Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс (ФГОС) УМК Меркин Г.С.


Тематическое планирование уроков литературы в 7 «Б» классе на 2015-2016 уч.годОсновное содержание материала
Кол-во часов Дата Оборудование Виды деятельности учащихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
План факт Введение 1 1. Личностные результаты
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе.
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
2. Метапредметные результаты
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
3. Предметные результаты
Уметь определять роды и жанры литературы.
1 Роды литературы (эпос, лирика, драма). Жанр и жанровое образование. 1 Презентация, таблица Знакомство с учебником. Выявление основных умений, которыми необходимо овладеть: умение определять тему, проблему, находить ключевые слова, определять род, жанр. ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА 4 Личностные результаты
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
2. Метапредметные результаты
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности.
3.Предметные результаты
Умение выразительно читать текст былины;
Умение характеризовать образы былинных персонажей;
Умение определять структурные и образно-выразительные особенности былин;
Умение сопоставлять былину и волшебную сказку; сопоставлять былину и предание, сопоставлять былину и миф, формулировать микровыводы, определять жанровые особенности былины; проводить самостоятельное исследование эпизода былины, определять жанровые и родовые особенности эпоса.
Умение определять и характеризовать жанры народной поэзии; сопоставлять песенные жанры с сюжетами живописных произведений; принимать участие в написании сценария фольклорного праздника.
Умение характеризовать тематику и жанровые особенности произведений древнерусской литературы; определять идею изученных произведений древнерусской литературы; сопоставлять древнерусские миниатюры с картинками русских художников XIX века на сюжеты произведений древнерусской литературы; готовить краткий пересказ фрагмента изучаемого произведения; сопоставлять таблицу и заполнять ее; определять структурные и образно-выразительные признаки произведений литературы Древней Руси.
2 «Святогор и Микула Селянинович». Событие в былине, поэтическая речь былины 1 учебник Овладение теоретическими понятиями «эпические жанры в фольклоре», «былина», «тематика былин», «своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием)».
Создание рассказа по тезисному плану (устного и письменного),
3 «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Отражение в былине народных представлений о нравственности. 1 учебник 4 Русские народные песни. Обрядовая поэзия. 1 аудиозаписи Знание терминов из теории литературы «песенные жанры в фольклоре», «обрядовая поэзия», «лироэпическая песня».
Выразительное чтение песен. 5 Быт, нравственные представления и судьба народа в фольклорной песне.
1 презентация
аудиозаписи Из древнерусской литературы 2 6 Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего..»)1 учебник Усвоение основных теоретических понятий, связанных с изучением историческх произведений: «эпические жанры», «летопись», «поучение», «наставление», «путешествие», «повесть», «святой», «нравственность», «благочестивый», «праведный», «преподобный», «блаженный», «смиренный», «милосердный». Подготовка развёрнутого рассказа об одном из героев «Повести о Петре и Февронии Муромских».

7 Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы 1 учебник ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
6ч 1. Личностные результаты
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
2. Метапредметные результаты
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
3.Предметные результаты
Уметь характеризовать основные признаки классицизма и его жанровую систему; определять тематику произведений классицизма;
готовить страничку в устном журнале, посвященном М.В. Ломоносову;
выразительно читать оду;
характеризовать основные положения теории М.В. Ломоносова о « трех штилях»;
характеризовать основные структурно-образные элементы оды;
выявить общие признаки классицизма в различных видах искусства (литература, живопись, музыка, архитектура).
умение определять тему и мотивы комедии; характеризовать образы комедии;
выразительно читать по ролям;
находить черты классицизма в комедии;
работать с рефлексивной таблицей;
формировать микровыводы и выводы о социальной проблематике пьесы;
самостоятельно и с помощью интернет-ресурсов находить необходимый материал о жизни комедии на сцене, в кино, в изобразительном искусстве;
характеризовать систему изобразительных средств комедии;
проводить исследовательскую работу с текстом
8 Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день восшествия на
всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок). 1 Презентация
учебник Усвоение основных понятий, связанных с изучением литературы 18 века: «литературное направление», «классицизм», «ода». «силлабическое стихосложение», «тема и мотив».
