ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.


Ирина Георгиевна Мазничко
преподаватель
ГАПОУ СО «Базарнокарабулакский техникум агробизнеса»
р.п. Базарный Карабулак, Саратовская область
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Статья посвящена вопросам организации практического обучения студентов в профессиональных учебных заведениях. В ней раскрываются вопросы сущности, задачи практического обучения. Уделяется внимание такой важной предпосылке повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса как подготовка преподавателя к проведению уроков практического обучения.
 Центральным звеном в организации учебно-воспитательного процесса и профессионального образования студентов являются занятия по производственному обучению. Это занятия, проводимые под руководством преподавателя или мастера производственного обучения и направленные на углубление знаний, овладение определенными методами работы по той или иной дисциплине. Практические занятия представляют собой метод репродуктивного обучения, который обеспечивает связь теории и практики и способствует выработке у студентов умений и навыков применения полученных теоретических знаний на практике. Целью преподавателя является выработка у студентов определенного профессионального подхода к решению той или иной задачи.
Направленность урока производственного обучения заключается в том, чтобы студенты на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы, способы выполнения производственных действий, операций, необходимых для последующего формирования у них знаний, умений и навыков выполнения производственных работ по определенной профессии.
Решающая роль в этом принадлежит преподавателю. Он организует не только свой труд на уроке, но и производственную деятельность студентов. Методически грамотная подготовка в проведении уроков производственного обучения – важнейшая предпосылка повышения эффективности и качества всего учебно-воспитательного процесса.
На уроке производственного обучения студентам не достаточно просто запомнить или заучить учебный материал, они должны его понять, переработать мысленно, воспроизвести при выполнении производственного задания. Следовательно, одним из главных умений, формируемых на уроке производственного обучения, является умение применить технологические знания на практике.
Основой качества урока производственного обучения является целеопределение. К определению целей преподаватель должен подходить комплексно, рассматривая цели образования, воспитания и развития студентов в единстве. Целеобразование предполагает формулировку комплексно-дидактических целей, как интегративных (обучающих, развивающих, воспитательных) на весь урок, а также предполагает определение микроцелей, соответственно структурных этапов урока, структурных элементов урока. При планировании целей урока не надо бояться их развернутых формулировок; цели должны комплексно включать в себя все то основное, что студентам предстоит усвоить, сделать в ходе уроков. Важным требованием в целеопределении является анализ преподавателем достигнутых результатов на уроке.
Содержание занятий производственного обучения и методика их проведения должны обеспечивать развитие творческой активности личности. Огромную роль в результативности  приобретенных  умений и навыков студентом играет подготовка преподавателя к проведению практического занятия. Преподаватель к проведению практического занятия должен готовиться  тщательно, начиная с изучения исходной документации и заканчивая оформлением плана проведения занятия.
Большое внимание необходимо уделить разработке содержания практического занятия. Для этого преподавателю необходимо выделить понятия, положения, закономерности, которые следует еще раз проработать на конкретных задачах и упражнениях. Таким образом, производится отбор содержания, подлежащего усвоению.
Важнейшими элементами практического занятия является учебная цель и задача, предлагаемая для решения. Преподаватель, подбирая задания для практического занятия, должен всякий раз ясно представлять дидактическую цель: привитие каких навыков и умений применительно к каждому заданию установить, каких усилий от студента она потребует, в чем должно проявиться творчество студентов при выполнении данного задания.
Преподаватель должен проводить занятие так, чтобы на всем его протяжении студенты были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений, чтобы каждый получил возможность раскрыться, проявить свои способности. Поэтому при планировании занятия и разработке индивидуальных заданий преподавателю важно учитывать подготовку и интересы каждого студента. Необходимо подобрать задания разного уровня сложности.
В целом подготовка преподавателя к проведению практического занятия включает в себя: подбор вопросов, контролирующих знания на понимание студентами теоретического материала, подбор заданий (преподаватель должен предусмотреть, что дает его выполнение студенту и в результате  какие профессиональные компетенции он освоит в рамках изучения конкретной темы), решение подобранных заданий самим преподавателем, подготовку выводов из выполненного задания, примеров из практики, распределение времени, отведенного на занятие, подготовку инструкционно - технологических карт.
Основная задача любого преподавателя заключается в том, чтобы научить студента выполнять последовательно определенные действия. Именно здесь у преподавателя имеется много возможностей проявить свой педагогический талант.
Для успешного достижения учебных целей практических занятий при их организации должны выполняться следующие основные требования: соответствие действий студентов ранее изученным на  уроках теории; максимальное приближение действий студентов к реальным, соответствующим будущим функциональным обязанностям; поэтапное формирование умений и навыков, приобретение индивидуальных и коллективных умений и навыков.
Для активизации работы целесообразно подготовить несколько проблемных ситуаций, которые могут быть созданы в ходе занятия. После их разрешения проводится обсуждение, дается краткая оценка действий участвующих в ней студентов.
При организации практического занятия необходимо продумать систему контролирования формируемых уровней знаний, систему оценок, выработать единые критерии.
В процессе занятия преподаватель накапливает материал для подведения итогов, указываются конкретные успехи и недостатки в работе студентов. На последнем этапе отмечаются общие недостатки в работе и достигнутые успехи, пути дальнейшего совершенствования умений и навыков в период самостоятельной работы.
Практические занятия могут проводиться в различной форме в соответствии с особенностями преподаваемой дисциплины.