Статья о ранней профориентации подростков в дополнительном образовании


Раннее профориентирование подростков в дополнительном образовании.
Одним из самых важных аспектов становления личности ребенка и его взросления является профориентация.
Чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал для чего он посещал различные кружки, студии в школе и системе дополнительного образования, не задавал себе вопросов, где, в какой профессиональной сфере можно применить уже полученные знания и навыки, мы решили организовать конкурс, в котором подросток сможет проявить себя в профессиональной среде, познакомиться с профессией через непосредственное погружение в нее, а не только ориентируясь на тесты и рекомендации психологов. Только применяя здесь и сейчас все то чему, ты научился можно понять ценность своего багажа знаний. Это как маленький ребенок, который учиться ходить, и сразу же и ходит, а не откладывает это на потом, когда немного подрастет. Задача педагогов показать весь перечень профессий куда можно вложить свой уже приобретенный опыт, помочь определиться ему в выборе.
В 2015-2016 году мы совместно с партнерами организовали конкурс Юниор Профи по двум направлениям: это декоративно-прикладное искусство и поварское дело. Почему такие направления? Потому что все дети которые занимаются в хореографических, театральных, вокальных студиях имеют возможность попробовать свои силы в различных конкурсах и фестивалях. Таких конкурсов сейчас очень много, а вот конкурсов где в режиме онлайн можно рисовать и готовить очень мало.
Цель проведения конкурса:
Раннее профессиональное самоопределение подростков
Задачи:
мотивация школьников и воспитанников студий к развитию своих творческих способностей; поддержка одаренной творческой молодежи, содействие росту творческих способностей и эффективному профессиональному становлению личности;
выявление творческого потенциала в среде подрастающего поколения;
реализация профориентационной работы через нестандартные организационные формы.
В конкурсе несколько этапов, они различаются по степени сложности и форме. Например на конкурсе по поварскому делу, были и викторины и презентации и непосредственное задание. По направлению декоративно-прикладное искусство: оценка заявленных работ и творческое задание. И в том и в другом направлении творческое задание необходимо было выполнить за определенное время, выполнить пано и приготовить бутерброды. Все участники справились с работой в положенный срок, проявили фантазию, и творческий подход. И очень важный аспект – победители получили сертификат на преимущественное поступление в колледж.
Партнерами в конкурсе стали: Новосибирский колледж легкой промышленности и сервиса и Новосибирский колледж питания и сервиса. В таких конкурсах очень важен не эффект победы в конкурсе как таковом, а полученные представления о профессии.
По исследованиям факультета психологии Московского государственного психолго-педагогического университета - 40% от общего числа подростков делают свой выбор профессии, основываясь на внешкольных занятиях (спортивные секции, курсы, кружки, клубы). 40 процентов это большая цифра и мы как работники дополнительного образования обязаны показать нашим воспитанникам все разнообразие профессий где они могут применить навыки, которые мы даем. И наилучший эффект будет тогда когда нашими партнерами будут профессиональные колледжи и работодатели.
Автор: педагог-организатор Соболева А.В.