Урок на тему: Л.Н.Толстой Кавказский пленник


План – конспект урока литературы в 5 классе
Дата: 8 февраля 2017 год
Тема урока: Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».
Цель урока: продолжить знакомство учащихся с фактами биографии писателя, с историей написания рассказа «Кавказский пленник»
1) Образовательная:
- рассмотреть главных героев рассказа и их поступки.
2) Развивающая:
- формировать умение анализировать текст художественного произведения;
- развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы;
- формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;
- учить сжато излагать повествовательный текст;
- развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;
- продолжить работу по развитию культуры речи школьников.
3) Воспитательная:
- воспитание общечеловеческих ценностей;
- умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.
Задачи: образовательные - учить путем самостоятельной работы добывать знания; развивающие -формулировать полный ответ на поставленный вопрос; развивать интерес к чтению; воспитательные -формировать навыки культуры поведения.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, иллюстрации горы, аулы, проектор, экран, презентация.
Ход урока
ЭПИГРАФ
«Не зная…(Толстого) нельзя считать себя знающим
свою страну, нельзя считать себя культурным человеком»
М.Горький
1.Организационный момент
Проверка домашнего задания – ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с биографией Л.Н.Толстого и вы должны были подготовить небольшой рассказ Историческую справку (краткая информация о военных событиях на Кавказе в 70-х годах 19 века (с одновременной демонстрацией иллюстраций) - рассказ ребёнка).

2.Мотивация учебной деятельности учащихся
-работа с эпиграфом, с портретом писателя;
-определение темы урока учащимися, запись темы на доске;
-постановка задач урока.
3.Работа над новой темой
Учитель: Человек, читающий книги о других людях и их судьбах, многому учится и на многое по-другому начинает смотреть, задумываться над своими действиями. А ведь это и есть истинный смысл чтения – задумываться.
Учитель: сегодня на уроке мы начнём знакомство с рассказом «Кавказский пленник». А сейчас нам необходимо познакомиться с историей написания данного произведения. (подготовленный рассказ ученика)
- Итак, обратимся к названию рассказа – «Кавказский пленник».
Как вы думаете, что означает слово плен? В толковом словаре С.И.Ожегова значение слов «плен», «пленник», «пленять» такое: Плен – неволя. Пленник – взятый в плен, невольник. Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинит)
- Действие происходит на Кавказе. XIX век… На Кавказе идет тяжелая, кровопролитная война. Сергей Иванович Ожегов в своем словаре дает такое толкование этому слову: война - вооружённая борьба между государством и народами, между классами внутри государства.
- Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. Это закономерно – они сражались за свою землю и свободу. В январе 1852 года Лев Николаевич Толстой поступает на военную службу. В это время на Кавказе идет война.
- Попав на Кавказ, Л.Н.Толстой был покорен красотой и величием природы Кавказа. Позже, осмысливая свой участие в военных действиях, писатель сделает вывод о том, что война противоестественна и безумна, а природа неизменна и прекрасна во все времена. Согласны ли вы с этим? (Ответы детей).
- Да, война – это жестокое действие. И страшно оказаться участником боевых действий, а тем более - попасть в плен.
- Лев Николаевич называет свой рассказ «Кавказский пленник». То есть человек, находящийся в плену у кавказцев, на Кавказе. Кавказ никого не оставит равнодушным, многие великие писатели, поэты, художники и музыканты воспевали и продолжают воспевать Кавказ.
- На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Так случилось и с героями нашего рассказа – Жилиным и Костылиным.
Итак, давайте, начнём читать рассказ «Кавказский пленник». (Чтение учителем I главы, подготовленное чтение ученика).
- Давайте сопоставим героев рассказа, вдумаемся в их фамилии: Жилин и Костылин. Как вы думаете, почему Лев Николаевич Толстой дает им такие фамилии? (Жилин – он сумел выжить, прижиться, вжиться в чужую и чуждую для него жизнь, Костылин – словно на костылях, подпорках).
- Обратите внимание: пленник у Толстого только один (и об этом нам красноречиво говорит название рассказа), а ведь в произведении два героя. Они оба в плену. Жилин сумел убежать из плена, а Костылин остался не только и не столько в татарском плену, сколько в плену своей слабости, своего эгоизма.
- Давайте вспомним, каким оказывается Костылин, попадая в плен. (Он оказывается беспомощным, слабым физически, он надеется только на выкуп, который должны прислать его мать).
- А как ведет себя в плену Жилин? (Жилин, в отличие от Костылина, на мать не рассчитывает, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом).
- Даже не дочитав рассказ мы можем проанализировать и охарактеризовать героев, мы с вами понимаем, что герои разные. Давайте попробуем сопоставить этих героев, посмотреть, как они ведут себя в той или иной жизненной ситуации. Для этого нам предстоит поработать в группах.
Вам предстоит ответить на предложенные вопросы. Не забывайте подкреплять свои ответы текстом.
Задание для 1 группы: Как герой оказался в плену?
Задание для 2 группы: Внешность героя.
- Подводя итог работы в группах, нам необходимо сравнительную характеристику Жилина и Костылина. Обратите внимание на нашу доску. (На доске перечислены различные качества. Ученикам предлагается распределить их в разные столбики: в первый столбик – качества, которые присущи Жилину, второй столбик – качества, которые присущи Костылину).
Качества, перечисленные на доске: добрый (думает о матери, жалеет ее); надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прижиться в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам – татарам; ему интересны другие люди, любит детей; великодушный; слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство; раскис, упал духом; не принимает других людей.
Итог этой работы – составленная в тетрадь таблица:
Жилин Костылин
добрый (думает о матери, жалеет ее) слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери
надеется на себя, обдумывает побег способен на предательство
деятельный человек раскис, упал духом
сумел прижиться в ауле не принимает других людей
работящий, не может сидеть без дела, мастер всем помогает, даже своим врагам – татарам ему интересны другие люди, любит детей великодушный Чтение текста (или просмотр кадров из фильма «Кавказский пленник»
Выставление оценок
Рефлексия-
На кого вам хотелось бы быть похожим? На Жилина или Костылина? Почему? (ответы детей)
Домашнее задание: дочитать рассказ до конца и ответить на вопрос: Как характеризуют героев глаголы (см. начало главы третьей )? (Жилин высматривает, выпытывает, как ему бежать; ходит, насвистывает, рукодельничает. Костылин: писал, ждал, скучал; сидит, спит. Если первый действует, не сдается, не смиряется с обстоятельствами, то второй бездействует, пассивно ждет свой участи.)