Отчет по самообразованию Формирование интонационной выразительности речи


МБДОУ «Детский сад №45»
Отчет по самообразованию
Тема: Формирование интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель:
Копьева Л.В.
г. Чебоксары, 2016
В 2015-2016 учебном году мною проводилась работа по теме «Формирование интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста».
Эта тема выбрана мною не случайно. Так как я столкнулась с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях.
Цель работы: формировать интонационную выразительность речи у детей старшего дошкольного возраста.
Поставила перед собой следующие задачи:
1. Формировать навыки восприятия отдельных интонационных компонентов:
- мелодики (повышение и понижение голоса в начале, середине и конце фразы);
- темпа (ускорение и замедление скорости произнесения фраз);
- ритма (чередование ударных слогов);
- тембра (эмоциональная окраска голоса);
- логического ударения (выделение наиболее важного по смыслу слова);
2. Формировать навыки использования интонации в речи дошкольников.
Работу я начала по следующим направлениям: изучение литературы, выявление уровня выразительности речи дошкольника, работа над созданием развивающей среды, занятия с детьми, взаимодействие с родителями.
В течение учебного года, я изучала соответствующую литературу по данной теме:
1 Акулова О.В. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества//Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. – СПб., 1996.
2. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.
 
 3. Сомкова О.Н. Развитие творческой речевой активности ребенка 5 – 6 лет в процессе освоения средств языковой выразительности: (образ, сравнение) // Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. – СПб., 1996. – С. 36-47.
4. Вербовая Н.Н. Подготовка к выразительному чтению//Русская словесность. – 2000. – № 4. – С. 63-66.и т.д.
Одним из важнейших показателей мастерства является умение активизировать воспитанников, развивать их способности. Для этого в группе на протяжении всего учебного года проводилась работа по формированию интонационной выразительности речи у детей. С первых дней знакомлю детей с техникой речи – дыханием, голосом, дикцией.
  Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Правильное дыхание – это здоровье. Для этого использую упражнение дыхательной гимнастики:
1.Сдуй лист с бумаги с места
2. Сдуй ватку с кончика носа
3. Подуй на ладошки зима-лето
4. Глубокий вдох, задержка дыхания ( на счет от 1 до 3 ), выдох
Выразительность речи зависит от умения владеть своим голосом и его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибкий, звонкий и достаточно громкий. Голос, как и дыхание, следует развивать. Лучший голос – естественный, средней силы и высоты, которым правильно руководит говорящий.
     На занятиях я использую упражнения для развития силы голоса. Подобные упражнения помогают научить детей пользоваться умением говорить: громко – тихо, выше – ниже, быстро – медленно.
      Учили с детьми скороговорки. На первом этапе учили короткие скороговорки, а затем более сложные:
- Шашки на столе, шишки на сосне.
 - Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь?» и т. д.
Работая со скороговоркой, вырабатывали чистоту звука, а затем и интонацию. Существуют множество упражнений, которые способствуют выработке чистоты звука, нужной дикции. Хорошим материалом, по выработке дикции, являются стихи и пословицы. Стихи произносятся отчетливо, с активной артикуляцией. В пословицах произносим первую часть громко, вторую – тихо и наоборот.
В работе над выразительностью речи большое внимание уделяла средствам речевой выразительности. Это: интонация, логическое ударение, паузы, темп, сила и высота голоса.  Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.
Речевой слух у детей развиваю при помощи прослушивания сказок в записи. Прослушивание текста, произведения, стихов, дает представление о правильной дикции и способствует развитию речевого слуха. Развивать слуховое внимание, значит предупредить многие ошибки в произношении и интонировании.
   Также велась работа:
- над подготовкой речевого аппарата детей к правильному звукопроизношению через артикуляционные упражнения,  
- по  организации театрально - игровой среды в группе.
Результаты работы:
1.Положительная динамика в развитии речи,

2 Повышение интереса к художественной литературе, театрализованной деятельности;
3.Обогащение игрового опыта детей;
4.Использование разнообразных средств выразительности.
В заключение хочу сказать, что систематическая работа по формированию интонационной выразительности речи у детей способствует улучшению лексико-грамматической и фонетико-фонематической системы, речь становится более выразительной, эмоционально окрашенной.
Литература :
1. Ушакова О. С., Струнина Е. М., Шаврина Л. Г. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
 3.Чернявская Н. А. «Развитие грамматического строя речи через развивающие игры»  2013г.
4.Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвящение, 1990. – 128 с., ил., 17л.ил.
5.Арушанова А.О. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. - N5. – с. 51-61
6. Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии работы над развитием диалогической и монологической речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алксеева. – М., Академия, 1999. –с.201-202.
7.Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников / Под. Ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной – М.: «Педагогика», 1974
8. Статья Акуловой О.В. «Театрализованные игры детей» // Дошкольное воспитание , 2006. - N4
9.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.
 
 
10.Ушакова О. “Вышел зайчик погулять”: развитие речи детей четырех-семи лет // Дошкольное воспитание. – 1995 (В кругу семьи). – № 1. – С. 59-66.