Урок литературы в 5 классе Заключительный урок по произведению Кавказский пленник

Урок литературы в 5 классе
УМК: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин
Урок 51
Тема: Заключительный урок по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
Цели деятельности учителя: подвести учащихся к решению вопроса: кто из героев может назваться «кавказским пленником»; помочь понять, почему в названии рассказа говорится об одном пленнике, несмотря на то что их было двое; развивать речь учащихся, дав им задание – написать сочинение-рассуждение по произведению.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока



Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1. Самоопределение к деятельности
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
3 мин
Как ваше настроение? Готовы к работе?
Прочитайте эпиграфы урока. Объясните их смысл. Слайд 1
Лихо помнится, а добро век не забудется.
Иноходец в пути не товарищ.
Пословицы
Слайд 2. Что вы видите на слайде? Как это связано с темой урока?



Подготовка класса к работе
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)

2. Актуализация знаний. Организация и самоорганизация учащихся
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».


7 мин














I. Проверка домашнего задания
1. Работа с V главой.
Какие вопросы вы придумали к V главе?
Учитель. Итак, читатель понял, что инициатором побега является Жилин. Именно он изучил местность, подготовил лаз под стеной, прикормил собаку, запасся лепешками. Проследим и сопоставим, как вели себя Жилин и Костылин на свободе.

2.Продолжение работы над сравнительной характеристикой героев (слайд)
Отличия (сходство) в поведении героев:
Жилин Костылин
Поведение героев на свободе
проявляет волю, мужество, не соратник, а обуза;
находчивость, стойкость, страдает, проявляет эгоизм, плохо
активно борется переносит боль, усталость, бездействует
- Проверим. А как высчитаете?
Слайд 3
Слайд 4
Жила – сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный – сильный, упругий.
Костыль – палка для хромых, безногих. Часто говорили про стоящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила». Или «подкостыливает» – плетется помаленьку.
Слайд 6
Почему же все-таки побег не удался?





Ответы ребят





Работа в паре







Проверка.


Вывод.
Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался Жилину не товарищем, а обузой в дороге.


Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

3. Постановка учебной задачи
3 мин
Итак дома Вы прочитали все произведение.
- Что же нас ждет сегодня?
- Каковы цели сегодняшнего урока?
Наметим план работы.


Формулировка темы
Формулируют цели

Составляют план работы


4. Практикум
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

8 мин
- О каком персонаже мы еще не говорили?
1. Беседа о главной героине рассказа – Дине.
Слайд 7
Я вам предлагаю нарисовать портрет бесстрашной татарской девочки.
- Чьё описание вам больше понравилось?
Слайд 8
– Найдите фрагмент спасения Жилина Диной.
2. Чтение фрагмента VI части рассказа.
Прочитаем фрагмент, озаглавим каждую часть.
(с.255 от слов «Поглядел вверх», до «Век тебя не забуду».
Предлагаю составить план рассказа о том, как Дина помогла бежать Жилину.
Слайд 9
План
1. Под страхом смерти в яме.
2. Тайная помощь Дины.
3. И вновь помощь Дины.
4. Колодки сбить не удалось.
5. Прощай, Дина!







Работа в паре
Оценивание





Работа в паре
Оценивание






Составление плана
Проверка
Оценивание
Умение работать в группе, выражение своих мыслей

4.Проверка полученных результатов. Коррекция





15 мин
Слайд 10
1.Работа с терминами
2.Задание: Какие пословицы применимы к содержанию прочитанного?
1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
2. Друга на деньги не купишь.
3. Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
4. Иноходец в пути не товарищ.
5. Двум шпагам в одних ножнах не ужиться. (Лишняя пословица.)
6. Береги честь смолоду, а кафтан снову.
7. Лучше пропасть, чем терпеть чужую напасть.
8. Распутья бояться, так и в путь не ходить.
3.Итог
- Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников было два?
- Что вы можете сказать о языке рассказа?
(Язык кавказского пленника близок к языку народному, сказок и былей. Он прост, строг, лаконичен, выразителен, сближен с живым народным говором, с разговорным языком («забрехали собаки», «ожаривает лошадь»)

Слайд 11
4. Мини-тест.
1. События происходили осенью. (-)
2. Жилин был невелик ростом, да удал. (+)
3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его бросил. (+)
4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рудлей. (-)
5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать. (+)
6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа. (-)
7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком. (+)
8. Во второй раз Жилин бежал один. (+)
9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты. (+)
10. После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал. (+)
Слайд 12

Оценивание













Подводят итог, отвечая на вопрос
Оценивание




















Оценивание:
нет ошибок - "5";
1-2 ошибки - "4";
3-4 ошибки - "3"


Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)

5. Рефлексия.




8 мин



Домашнее задание

1 мин

45 мин
Слайд 13
Какую цель ставили?
Удалось достичь поставленной цели?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что вызвало особые затруднения?
Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса


Слайд 14
Написать сочинение на одну из тем
Друзья и враги главного героя.
Жилин и Костылин: разные судьбы.
Оценивают свою работу на уроке
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УУД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)


.














Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Семёновская средняя общеобразовательная школа»


















Учитель русского языка и литературы
Брехнева Любовь Владимировна









2013

15