссии, которые желают увидеть урок изучения нового материала: как я объясняю , как вы понимаете и усваиваете его.
Дежурный докладывает о количестве обучающихся по списку, об отсутствующих обучающихся, причинах их отсутствия и готовности присутствующих к уроку. Все ли выполнили домашнее задание?
II Сообщение темы и целей занятий 1-2 минуты
(объявление темы урока, постановка достижимых целей перед студентами)
Тема урока: «Знакомство с геометрическими телами»


Цели урока:
1.Вспомнить свойства геометрических фигур: прямая, луч, отрезок, квадрат, прямоугольник, треугольник и другие.
2.Познакомиться с новыми понятиями - «планиметрия» и «стереометрия».
Знать различие геометрических фигур и геометрических тел.
Уметь распознавать геометрические фигуры и тела на чертежах, моделях, в жизни, в профессии. Научиться строить многогранники в стереометрических ящиках, изображать их на планшетах или в тетради.

Эпиграфом к уроку выберем китайскую мудрость:
«Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь.»

III Актуализация опорных знаний учащихся 5-7 минут
(выполнение упражнений, игровых заданий и т.д. необходимых как опора для изучения нового материла)
Самостоятельная работа с последующей проверкой ( средством цветового кодирования учебной информации).
Для изучения новой темы нам необходимо вспомнить ранее изученную тему: «Геометрические фигуры и их свойства».
С помощью цветовой кодированной информации ответим на тест по теме: «Геометрические фигуры и их свойства». Затем проверим правильность ответов для того, чтобы убедиться готовы ли мы к восприятию нового материала.
Инструкция: вам даны две перфокарты и тест. Одна перфокарта с цветными пластинками, другая- без цветных пластинок. Выбираем перфокарту без цветовых пластинок, подписываем на ней карандашом фамилию и имя. Затем читаем задание и ответ выбираем на перфокарте с цветными пластинками. Вынимаем пластинку из перфокарты на уровне выбранного ответа и вставляем в первое отверстие пустой перфокарты. Переходим ко второму вопросу, выбираем правильный ответ и соответствующий цвет и вставляем во второе отверстие подписанной перфокарты. И так продолжаем отвечать на все поставленные вопросы.
Обращаю ваше внимание на то, что бережная работа с пластинками перфокарты улучшает вашу мелкую моторику и развивает интеллект.
Работы проверит преподаватель Г.В.Чикилева. ( По эталону).

Использование моделей геометрических фигур.
А мы проверим сами себя отвечая на вопросы теста еще раз и постараемся запомнить.
(Я покажу вам модели геометрических фигур, которые изготовил на уроках учебной практики обучающийся по профессии «слесарь»)

·
· Начальная мотивация учебной деятельности 2 - 3 минуты
(заинтересованность в изучении данной темы: необходима в профессиональной деятельности, в жизненной ситуации, и т.д.)
Мне хотелось бы решить одну жизненно-важную проблему для меня, которая возникла в нашем техникуме, но с вашей помощью. Дело в том, что в наших учебных планах количество часов, отводимых на учебную дисциплину «математика» постепенно уменьшается.
Пожалуйста, расскажите, как вы считаете: нужна ли учебная дисциплина «математика» для обучающихся по профессии «швея»?
А в жизни - для социальной адаптации?
В каких учебных дисциплинах возможно применение геометрических фигур и математических вычислений?
Какие известные фигуры используются для выкройки швейных изделий? (юбка солнце, юбка –трапеция, косынка.
Какие силуэты знают наши законодатели моды? (Фаина Григорьевна мне по секрету рассказала о силуэтах – прямой (в виде прямоугольника), трапециевидный, полуприлегающий, прилегающий). На каком предмете изучали силуэты одежды? (моделирование одежды)
Какие геометрические фигуры использовали при изготовлении поделок? (Я покажу вам практические работы одной из учащихся – прихватки геометрических фигур.)

V Изучение нового материала

Кто из вас смотрел проект «Удивительные люди» по телевизионному каналу «Россия 1»?
Что особенно вам понравилось?
Сегодня мне тоже хотелось бы проверить, может и среди вас есть «Удивительные люди».

1.Упражнение на развитие памяти. Это упражнение могут выполнить вместе с вами наши гости.
За одну минуту изучите расположение чисел в квадрате, а затем воспроизведите квадрат с числами по памяти.
(подготовить большую таблицу и шаблон не заполненной таблицы)

36
12
48

15
5
25

49
7
14


В нашем городе есть уникальная программа совершенствования умственных способностей человека при помощи устного счета «Ментальная арифметика».

Московская школа эйдетики занимается развитием особой - образной памяти. Предлагают 18 эффективных способов запоминания цифровой информации, быстрочтения, психологических игр, изучения иностранных языков.

(кого заинтересуют эти программы, могу рассказать после урока.)

Эту работу я не оцениваю, но хочу, чтобы вы в дальнейшем развивали свою память любыми способами.
Хочу пояснить, почему я выбрала вашу группу для проведения открытого урока. Вы любознательны, активны, старательны, аккуратны. Вам нравится предмет «математика», на уроках вы правильно решаете примеры и в решении задач находите разные способы.

2. Словарная работа с понятиями планиметрии и стереометрии.

Тема урока сложная, прошу не отвлекаться и выполнять задания быстро.
Оценивать вашу работу на уроке будем за правильное выполнение заданий, ответов и активное участие во всех этапах урока.