9 «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок) 1 учебник 10 Г.Р. Державин. Стихотворение «Властителям и судиям». 1 Презентация
учебник Знакомство с биографией и творчеством Державина и материалом о жизни и творчестве поэта на Новгородчине. 11 Д.И. Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». 1 Презентация
учебник Изучение терминов из теории литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии;
анализ произведения с учетом его проблематики, идейно-художественного своеобразия, определение идейно-художественной роли в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка.
выразительное чтение по ролям;
исследовательская работа с текстом. 12 Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика. 1 учебник 13 Воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы комедии; позиция писателя. 1 учебник Из литературы XIX века 34 1. Личностные результаты
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
2. Метапредметные результаты
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
3.Предметные результаты
Выразительное чтение поэтического и прозаического текста.
умение по контексту или с помощью словарей определять лексическое значение непонятных слов и словосочетаний; определять тему и художественную идею поэтического произведения;
выделять и характеризовать ключевые слова из тематической группы «чувства добрые»;
умение принимать участие в исследовательской работе с текстом;
умение устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи в процессе изучения лирики и лиро-эпических произведений
умение правильно интонировать и выразительно читать поэтические произведения;
определять и характеризовать жанры изучаемых поэтических произведений;
проводить самостоятельный литературоведческий поиск с использование интернет-ресурсов;
участвовать в создании компьютерной сайдовой презентации и публично представлять ее.
выполнять различные виды пересказа, в том числе художественный пересказ;
подбирать цитаты для характеристики персонажа;
участвовать в дискуссии; характеризовать сюжет произведения;
подбирать материал для заочной литературной экскурсии
составлять по цитатному плану тезисный план и на его основе давать развернутый ответ;
отличать иллюстрацию к тексту от произведения живописи;
готовить сообщение об идейно-тематической близости стихотворений Н.А. Некрасова и произведений художников-передвижников.
выявлять элементы сатиры в тексте;
характеризовать роль гиперболы, аллегории и сарказма в сказке «Дикий помещик»;
определять мораль и ее роль в сказке;
производить анализ сказки;
отличать сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина от фольклорной сказки;
определять идею произведения;
подбирать материал для участия в КТД «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов XIX века»;
определять различие между юмористическим и сатирическим произведением;
правильно интонировать и выразительно читать сатирическое произведение;
характеризовать притчевый характер сказки «Дикий помещик».
находить и использовать в урочной и внеурочной деятельности историко-краеведческий материал;
определять специфику жанра рассказа Л.Н. Толстого «Севастополь в декабре месяце»
определять особенности жанра сказа;
характеризовать образы произведения через детали;
выявлять языковые особенности произведения;
характеризовать особенности речи персонажей;
определять гуманистическую идею сказа «Левша».
выразительно читать стихотворения, посвященные родине;
выявлять идею произведения;
проводить исследовательскую работу с текстом;
характеризовать выразительные средства лирических произведений;
устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи (при сопоставлении поэтических текстов разных авторов и при объяснении ключевых понятий14 А.С. Пушкин. Тема дружбы и долга в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву», «Любви, надежды, тихой славы…»,«Во глубине сибирских руд…». 1 Презентация
учебник Знакомство с фактами биографии А.С.Пушкина: именми лицейских педагогов и товарищей, быта лицеистов
Знание терминов из теории литературы:
жанровое своеобразие – дружеское послание. 15 Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки к нам…». Человек и природа: «Туча» 1 учебник Изучение терминов из теории литературы: тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора, аллегория). 16 Тема власти, жестокости, зла: «Анчар». 1 учебник Совершенствование навыка анализа литературного текста, умения характеризовать героев по их речи, поступкам. 17 «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина 1 учебник 18 Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме 1 учебник Изучение терминов из теории литературы:
поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов.
Определение авторского отношения к героям, к назначению поэта; внимания автора к судьбе маленького человека» и искреннее сочувствие ему 19 М.Ю.Лермонтов Стихотворения: «Три пальмы», «Родина» 1 презентация Выразительное чтение наизусть стихотворения «Родина» , составление словаря лексики стихотворения,отработка навыка анализа стихотворения;
сочинение–эссе по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Родина»
20 «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Родина в лирическом и эпическом произведении. 1 учебник Проект « Образ Ивана Грозного в живописи», «Фольклорные элементы в произведении». «Художественное богатство «Песни...».
