Урок по изо на тему Одежда говорит о человеке (6 класс)


СХЕМА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Фамилия, имя. отчество педагога
Кочурова Галина Владимировна
Наименование образовательного учреждения, район (город) Муниципальное образовательное учреждение Шарловская СОШ
Тема занятия
Одежда «говорит» о человеке
Возраст обучающихся11-12 лет (5 класс)
Тип урока
Изучение новых знаний
Методы и формы обучения Беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск, демонстрация рассказа; индивидуальная, фронтальная, парная
Цель урока:
Образовательный аспект
Воспитательный аспект
Развивающий аспект -Сформировать понятие места и роли декоративного искусства в жизни человека; познакомить учащихся с декоративно-прикладным искусством Древнего Китая.
-Воспитывать у учащихся интерес к мировому искусству, толерантность.
-Развивать творческую фантазию учащихся.
Планируемые результаты
Предметные
- базовый уровень
-повышенный уровень
Метапредментые результаты
- регулятивные
- познавательные
- коммуникативные
-Учащиеся должны понимать роль одежды в жизни человека, знать различные стили и направления в одежде, историческое наследие костюма.
-Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ.
-Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
-Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких творческих результатов.
-Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы.

Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР)*
Электронные музыкальные и литературные носители, компьютер – видеопроектор.
Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.)
Учителю: Репродукции картин китайских художников
Ученику: Рисунки, раздаточные материалы, ножницы, клей, краски, тонкие кисти, фломастеры, гелевые ручки, листы бумаги.УМК (литературный ряд) УМК (музыкальный ряд) УМК (видеоряд) Мультимедийная презентация «Одежда говорит о человеке»
Технологическая карта урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихся (УУД)
познавательные коммуникативные регулятивные
Осуществляемые действия Формируемые способы действия Осуществляемые действия Формируемые способы действия Осуществляемые действия Формируемые способы действия
1 2 3 4 5 6 7
1.Организационный этап. Подведение к цели урока.
Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Цель: познакомить учащихся с декоративно-прикладным искусством Древнего Китая
1.Приветствие. Ребята, я очень рада вас видеть. Сегодня мы продолжим путешествие в мир искусства.
2.Проверка готовности к уроку
3.Дежурные говорят об отсутствующих
Ребята, вы сегодня очень нарядные. Сразу видно, что готовились к нашей встрече. В России говорят: «Встречают по одежке, а провожают по уму»
Что бы это значило? ( ответы детей)
В старину на Руси встречали по одежке: одежда и вышитые на ней узоры могли рассказать о том, к какому народу принадлежит человек, в каких краях живет, чем занимается.
А вот провожали «по уму». Интересно, а в других странах, одежда имела такое же значение, как вы думаете? (ответы детей)
Именно об этом наш урок. На этом уроке вы познакомитесь с декоративно-прикладным искусством народов Древнего Китая. Народы Китая бережно хранят национальные традиции .Итак, формулируем тему урока: О чем говорит одежда? (о человеке)
Спасибо, молодцы! Вот наша тема урока: Одежда говорит о человеке.( на доске) Организованное самоуправление и развитие коллективного творческого общения по конкретной теме. Осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме Планирование учебного сотрудничества Определяют цель и проблему в учебной деятельности Волевая
саморегуляция.
2.Этап «Постановка цели и задач урока». Освоение нового материала.
Задача: познакомить уч-ся с декоративно-прикладным искусством Древнего Китая.
Цель: показать тесную связь восточного искусства с окружающей природой и мифологией.
Предлагаю совершить виртуальное путешествие в Древний Китай.
Уточним цель нашего путешествия:
-рассмотрим одежду
-выяснить, как украшали китайцы свой костюм, чтобы подчеркнуть свое положение в обществе
-представим отчет о нашем путешествии
Кто согласен с этим планом?- похлопали в ладоши.
Кто не согласен, потопали ногами.
Для того, чтобы наш скачок во времени был удачным, повторяйте за мной все движения:
-Расправили руки, взмахнули, летим и все как один зорко в небо глядим. Как увидели Пекин, ручками похлопали, ножками потопали. Приземлились и сидим. Зорко на экран глядим.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ.(или учебник) Знакомятся с декоративно-прикладным искусством Древнего Китая Научатся украшать китайскую одежду декоративными элементами
Соблюдают норму коллективного общения

Излагают своё мнение, понимают позицию другого Выдвигают версии, работают по плану. Дополняют ответы и действия учащихся, контролируют правильность и полноту разработанного алгоритма. Осуществляют взаимоконтроль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказываться (проговаривать) по ходу обсуждения установки на урок.
3.Этап «Актуализация знаний». Упражнения на закрепление изученного материала.
Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.
Цель: научить учащихся понимать роль культуры и искусства Китая в жизни человека.
