Мониторинговое исследование учебных достижений по русскому языку


Мониторинговое исследование учебных достижений по русскому языку. Контроль осуществляется с целью определения уровня обязательной подготовки каждого учащегося 1–4 классов по окончании учебного года.
Поставленная цель определила характер проверочных заданий, форму контроля и оценку выполнения работы. Проверка достижения уровня обязательной подготовки учащихся проводилась с помощью заданий обязательного уровня за учебный год.
Контрольные работы по русскому языку были написаны в соответствии с графиком в присутствии представителей администрации и ассистентов из числа учителей. Работы были проверены в 3-х дневный срок. На выполнение контрольных работ отводился один урок.
№ Класс Ф.И.О. учителя Кол-во писав-ших количество полученных оценок процент полученных оценок в школе Успеваемость, % Качество знаний, %
2 3 4 5 2 3 4 5 1 1г Дубовская Э Г 22   2 5 15 0,00 9,09 22,73 68,18 100,00 90,91
2 1д Тарвидас ТЛ 23   2 10 11 0,00 8,70 43,48 47,83 100,00 91,30
3 1е Таргаева Л А 24 0 5 11 8 0,00 20,83 45,83 33,33 100,00 79,17
  1ж Исмаилова Б Е 22 0 4 13 5 0,00 18,18 59,09 22,73 100,00 81,82
  1з Азимбаева М К20 3 9 5 3 15,00 45,00 25,00 15,00 85,00 40,00
4 1и Елюбаева ЖА 21 4 3 11 3 19,05 14,29 52,38 14,29 80,95 66,67
  1к Матейко Е.А. 22 8 8 5 1 36,36 36,36 22,73 4,55 63,64 27,27
  1л Николаева Т.А. 20 1 7 8 4 5,00 35,00 40,00 20,00 95,00 60,00
      174 16 40 68 50 9,20 22,99 39,08 28,74 90,80 67,82
                           
5 2В Завацкая ЛП 22 1 5 6 10 4,55 22,73 27,27 45,45 95,45 72,73
  2Г Байгузинова23   4 10 9 0,00 17,39 43,48 39,13 100,00 82,61
7 2Д Николаева ТА 21 2 10 6 3 9,52 47,62 28,57 14,29 90,48 42,86
  2Е Шайхутдинова С М 18 2 1 9 6 11,11 5,56 50,00 33,33 88,89 83,33
8 2ж Завацкая ЛП 19 10 8 10   52,63 42,11 52,63 0,00 94,74 52,63
  2з Исмаилова Б Е 16 2 4 7 3 12,50 25,00 43,75 18,75 87,50 62,50
      119 17 32 48 31 14,29 26,89 40,34 26,05 93,28 66,39
                           
      119 15 32 48 31 12,61 26,89 40,34 26,05 93,28 66,39
9 3В Еленич27   7 15 5 0,00 25,93 55,56 18,52 100,00 74,07
10 3Г Тастенова20 1 2 12 5 5,00 10,00 60,00 25,00 95,00 85,00
11 3Д Дубовская23 2 2 13 6 8,70 8,70 56,52 26,09 91,30 82,61
12 3Е Альжанова23 0 8 11 3 0,00 34,78 47,83 13,04 95,65 60,87
  3ж Кожемякина 18 3 4 9 2 16,67 22,22 50,00 11,11 83,33 61,11
      93 6 19 51 19 3,23 20,43 54,84 20,43 95,70 75,27
13 4в Текжанова27 1 6 8 12 3,70 22,22 29,63 44,44 96,30 74,07
14 4г Титова 26 2 10 12 2 7,69 38,46 46,15 7,69 92,31 53,85
15 4д Рассказова 24 2 9 10 3 8,33 37,50 41,67 12,50 91,67 54,17
16 4е Байгузинова25 3 9 11 2 12,00 36,00 44,00 8,00 88,00 52,00
      102 8 34 41 19 7,84 33,33 40,20 18,63 92,16 58,82
  ИТОГО 336 34 93 145 70 10,119 27,6786 43,155 20,83   % УСПЕВАЕМОСТИ 91,67 % КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ 63,99

На основании итогов работ по каждому классу был составлен количественный анализ(таблица прилагается)
1классы

Контрольную работу по русскому языку в 1 классе писали все 188 учеников. Работа состояла из диктанта и грамматических заданий. Без ошибок написали 43 человек, с 1-2 ошибками -37, с3 и более 28 человек. Больше всего были допущены ошибки в замене и исправлении букв, в пропуске и перестановке букв. При выполнении грамматического задания неверно поставили ударение 5 уч-ся, неверно выделили мягкие согласные 8, неверно разделили слова для переноса – 5.Учащиеся усвоили обязательный минимум знаний по русскому языку: на слух воспринимают и записывают текст, выделяют большую букву, верно пишут слова с изученными орфограммами.
Контроль уровня предметных достижений по русскому языку 2 классов проводился в форме диктанта и 3 грамматических заданий к нему.
Цель: проверить освоение учащимися орфографических навыков.
Результаты представлены в таблицах.