«Опричнина» и др.
Возможные виды внеурочной деятельности:
День в историко-литературном музее «Москва Ивана Грозного». 21 Центральные образы поэмы и художественные приемы их создания; речевая характеристика героя 1 учебник Анализ
художественных особенностей произведения; сравнение с народным творчеством.
Возможные виды внеурочной деятельности:
устное рисование, работа с иллюстрациями В.А. Фаворского..22 Представление творческих и исследовательских проектов «Мое любимое стихотворение А.С. Пушкина или М.Ю. Лермонтова» 1 Презентация
Подготовка и представление творческих проектов. 23 Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема – изображение чиновничества и жизни «маленького человека». 1 презентация Сообщения на тему « Гоголь в Петербурге»
24 Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. 1 Таблица Чтение повести «Шинель». Пересказ эпизодов.
Подготовка к устному сочинению по теме «Образ Акакия Акакиевича»
Исследование по теме «Трагическая судьба маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель», «Роль сквозного образа шинели в произведении», «Символический смысл образа шинели»
Возможные виды внеурочной деятельности:
«Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).
25 Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. 1 учебник 26 И.С. ТУРГЕНЕВ. Рассказ «Хорь и Калиныч», «Певцы». Сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева 1 презентация Сведения из жизни И.С. Тургенева. Письменные характеристики Хоря и Калиныча, (особенности их отношения друг к другу, к окружающим людям, к занятиям).
27 Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство произведения. 1 учебник Комментированное чтение отрывков. Подготовка к аналитической беседе.
28 Н.А. НЕКРАСОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом…». 1 презентация Знакомство со страницами жизни и творчества Н.А.Некрасова.
Выразительное чтение стихотворения наизусть.
Инд. Сообщение «историка» на тему «Сенная площадь»
Инд. Сообщение «литературоведа» об образе музы в поэзии Н.А. Некрасова
29 «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда». 1 учебник 30 Доля народная – основная тема произведений поэта. 1 учебник 31 «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Судьба русской женщины 1 учебник Изучение нового материала с выступлениями учащихся. Работа с книгой.
Н.А. Некрасов и художники-передвижники
32 М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Краткие сведения о писателе. Сказка: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». 1 презентация Беседа с включением индивидуальных выступлений учащихся о личности
и творчестве писателя 33 «Дикий помещик» Своеобразие сюжета; проблематика сказки; труд, власть, справедливость. 1 учебник С.303-311, пересказ, отв. на вопросы.
Работа с иллюстрациями. 34 Внеклассное чтение: «Премудрый пескарь». 1 Самостоятельный анализ сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь», «Коняга». 35 Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». 1 презентация Чтение С.324-339, ответ на вопр.2,3 с 341.
Рассказ очевидца обороны Севастополя в форме письма с фронта.
Литературно-музыкальная композиция 36 Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек на войне, героизм, защита Отечества – основные темы рассказа. 1 учебник С.342, в.8-9
подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение. 37 Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям. 1 учебник 38 Н.С.ЛЕСКОВ
Краткие биографические сведения. 1 презентация Краткий пересказ.
Возможные виды внеурочной деятельности:
Образ Левши в русском искусстве (живопись). 39 Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. 1 учебник Выписать неологизмы Лескова.
Написать отзыв о проблематике в сказе Лескова. 40 Образный мир произведения. 1 учебник Написать отзыв об образах в сказе Лескова. 41 А.А. ФЕТ
«Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер». 1 презентация Читать стихи, определять тему, идею стихотворения; находить тропы. Выразительное чтение, аналитическая беседа, устное рисование. 42 Русская природа в стихотворениях А.А. Фета. 1 учебник 43 А.П. ЧЕХОВ.
