Разработка урока ИЗО в технологии ТРИИК на тему Одежда говорит о человеке

Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе
Разработала Ю.Н. Осипова, учитель изобразительного искусства МАОУ «СОШ № 7» г Боровичи Новгородской области
на основе Технологии развития интеллектуально-информационной компетенции (ТРИИК)
Тема
Одежда говорит о человеке.

Цели и задачи
Предметные:
Познакомить учащихся с особенностями развития понятий красоты человека через века, с элементами, входящими в его образ, в том числе - одеждой, художественной ценностью образа, значением колорита в одежде.
Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных техник в работе: фломастеры, карандаши, мелки, аппликация, моделирование элементов в единое целое.
Метапредметные:
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно);
Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);
Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона – образа славянки); Коррекция; Оценка – регулятивные УУД.
Формирование познавательных УУД постановки и решения проблем.
Планирование учебного сотрудничества - коммуникативные УУД.
Личностные:
формирование навыков работы в группе при выполнении практических и творческих работ.

Самоопределение к учебной деятельности и развитие внутренней мотивации учения– личностные УУД.

Основное содержание
темы
Беседа о различии образа человека, его одежды в разные эпохи. Связь композиции костюма древних славян с народной архитектурой. Вариативность выполнения работы: использование разных техник рисования, аппликация элементов костюма с учётом любых знаний о славянском костюме: элементы одежды, цветовая символика

Термины и понятия
Идеал красоты: симметрия, гармония, пропорция, целостный образ. Названия эпох в искусстве: античность, средние века, возрождение, рококо. Повторение изученных: женский костюм: рубаха (рубаха-долгорукавка, рубаха-сенокосица, жатвенная рубаха), сарафан, епанечка, душегрея, понева, запон, навершник. Головной убор: девичья повязка, венец, коруна, косник, кокошник, сорока, повойник.

Методы работы с информацией
Методы поиска информации, отбора и обработки, систематизации и хранения в виде продуктов художественно-творческой деятельности. Теоретические (выделение признаков) и эмпирические (наблюдение, опыт художественно-графической творческой деятельности) методы. Моделирование.
Информацией для детей на данном уроке является сообщение о различии идеалов красоты в разные эпохи. Что может говорить одежда как неотъемлемая часть образа, о человеке? Методами обработки этой информации будет: повторение, варьирование (формы, масштаба, способов выполнения), импровизация. Таким образом, использование указанных методов работы с информацией формирует регулятивное УУД (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; составление плана и последовательности действий), а также способности к решению задач с множественным решением.

Планируемый результат

Личностные умения:
Самоопределение в учебной и художественно-творческой деятельности - групповой, и индивидуальной.
Умение осознавать личностную значимость деятельности на уроке (развивать внутреннюю мотивацию учения).
Умение самоидентифицироваться как гражданин - хранитель традиционных национальных культурных ценностей.

Метапредметные умения:
Умение соотнести то, что уже известно и усвоено с тем, что еще не известно, выявить затруднения для постановки цели и способов её достижения.
Умение художественного прогнозирования (имея замысел увидеть его практическое воплощение – цельный художественный образ, рассчитать время для его выполнения).
Освоение способов: контроля (сличения с эталоном) с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекции и оценки – регулятивные УУД.
Умение ставить и решать проблемы – познавательные УУД.
Планирование учебного сотрудничества, (контроль, коррекция, оценка действий), умение формулировать вопрос – коммуникативные УУД.
Предметные умения
Художественные: умения: передавать элементы женского костюма, учитывая грамотное их расположение на фигуре. Умение комбинировать элементы костюма с соблюдением его композиции и колорита.
Выполнение аппликации образ современной женщины.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи
Ресурсы
Формы работы

Предмет: Технология
Тема: аппликация
Предмет: История, история искусства


Информационный материал: беседа «Различие идеала человека в разные эпохи», «Одежда говорит о человеке».
Наглядный материал: народный костюм, его элементы, колорит - кукла в народном костюме, презентация «Различие идеала человека в разные эпохи», видеосюжет «Как менялся образ женщины в разные эпохи», ералаш.
Раздаточный материал: карточки с информацией о женских образах в разные эпохи, о том, что может рассказать одежда о человеке, вырезной материал для практической работы.
Фронтальная
Групповая
индивидуальная


Технология изучения темы


I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности
Ситуативное задание
Планируемый
результат

Мотивировать
Обучающихся к учебной и художественно-творческой деятельности, помочь организовать их самоопределение через беседу и повторение предыдущих сведений о славянском женском костюме.
Тем самым нацелить детей на осознание себя как хранителя и продолжателя культурных традиций своего народа.

Посмотреть презентацию, выслушать информацию об одежде и его обладателе. Обсудить и дать оценку с позиций выбранных критериев (повторить основные элементы женского славянского костюма, колорит).
Выбрать из предложенных иллюстраций костюмов в славянском стиле наиболее понравившиеся.

Личностные умения:
- Самоопределение в учебной и художественно-творческой деятельности – групповой и индивидуальной.
-Умение самоидентифицироваться как гражданин и хранитель традиционных национальных культурных ценностей.
- Осознание личностной значимости деятельности на уроке.




П этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности
Учебные задания
на знание, понимание, умение и методы работы с информацией
Планируемый
результат

Актуализировать имеющиеся знания и представления о женском костюме, его колорите на примере русского народного костюма.
Научить:
- соотнести то, что уже известно и усвоено с тем, что еще не известно, выявить затруднения для постановки цели и способов её достижения;
- моделировать;
- передавать элементы костюма, учитывая грамотное их расположение; -комбинировать элементы одежды, соблюдая колорит;
-строить композицию
по законам красоты и целесообразности, применяя усвоенные знания.
1. Подумайте, как много мы уже знаем о женском костюме для того, чтобы выполнить свою работу, и скажите, в чём у нас могут быть затруднения? Что нам нужно ещё узнать, чтобы наша аппликация получилась?
2. Моделирование образа с помощью учителя и группы учащихся-ассистентов.
3. Учащиеся класса по «цепочке» рассказывают, каким образом они будут создавать образ. Какую из предложенных технологий они будут применять: фломастеры, краски, мелки? Каким образом будут передавать колорит.
4. Рефлексия на то, что получилось. Формулировка вопросов учителю и ассистентам на понимание этапов и способов деятельности.
Умения:
-личностные (умение перевоплощения и самоопределения: Я – Мастер или подмастерье? Сохраняю или развиваю традицию?)
-познавательные (соотнести: знаю – не знаю, найти способы узнать, ставить и решать проблемы);
-коммуникативные (планировать учебное сотрудничество, умение формулировать вопрос);
-художественно-графические (колористические, композиционные умения);
-регулятивные (освоить способы сличения с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, способы коррекции и оценки).

Ш этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности
Варианты заданий
(повтор, вариация, импровизация)
Планируемый
результат

Стимулировать интерес к женскому, в том числе, народному костюму, его особенностям, значении колорита.
Научить: прогнозировать, т.е. имея замысел - увидеть его практическое воплощение (цельный художественный образ), и рассчитывать время для его выполнения; применять полученные знания и освоенные способы действий в новых условиях на основе своего осознанного выбора.
Выполнить аппликацию «образ современной женщины» с элементами народного костюма на основе импровизации.
Освоить способы контроля (сличения с эталоном) с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекции и оценки – регулятивные УУД.

Выбор варианта задания:
А) повторить элементы русского костюма по памяти и представлению;
Б) на основе уже имеющихся знаний варьировать элементы современного костюма, меняя цвет, ритм, композицию;
В) сочинить свой костюм, импровизируя знаки-символы и композицию.
Выбор способа и форм деятельности: а) в группах; б) индивидуально в качестве подмастерья.
Самоорганизация по выполнению аппликации «женщина в современном костюме»:
на основе целеполагания, прогнозирования, рассчета времени на выполнение замысла, рефлексии, коррекции и самооценки.
Выполнение аппликации в традициях русского костюма на основе импровизации.



Все виды умений:
Художественные ( композиция, владение материалом, колорит, декор, оформление)
познавательные (общеучебные, логические, знаково-символические, моделирование);
регулятивные (выбор цели и способов её достижения, прогнозирование и рассчет времени для воплощения творческого замысла, контроль и самоконтроль, коррекция и оценка);
коммуникативные (планировать учебное сотрудничество, управлять поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий – в группах);
личностные (осознать смысл, значимость и удовлетворенность результатом собственной художественно-творческой деятельности, как хранителя и продолжателя традиций своего народа).

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности
Самоанализ и самооценка
ученика
Результат
деятельности

Научить оценивать результат:
С позиций выделенных критериев для оценки творческой работы (выполнение аппликации «женщина в современном костюме» с элементами русского народного костюма, как продукта деятельности).
С позиций освоенности темы «Одежда говорит о человеке» (знаний, представлений, умений и способов художественно-творческой деятельности).
С позиций удовлетворенности образовательным процессом и темпами собственного продвижения в художественно-творческой деятельности (был – стал, насколько быстро, успешно и комфортно).
Задание на самоанализ:
а) Было ли интересно? Легко или трудно?
б) Чему мы научились?
в) В чем были затруднения? Как нашли способ их преодолеть?
г) Цель, которую ставили, достигли или нет? Насколько успешно и быстро продвигались?
д) Захочется ли дома рассказать кому-нибудь о том, что одежда может говорить о человеке? О том, как менялся образ женщины на протяжении веков?
2. Задание на самооценку:
а) оцените свою работу по нашим критериям творческой работы;
б) дайте оценку объема и качества ваших новых знаний и умений;
в) оцените своё усердие и работоспособность на уроке, инициативность и самостоятельность ваших действий.

личностный (осознание смысла, значимости своей художественно-творческой деятельности, собственного продвижения в ней, фиксация уровня удовлетворенности результатом своей творческой работы – выполнения аппликации, выполнения костюма или его элементов - как хранителя и продолжателя традиций своего народа).
Предметный и метапредметный (критериальный анализ продуктов учебной и художественно-творческой деятельности, их оценка с целью коррекции действий и алгоритмов деятельности для более успешного продвижения в освоении тематического содержания и УУД)


Самоанализ и самооценка
учителя


Соотнести результат с целью
Оценить результат



Цели темы
Ключевые умения, формируемые в рамках изучения темы
Констатировать факт соответствия или несоответствия полученного результата заявленной цели по выделенным критериям и показателям



15