Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС. Русский язык.Слово – основная единица языка. 6 класс


Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС
Дата: 02.09.2014Класс: 6Б
Тема урока: Слово – основная единица языка.
Использован учебник: Русский язык. 6 класс. Под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. Москва. Дрофа, 2013.
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие нового знания (первый урок)
Цели урока: - способствовать освоению понятия слово через филологический анализ стихотворения; способствовать формированию уважительного отношения к родному языку.
Планируемые результаты:
Личностные
- создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;
- развитие способности оценивать собственную учебную деятельность.
Метапредметные:
- умение свободно пользоваться словарями различных типов;
- овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;
- умение определять цели предстоящей учебной деятельности;
Предметные:
- развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- умение ориентироваться на страницах учебника, самостоятельно грамотно списывать текст, писать под диктовку;
- составление выступления по теме урока;
- овладение орфографическими нормами
Оборудование урока: высказывания о русском языке, толковый словарь С.Ожегова, словарь синонимов; этимологический словарь
Деятельность учителя Деятельность учеников УУД
I. Мотивация к учебной деятельности Ребята, поздравляю вас с новым учебным годом. Не бойтесь трудностей, за ними всегда приходит радость. Примите в подарок сова Л.Н. Толстого: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет подражать»
Вспомните, пожалуйста, о чем обычно мы говорим на вводном уроке.
Слово учителя:
- Посмотрите, пожалуйста, на 1-ый слайд. Как вы думаете, какие чувства выражены на лицах смайликов? Подарите один из смайликов своему товарищу.
- Как вы думаете, о чём говорят девочки? (2-ой слайд). Можно ли точно определить, о чём они говорят? Почему? (Да, мы не слышим слова, которые девочки употребляют.)
- Люди воспринимают информацию через два канала: невербальный, когда люди используют мимику, жесты, и вербальный, через слова. Как вам, ребята, удобнее общаться? Почему? Дают ответы.
Выдвигают гипотезу: возможно, будем говорить о слове, потому что в жизни без слов обойтись нельзя.
Дети предполагают: радостная улыбка; спокойная, мягкая, нежная улыбка; не знаю; хитрая улыбка; удивление; человек сердитсяУчащиеся высказывают свои предположения (работа в парах).
Дети отвечают: «Да, мы не слышим слова, которые девочки употребляют, поэтому не можем понять, о чём идёт речь.»Учащиеся высказывают своё мнение.
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Актуализация знаний - Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока?
- Какова главная цель урока?
- Каковы задачи урока?
Формулируют тему урока (слово –основная единица речи)
Формулируют цель и задачи (помощь учителя)
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III. Проблемное объяснение нового знания
- Что же такое слово? Какова его этимология?
- Какая информация текста оказалась для вас новой?
Предоставляется слово каждой группе.
- А какую роль играют слова в жизни людей? Обратимся к эпиграфу и к упражнению №1. Сравните высказывания К. Паустовского и Л.Н. Толстого.
- Спишите понравившееся вам высказывание.
- Сделайте вывод.
- С этими высказываниями перекликается стихотворение Якова Козловского «Слова».
• Физминутка. Дети работают со словарями Ожегова, Даля, Шанского (самостоятельная работа в группах)
Самостоятельная работа учащихся.
2)Слушаем устные высказывания и дополнения учащихся
Анализ работ и вывод.
Учащиеся выразительно читают стихотворение. сравнение как возможность придти к общему мнению; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию - С этими высказываниями перекликается стихотворение Якова Козловского «Слова» (упражнение №3).
- Какие чувства, мысли, настроение можно выразить словом? Расскажите об этом. Подтвердите примерами.
- Спишите текст, выделите орфограммы в корне.
- Выявите лексическое значение слова заклинать, подберите к нему синоним. Почему именно это слово употребляет автор?
- Найдите однородные члены, выраженные однокоренными словами.
- С каких точек зрения мы рассматривали понятие слово?
- Что же такое слово, и с каких точек зрения рассматривают его лингвисты? Прочитайте материал, данный в учебнике на странице 4.
- С каких ещё точек зрения рассматривают слово лингвисты?
- Мы сегодня говорили о роли слов в нашей жизни. Приятно слышать вежливые слова. Какие слова вежливости вы знаете? •Учащиеся выразительно читают стихотворение.
•Дают ответы.
•Выясняют значение слова заклинать (работа с толковым словарём), подбирают к нему синонимы; находят однокоренное слово;
•Выясняют значение приставок при-, от-, с какой целью они употребляются автором;
•Списывают текст, выделяя орфограммы в корнях.
• Учащиеся подводят итог ( ст. зрения лексического значения, морфемного состава, правописания).
Делают выводы (мы еще раз убедились, что слово играет большую роль в жизни людей, оно является основной единицей языка; его можно рассматривать с разных точек зрения).
Анализ объектов с целью выделения; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса - Исследование какой темы мы с вами вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса
Домашнее задание:
- используя информацию эпиграфа, упражнения №1и материала на странице 4, расскажите, что мы знаем о слове как единице языка;
- на выбор выполните упр. 4 или 7.
- Ребята, спасибо за урок. Примите от меня ещё один подарок-пожелание. Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
Приложение: презентация.