Рассказ «Хамелеон». 1 презентация Чтение рассказа Чехова «Хамелеон», пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа. 44 «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитание, самоунижение. 1 учебник Работа по учебнику, выразительное чтение, аналитическая беседа. 45 А.П. Чехов. Социальная направленность рассказов; позиция автора. 1 презентация 46 Н.М. Языков «Песня»; И.С. Никитин «Русь». 1 учебник Выразительное чтение, аналитическая беседа, устное рисование 47 А.Н. Майков «Нива»; А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край!»
1 презентация Из литературы XX века 38 1. Личностные результаты
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
2. Метапредметные результаты
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
3.Предметные результаты
Умение осуществлять художественный пересказ текста;
составлять различные типы планов и готовить по ним сообщение;
проводить анализ эпизода;
характеризовать образную систему и художественные средства «Легенды о Данко»;
выявлять и формулировать художественную идею рассказа;
устанавливать внутрипредметные связи при изучении автобиографической прозы;
проводить исследовательскую работу с текстом;
подбирать ключевые слова для характеристики героя романтического произведения.
определять темы и мотивы лирического стихотворения;
- проводить лексический анализ лирического текста;
- устанавливать межпредметные связи литературы с другими видами искусства (музыка, живопись);
- выявлять художественную идею произведения;
- характеризовать многоплановость мотива «дом» в рассказах;
- осуществлять элементы комплексного анализа прозаического текста;
- устанавливать инварианты в художественном мире произведения;
определять ведущий мотив рассказа;
- характеризовать тематику произведения;
- составлять цитатный план произведения;
- сопоставлять изученные ранее произведения, близкие по тематике и проблематике рассказу А.И. Куприна;
- проводить анализ прозаического анализа;
-писать сочинение-рассуждение по цитатному плану;
- готовить тезисы и вопросы для дискуссии;
самостоятельно подбирать материал для литературной композиции «Мечты сбываются»;
- готовить сообщение «Алые паруса» А. Грина в кино».
характеризовать особенности стиля В.Маяковского;
- с помощью портрета и фотографий поэта характеризовать его образ;
характеризовать личность и образ Есенина при знакомстве с его портретами, фотографиями и стихотворениями;
- выразительно читать лирические стихотворения С.Есенина;
- находить тропы и фигуры в тексте стихотворения и определять их роль;
- создавать устный отзыв о стихотворении или рецензию;
- подбирать стихотворения для сборника «Венок поэту»;
- сопоставлять музыку разных композиторов на стихи С. Есенина;
устанавливать связь между произведениями И.С. Шмелева и изученным ранее творчеством других писателей.
отбирать в школьной библиотеке материал для книжной выставки «Малая родина в произведениях М.М. Пришвина»;
- составлять словарь лексики стихотворения и анализировать его;
- выявлять и формулировать художественную идею произведения;
- проводить исследовательскую работу;
сопоставлять рассказы из книги «Мещерская сторона» с изученными рассказами И.С. Шмелева и М.М. Пришвина; устанавливать инвариативные связи;
готовить сообщение «Образ К.Г. Паустовского (по материалам портретов, фотографий, прочитанных произведений);
- интонировать и выразительно читать лирические стихотворения А.Т. Твардовского;
- готовить сообщение об истории написания поэмы «Василий Теркин»;
- интонировать и выразительно читать фрагменты из поэмы «Василий Теркин»;
- выявлять и характеризовать различные стилевые пласты в лексике поэмы;
выразительно читать стихотворения;
- отбирать материал для литературно-музыкальной композиции;
- готовить сообщение о жизни и судьбе поэтов, погибших во время Великой Отечественной войны.
выявлять конфликт в рассказе «Экспонат№…»;
- участвовать в дискуссии «Оправдывает ли благородная цель любые средства?».
готовить материалы для проведения заочной экскурсии по малой родине В.М. Шукшина;
- готовить сообщение о творчестве В.М. Шукшина в кино;
- характеризовать своеобразие в персонажей рассказа «Чудик»;
участвовать в разработке сценария документального фильма «День В.М. Шукшина в школе».
писать сценарий для слайдовой презентации «Поэты XX века о России»;
-формулировать общий вывод по теме урока.
48 М. ГОРЬКИЙ
Повесть «Детство»(главы) 1 презентация Сообщения учащихся по биографии писателя. Комментированное чтение отдельных глав повести.
