Урок по литературе на тему Сравнительная характеристика деда и бабушки Кашириных


Сравнительная характеристика деда и бабушки Кашириных.
Цель: сравнить поведение и дать характеристику деду и бабушке Кашириным - героям повести Горького "Детство".
Задачи:
Образовательные: проанализировать поведение героев в сходных ситуациях, выявить, какие черты характера героев раскрываются.
Развивающие: формировать умения рассуждать, доказывать, сравнивать, обобщать; развивать творческое мышление учащихся.
Воспитывающие: формирование характера героев под влиянием событий.
Ход урока.
1. В 1913 году, в середине своего творческого пути, Алексей Максимович решил осмыслить отдельные этапы своей жизни, и в печати появились главы из автобиографической повести “Детство”. Однако подход к изображаемым событиям писатель определил так: «Не про себя я рассказываю».
Так какие же герои повести оставили след в душе Алёши Пешкова?
( фрагмент к/ф "Детство" - пожар в доме Кашириных)
Какие герои в центре события?
Сделайте вывод: о чём пойдет речь на уроке?
( Тема урока : Сравнительная характеристика деда и бабушки Кашириных.)
Что входит в понятие характеристика героя?
( внешность, поведение, характер, история жизни)
Назовите мне эпизоды, в которых ярко проявился характер героев.
2. Работа в группах.
I
Как ведут себя бабушка и дед во время пожара? Какие черты характера героев проявляются в этом эпизоде?
( гл IV )
II
Как ведут себя бабушка и дед после разорения Какие черты характера героев проявляются в этом эпизоде?
( гл XIII )
VI
Как ведут себя бабушка и дед по отношению к мастеру Григорию? Какие черты характера героев проявляются в этом эпизоде?
( гл III -стр 50, VII-стр 62 )
III
Как бабушка и дед относятся к своим домашним? Какие черты характера проявляют герои?
( гл I,II )
V
Дайте описание бабушки и деда. Какова история их жизни?
( гл I- стр 22 , II- стр 24, 34 , III -стр 39 )
Итак, сравним поведение героев в схожих ситуациях и дадим оценку их поступкам. Для этого разобьёмся на группы, каждая из которых проанализирует один из эпизодов повести. Результаты мы будем записывать в виде кластера.
Кластер - это графическая организация материала, показывающаясмысловые связи того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие.
ситуации дед бабушка
История жизни "нищей матери сын"
Бурлак
Цеховой мастер Замужем с 14 лет
18 детей
Семья Ругается с сыновьями
Порет внуков
Равнодушен к Алёше
(властный, жестокий,равнодушный0 "потатчитца"
Цыганок
Посиделки
( добрая, весёлая, любящая)
Пожар Растерялся
Не подходит к огню
Выпустил коня
(суетливый, не способен принять решение, растерянный) Вынесла из огня купорос
Остановила коня
Организует соседей
(решительная, смелая, собранная)
Мастер Григорий Выгнал из дома
(бессердечный , неблагодарный) Кормит
(сострадание, совестливость)
разорение Поделил имущество
Побирается
" а иди - ка ты в люди"
(скупой, нестравился с невзгодами) Смеётся над дедом
Кормится своим трудом
( неунывающая )
3.Вывод:
Почему именно этих героев мы выбрали для анализа?
( влияние на Алешу)
Каково их влияние на Алешу?
Домашнее задание: 1.продолжить кластер
2. сочинение "Дед Каширин", "Бабушка Акулина Ивановна".