3.Просмотр фрагментов видеофильма «Стереометрия 1» и «Стереометрия 2»
Что нового вы узнали? С какими телами познакомились? Какие вопросы возникли?
4. Практическая работа с изготовленными вами «стереометрическими ящиками»:
Построить модели геометрических тел: «параллелепипед» или для тех кому сложно «куб», «треугольная призма», «пирамида».
Показать на моделях многогранников следующие элементы:
вершина, ребро, грань, основание, боковая поверхность.
Назвать их количество для каждого многогранника.
Показать квадрат и куб. Сравните квадрат и куб. Чем отличаются? Что общего?
Сравните параллелепипед и прямоугольник.
Назовите геометрическую фигуру. Назовите геометрическое тело.
Чем отличаются? ( Одно из них в пространстве, другое на плоскости).
Что общего? (одинаковые размеры)
Сравните шар и круг. Чем отличаются? Что общего?

5.На планшетах для многократной записи изобразим следующие «геометрические тела вращения»: «цилиндр», «конус», «шар».
Показать основание, боковую поверхность, радиус, центр круга, образующую,
высоту (у цилиндра и конуса).
Чем отличается сфера от шара? Что общего?

VI Обобщение и систематизация изученного материала 5 - 6 минут
(выводы по основным вопросам темы, закрепление полученных знаний путем выполнения упражнения, составления таблицы и т.д)
Какие геометрические тела мы сегодня изучили? Какие многогранники и какие тела вращения? Почему некоторые из них называют- тела вращения? Какие геометрические фигуры необходимо вращать, чтобы образовались геометрические тела- цилиндр, конус, сфера?
Встречались ли вы с геометрическими телами на практике? (Игловодитель, колба иглы в виде цилиндра)
Возможно ли применение геометрических тел в новогодние праздники? Приведите примеры. Вы можете принять участие в различных номинациях международного новогоднего конкурса, используя свое творчество и полученные знания в области геометрии.

VII Итоговая часть занятия 3 - 5 минут
(подведение итогов занятия, выставление комментированных оценок)
Поясните как вы понимаете эпиграф к уроку? Понравился ли вам урок? Что понравилось? Какие возникли вопросы?
Домашнее задание:
С помощью резиновых штампов подготовлены индивидуальные карточки с изображениями геометрических многогранников и тел вращения.
1.В тетради по математике изобразить геометрические тела (многогранники- куб, параллелепипед, призма с основанием треугольник, пирамида с основанием четырехугольник; и тела вращения – цилиндр, конус, шар). Задания выдаются дифференцированно.
2.На одной из карточек (выбрать по желанию) обозначить все элементы выбранного геометрического тела (вершина, ребро, грань, высота, апофема, радиус, образующая, основание, верхнее и нижнее основание, радиус, центр круга, центр шара), написать их на выбранной карточке и указать сколько элементов каждого вида.


Приложения:
пакеты заданий, ИТК, оценочные таблицы, схемы, плакаты, дидактические средства;
самоанализ по форме – приложение №2.
DVD диски с видеофильмами «Стереометрия 1» и «Стереометрия 2»




Оценочная таблица


ФАМИЛИЯ, ИМЯ
ТЕСТ
СТЕРЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ЯЩИК
ПЛАНШЕТ ИЛИ ТЕТРАДЬ
ОБРАТНАЯ
СВЯЗЬ
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА

1
Верхоланцева Ксения






2
Владыкина Ульяна






3
Волегова Ксения






4
Гирш Ксения






5
Дъякова Елизавета






6
Полянина Марина






7
Тарасова Мария






8
Тиунова Ирина






9
Трофимова Анастасия






10
Харитонова Анастасия










ТЕСТ ЦВЕТОКОДОВЫЙ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ТЕМЕ: «ПЛАНИМЕТРИЯ»


ВОПРОС
ОТВЕТ
ЦВЕТ

1
КЛАССИФИКАЦИЯ ТРЕУГОЛЬНИКОВ ПО ВЕЛИЧИНЕ УГЛА
РАВНОСТОРОННИЙ
ЧЕРНЫЙ

2

КВАДРАТ
РОЗОВЫЙ

3

ЛУЧ
ОРАНЖЕВЫЙ

4
КЛАССИФИКАЦИЯ ТРЕУГОЛЬНИКОВ ПО ВЕЛИЧИНЕ СТОРОН
ТРАПЕЦИЯ
ЖЕЛТЫЙ

5

ТОЧКА
ОРАНЖЕВЫЙ

6

ПРЯМОУГОЛЬНИК
РОЗОВЫЙ

7
НАЗВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ В ТРЕУГОЛЬНИКЕ
ПРЯМАЯ
СИНИЙ

8

ОСТРОУГОЛЬНЫЙ
ЗЕЛЕНЫЙ

9

РОМБ
ЖЕЛТЫЙ

10

РАВНОБЕДРЕННЫЙ
ЧЕРНЫЙ

11

ВЕРШИНА
СИРЕНЕВЫЙ

12
НАИМЕНОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР
ТУПОУГОЛЬНЫЙ
ЗЕЛЕНЫЙ

13

БИССЕКТРИСА
КРАСНЫЙ

14

ПАРАЛЛЕЛОГРАММ
ЖЕЛТЫЙ

15

МЕДИАНА
КРАСНЫЙ

16

ВЫСОТА
КРАСНЫЙ

17

ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ
ЗЕЛЕНЫЙ

18

СТОРОНА
СИРЕНЕВЫЙ

19

КРУГ
СИНИЙ

20

РАЗНОСТОРОННИЙ
ЧЕРНЫЙ


15