Выборочный пересказ
содержания повести 49 Основные сюжетные линии в автобиографической прозе. 1 учебник 50 «Легенда о Данко». Проблематика рассказа 1 учебник Художественный пересказ «Легенды о Данко»
Сообщение о значениях имён Данко и Изергиль. Сообщение о символическом значении красного цвета.
Различные виды пересказа, цитатный план.
51 «Легенда о Данко»: авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия идеи.
1 учебник 52 И.А. БУНИН
Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер…». Человек и природа в стихах И.А. Бунина. 1 презентация Анализ стихотворения.
53 Размышления о своеобразии поэзии: «Как я пишу». 1 учебник 54 Рассказ «Кукушка». Смысл названия. Основные мотивы рассказа. 1 учебник выр.чтение, с.77-93, содержание.
Подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.
Диспут.
55 А.И. КУПРИН
Рассказы «Чудесный доктор», «Allez!». 1 презентация С.98-104, пересказ, отв.на вопр.
Отзыв на эпизод, составление плана ответа.
56 Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.
1 учебник 57 А.С. ГРИН
Краткие сведения о писателе. 1 презентация Сообщения учащихся по биографии писателя. Комментированное чтение отдельных глав повести.
Выборочный пересказ
содержания повести 58 Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. 1 59 Своеобразие образного мира повести. Экранизация повести. 1 60 В.В. МАЯКОВСКИЙ
Стихотворение Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». 1 презентация С.114-116 пересказ, отв.на вопр.
Выразительное чтение стихов.
Анализ стихотворения. Умение определять особенности его поэзии; находить тропы.
61 С.А. ЕСЕНИН
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…» 1 презентация Выразительное чтение. Анализ стихотворения.
Инд. Сообщение о цветовой символике поэзии С.ЕсенинаИнд. Сообщение об образе клёна в его лирике.
Беседа, анализ стихов. Сообщение о фотографиях Есенина, помещенных в учебнике.
62 «Каждый труд благослови, удача…», «Отговорила роща золотая…». Тематика лирических стихотворений 1 Сборник стихов С.Есенина63 «Я покинул родимый дом». Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта 1 Сборник стихов С.Есенина64 "Ее Величество - ПОЭЗИЯ!" Презентация творческих и исследовательских работ по творчеству С.Есенина. 1 презентация Представление творческих проектов 65 И.С. ШМЕЛЕВ
Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. 1 презентация С.134-138 пересказ, устное рисование
Работа со словарями, отзыв. Составить план рассказа и приготовить пересказ по нему.
66 Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный спас»). Автобиографические мотивы. 1 67 М.М. ПРИШВИН
Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. 1 презентация С.140-148, пересказ, история села.
Составление тезисов 68 Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
1 69 К.Г. ПАУСТОВСКИЙ (Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство») 1 презентация С.149-159 пересказ, беседа с комментированным чтением отрывков.
Ответы на вопросы учебника.
70 Главы: «Леса», «Луга», «Бескорыстие». 1 с.161-162 в.10-11
Изложение с элементами рассуждения.
71 Мир природы; человек и природа; малая родина. 1 72 Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Стихотворение «Не позволяй душе лениться!..». Духовность, труд – основные нравственные достоинства человека.
1 презентация Составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике
73 А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями…» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни…» 1 презентация Знакомство с поэзией поэта по теме Великой Отечественной войны
Анализ текста.
74 Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм. 1 презентация Анализ текста.
75 Основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского. 1 76 Военные «будни» в стихотворениях поэтов-участников войны:
Н.П. Майоров «Творчество»; Б.А. Богатков «Повестка» 1 презентация Выразительное чтение стихотворений, анализ, чтение наизусть. 77 М. Джалиль«Последняя песня»; В.Н. Лобода «Начало».
1 78 Б.Л. ВАСИЛЬЕВ
«Летят мои кони» (фрагмент) 1 презентация Прочитать рассказ Б. Васильева «Экспонат №…»
Составить цитатный план рассказа о судьбе Анны Федотовны
Пересказ содержания.
Комментирование эпизода. 79 Рассказ «Экспонат №…» Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
1 80 В.М. ШУКШИН. Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. 1 презентация Пересказ содержания.