Работа по вопросам:
-Столица Китая? (Пекин)
-Символом кого является дракон? (императора)
-Какой цвет использовался как цвет символ императора?(желтый)
-
Что вы можете рассказать о Китае?( 1 ученик-
Китай - от старославянского «кита»-стена (отсюда Китай – страна расположенная за Великой китайской стеной)
Китай – третья по величине страна в мире.
Великая китайская стена – самая длинная стена в мире. Она так велика, что ее видно даже из космоса! Она простирается почти на 6000 км. И достаточно широка: по ней бок –обок могут проскакать пять лошадей.
2 ученик- Диана Малахова
Ученик (миф о происхождении мира): «Согласно китайскому мифу первоначально мир состоял их многочисленных мельчайших частиц, в какой-то момент легкие светлые частицы поднялись вверх, а тяжелые, темные упали вниз. Из светлых частиц, получивших название ян,образовалось небо, из темных (инь) - земля. Взаимосвязь ян и инь породила в природе тепло и холод, свет и тьму, добро и зло. Существование ян и инь является необходимым условием жизни, их сосуществование и чередование неизбежно, как чередование лета и зимы, дня и ночи».
3 ученик-Оля Бычкова
Объясните знак ИНЬ-ян.
: Графически эти космические силы изображались как две неотделимые половины - белая (ян) и черная (инь), изогнутые таким образом, что кажется, будто одна готова перейти в другую (1). Белая точка на черной половине и черная точка на белой половине олицетворяют неизбежное взаимопроникновение противоборствующих сил.
4 ученик-Даша Павлова
Символ императора.
Дракон, ставший символом китайской нации, был, как правило, существом добрым, милостивым к людям. За это китайцы воздавали ему высокие почести. Сохранилось большое количество изображений самых разных драконов. Один из вариантов представляет дракона с телом змеи, покрытое чешуей, кроличьими глазами, коровьими (или заячьими ушами), на морде у него длинные усы, а четыре тигриные лапы имеют орлиные когти. Дракона было принято изображать заглатывающим или выплескивающим жемчужину – символ его силы и могущества
5 ученик- Настя
Одежда китайцев.
Национальная одежда китайцев была многослойной. Мужчины и женщины носили длинные халаты, скрывающие форму тела. Длинные широкие рукава напоминали мешки. Со временем правительственными указами были регламентированы фактура тканей, цвет одежды императора и его свиты, чиновников и другого населения: золотой и желтый - цвет для императора (7), белый и красный - для воинов, голубой - для молодых воинов, коричневый - для сановников.
Идеалы красоты с течением времени менялись, но чувство гармонии у китайцев было сильно развито всегда.
Мужчины носили прически из длинных волос, уложенных в пучки на темени; надо лбом, на висках и затылке волосы приглаживались, а узел закреплялся шпилькой. Одно время был введен обычай брить переднюю часть головы, а волосы на затылке заплетать в косу. Чтобы коса была длиннее, в концы волос вплетали шелковые шнуры. Коса у мальчиков символизировала связь с семьей.
Неотъемлемой частью костюма был головной убор. Его не снимали даже в торжественных случаях, а по украшениям на головном уборе можно было определить социальное положение человека. Носили конические шляпы из тростника, небольшие шапочки из прозрачного или черного шелка, в торжественных случаях надевали головные уборы, напоминающие крышу пагоды.
6 ученик- Кристина
Одежда китаянок
Китаянки должны были обладать изящными манерами. Знатные дамы умели играть на лютне, петь, играть в шахматы, писать стихи, искусно вышивать, владеть каллиграфией (8). Прекрасным считалось круглое лицо, которое поэты сравнивали с бледной луной. Маленькие ступни и кисти рук были признаком аристократизма, поэтому ступни девочек из знатных семей плотно бинтовали, на них надевали специальные колодки, приостанавливающие рост.
Женские прически сложнее мужских, в их основе пучок. Часто в прическе делали несколько проборов, симметричных валиков, петель. Прически могли носить с негустой челкой, которая доходила до середины лба. Волосы и головные уборы украшались цветами, ветками, листьями, они поддерживались шелковыми шнурами и шпильками. Китаянки сильно белили лицо, румянились и подкрашивали брови
ОБОБЩЕНИЕ.
Умеют отвечать на вопросы, сравнивать, выделять главное, обобщать. Ищут свои пути решения учебной задачи Умение сориентироваться в заданной ситуации Отвечают на вопросы, делают сообщения.
Умеют планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Соблюдают нормы коллективного общения.
Выдвигают версии, работают по плану
4.Этап «Первичная проверка понимания». Кроссворд
Задача: закрепить знания о декоративно-прикладном искусстве Древнего Китая.