Комментирование эпизода.
Составление словаря персонажа, сочинение – рассуждение.
81 «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. 1 82 Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя.
1 83-84 Своеобразие раскрытия темы Родины в стихах поэтов XX века. 2 презентация Анализ поэтического текста
85 Конкурс чтецов стихотворений XX века. 1 Выразительное чтение наизусть. Из зарубежной литературы 15 1. Личностные результаты
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
2. Метапредметные результаты
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
3.Предметные результаты
Умение готовить сообщение об У. Шекспире на основе сведений, самостоятельно найденных в различных источниках, в том числе в Интернете;
Умение выразительно читать наизусть сонет У. Шекспира;
Умение прослушивать музыкальную запись, высказывать свое отношение к музыкальному произведению;
характеризовать сонет как устойчивую поэтическую форму.
готовить сообщение о биографии М. Басё;
выразительно читать хокку;
сопоставлять гравюры японских художников и тексты хокку и формулировать выводы;
готовить сообщение о биографии Р. Бёрнса;
сопоставлять портреты Р. Бёрнса работы художников А. Нейсмита и П. Тейлора и формировать выводы;
выразительно читать стихотворение Р. Бёрнса «Возвращение солдата»;
характеризовать иллюстрацию В.А. Фаворского, высказывать и аргументировать свое мнение;
выявлять и формулировать художественную идею произведения;
характеризовать балладные элементы;
готовить материал для часа эстетического воспитания «С.Я. Маршак – переводчик».
готовить сообщение о личности и судьбе А. де Сент-Экзюпери;
художественно пересказывать фрагменты текста;
подбирать иллюстративный материал в доступных источниках, включая Интернет;
составлять комментарий к рисункам и иллюстрациям
готовить сообщение о жизни писателя;
выявлять реальное и фантастическое в сюжете;
выразительное читать эпизод с элементами фантастики;
выразительно читать произведение гражданской лирики;
определять лексическое значение слова по контексту;
составлять план статьи учебника и отвечать по плану;
сопоставлять оригинал и варианты переводов произведения;
определять мотивы представленных стихотворений Я.Купалы.
86 У. ШЕКСПИР
Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум…», «Прекрасное прекрасней во сто крат…». 1 презентация Краткие сведения об авторе. Чтение стихов.
Анализ поэтического текста.
87 «Уж если ты разлюбишь – так теперь…», «Люблю, - но реже говорю об этом….», «Её глаза на звезды не похожи…». «Вечные» темы в сонетах. 1 88 МАЦУО БАСЁ
Образ поэта. Основные биографические сведения. 1 презентация Сообщения учащихся, выразительное чтение, поисковая работа
89 Знакомство со стихотворениями, их тематикой, своеобразием образов и структуры. 1 90 Р. БЁРНС
Краткие сведения об авторе. Стихотворение «Возвращение солдата». 1 презентация Сообщения учащихся, выразительное чтение, поисковая работа по зад. 1-5 с. 282 91 Р.Л. СТИВЕНСОН
Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). 1 презентация Чтение
С.286-305
Пересказ эпизода. 92 Приемы создания образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя.
1 93 А.ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» (в сокращении) 1 презентация Чтение вступительной статьи учебника об основных биографических сведениях А. де Сент-Экзюпери, изучение произведений в рамках темы.
Чтение
С.306 – 322.
94 Сказка «Маленький принц». 1 95 Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев. 1 96 Р. БРЭДБЕРИ
Рассказ «Все лето в один день». 1 презентация Чтение вступительной статьи учебника об основных биографических сведениях, изучение произведений в рамках темы 97 Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем. Образы детей. 1 98 Я. КУПАЛА
Основные биографические сведения. 1 презентация Чтение вступительной статьи учебника об основных биографических сведениях, изучение поэтических произведений в рамках темы
С.323-325 99 Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». 1 100 Представление творческих и исследовательских проектов: «Путешествие в мир книги» 1 презентация Представление творческих проектов 101Контрольная работа за курс 7 класса 102 Итоговый урок. Список для летнего чтения. 1 Запись списка произведений для летнего чтения. Планирование составлено учителем русского языка и литературы Костиль Д.В.