Цель: закрепить полученные знания
1.Символ Китайского императора(дракон)
2.Страна властный императоров(китай)
3.Особый знак положения человека в обществе(одежда)
4.Название птицы символизирующей долголетие(журавль)
Находят правильный ответ, строят логически обоснованное рассуждение Осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, дают ответы на вопросы. В парах и группах (4-6) кооперируют свои усилия по решению учебной задачи, сообщают свои решения Выполняют творческое задание Осуществляют взаимоконтроль своих ответов Принимают и сохраняют поставленную учителем цель и задачу на данном конкретном этапе
5.Этап «Профилактический». Физминутка.
Задача: проведение разминочной гимнастики для улучшения мозгового кровообращения, а также профилактической гимнастики для глаз.
ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ
1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6–8 раз. Темп медленный.
3. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.
4. Исходное положение. 4–5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо. 6. Исходное положение. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
3. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
6.Этап «Первичное закрепление умений. Применение освоенного в практической деятельности»
Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.
Цель: выполнить украшение одежды китайского императора и китайской придворной дамы декоративными элементами.
Пришло время творческого отчета о нашем путешествии.
Будем украшать одежду Китайского императора и китайской придворной дамы. Работа коллективная. Будем работать в парах.
Эту практическую работу будем выполнять на тонированной бумаге. На листе формата А-2 мы заранее подготовили фигуры «китайского императора» и «придворной китайской дамы».Показ на доске.
Задание по группам:
I группа (сильные учащиеся) – выполнить декоративные орнаменты (геометрические или растительные) для деталей китайского женского костюма: воротника, низа рукавов и низа халата (10). Лекала деталей находятся в конвертах на парте. В группе может быть 3-4 человека: один выполняет орнамент для воротника, другой – для рукавов, третий – для низа верхнего халата, четвертый – для нижнего. Важно договориться о цветовой гамме и элементах узора, чтобы орнаменты гармонировали друг с другом.
Последовательность выполнения орнаментов для украшения женского китайского костюма.
Обвести контуры лекал деталей костюма на альбомном листе.
Затонировать эти формы. (Договоритесь друг с другом о цветовой гамме, чтобы орнаменты гармонировали друг с другом).
Тонкими кисточками гуашью (фломастерами или гелевыми ручками) выполнить орнамент. Можно использовать предварительный рисунок карандашом. (Желательно договориться об одинаковых элементах орнамента для воротника, рукавов и низа верхнего халата, чтобы в итоге не получилось дисгармонии).
II группа – украсить халат китайского императора изображением дракона, воспользовавшись Инструкцией 1
III группа – выполнить декоративный рисунок для веера или фонарика в виде цветущей ветки сакуры (вишни) (Инструкция 2). Шаблон фонарика - в конверте. Рисунок для веера выполняется на ½ альбомного листа, затем складывается гармошкой.
Лучшие работы украшают женский и мужской китайский костюм. Рисунки драконов вырезаются и слегка наклеиваются в области груди и на подол мужского халата, орнаменты для женского халата также вырезаются и наклеиваются на женский костюм
Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения;
Во время самостоятельной работы учащихся звучит музыкальный фон
Овладевают приемами и навыками самостоятельной работы Используют в практической деятельности приёмы, пользуясь инструкцией Каждая пара готовит своё рабочее место, размещает художественные материалы. Ищут свои пути решения учебной задачи Рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах. Планируют деятельность в учебной ситуации; способы достижения цели Вносят необходимые коррективы по ходу практической деятельности, после обсуждения и согласования
7.Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»
Задача: поисковая работа, подбор материала по заданной теме.
Учащимся предлагается найти и собрать вырезки с изображениями костюмов разных времен и народов. Объяснить, к какому времени они относятся и кто мог бы носить такую одежду.
Обсуждают задачу на дом, выбирают свой поисковый вариант, озвучивают его и определяют ответственного за сообщение на выбранную тему на следующем уроке, ответственных за сбор текстовой и визуально-иллюстративной части сообщения ( слайды, репродукции, картинки – открытки, иллюстрации и т.д.).
8.Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.
Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.
Цель: Обобщение темы урока, подведение итогов урока, организация и комментирование детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся.
Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились украшения для китайской одежды.
Внимание на доску. Каждый из вас должен выйти к доске и прикрепить к дракону чешуйку. Зеленую, желтую или красную.
-у меня все получилось на уроке (зеленого цвета)
-я старался, но могу работать лучше (желтого)
-я буду стараться, и у меня все получится(красного)
Сегодня вы славно поработали на уроке, я
каждому за работу ставлю высший бал.
На этом наш урок закончен.
СПАСИБО ВАМ ЗА ТВОРЧЕСТВО И ТРУД. Комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку Осознанно и произвольно обосновывают качество продуктивной деятельности в парах и индивидуально. Демонстрируют свои работы, объединяют их в единую творческую работу. Овладевают умением вести диалог, осознанно используют речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживают товарища. Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах и подгруппах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий. Умеют находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практических работах корректировку и недопущения повторения подобных ошибок.