Число учащихся, допустивших ошибки на изучаемые орфограммы
№ п/п Название орфограмм Кол-во
учащихся
1 Большая буква в начале предложения 5
2 Пропуск, замена, искажение 8
3 Написание предлогов со словами 6
4 Написание безударных гласных, проверяемых ударением 16
5 Написание безударных гласных, не проверяемых ударением 13
6 Написание парной звонкой и глухой согласной 9
7 Перенос слов 3
8 Точка в конце предложения 9 Порядок слов в предложении 10 Пропуск предложений в тексте 11 Другие ошибки 4
Контрольная работа по русскому языку во 2 классах проводилась в форме диктанта и 3 грамматических заданий. Как видно из таблиц, __93_ % учащихся усвоили обязательный минимум знаний по русскому языку, качество усвоения знаний составило __66_ %.
Без ошибок с работой справились 31 учеников, 17учащихся не справились с работой. Наибольшее количество ошибок обучающиеся допустили при написании безударных гласных в корне слова (27%). При выполнении грамматических заданий были допущены ошибки при разборе слов по составу, при определении частей речи в предложении.
Контроль уровня предметных достижений по русскому языку 3 классов проводился в форме диктанта и 4 грамматических заданий к нему.
Цель работы: освоение учащимися орфографических навыков.
Результаты представлены в таблицах.

Число учащихся, допустивших ошибки на изучаемые орфограммы
№ п/п Характер ошибок Всего
1 Большая буква в начале предложения 2 Пропуск, замена, искажение 8
3 Написание предлогов со словами 4
4 Написание безударных гласных, проверяемых ударением 19
5 Написание безударных гласных, не проверяемых ударением 6
6 Написание парной звонкой и глухой согласной 24
7 Перенос слов 3
8 Ь – показатель мягкости согласного 2
9 Разделительный Ь 4
10 Точка в конце предложения 11 Вопросительный знак в конце предложения 5
12 Порядок слов в предложении 13 Пропуск предложений в тексте 14 Другие ошибки Контрольную работу по русскому языку в 3 классах выполняли 93 человека. Написали без ошибок и получили отметку «5» - 19 учеников, «4» - 51, Качество знаний по предмету составило 75%. Наиболее типичные ошибки в диктанте: пропуск и замена букв, правописание шипящих, постановка знаков препинания при однородных членах. Анализируя грамматическое задание, можно сделать следующие выводы: без ошибок все задания выполнили 8 человек. Допущены ошибки в определении падежей имен прилагательных, в морфологическом разборе существительного. Типичными ошибками стали «правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением» 31 учащийся допустил ошибку –28,1%, причем в 3ж классе 8 учащихся из 21, по 9 человек в 3д и3е классах, 8 человек в 3г классе. 21 учащийся 18% допустили ошибку в написании непроизносимых согласных.
Содержание контрольной работы позволило проверить сформированность специаль-ных умений в определение грамматической основы предложения, в определении рода, падежа и склонения имен существительных. В грамматическом задании учащиеся не затруднились в определении грамматической основы предложения (только 12 учащихся 10% допустили ошибку), в определении рода имени существительного (15 учащихся 13%). Больше всего вызвало затруднение задание в определении падежа имени существительного в 1 задании (56 учащихся 48% допустили ошибку), 36 учащихся (31%) не смогли правильно определить падеж имени существительного, 32 (28%) учащихся допустили ошибки выполняя разбор слова по составу.С заданием, где нужно подчеркнуть звонкие согласные в словах, ошиблись __12_%.
Анализ уровня знаний учащихся 4-х классов позволил выявить положительный опыт и определить круг нерешенных проблем.
Контрольную работу по русскому языку выполняли 102уч. из 111, что составляет 91,8% писавшихРезультаты контрольной работы:
Ф,И,О,учителяУч-ся в классе Кол-во уч-ся писав
шихКач-во знаний успеваемость Результаты грамматического задания
5 4 3 2 5 4 3 2 Кач-во знаний успеваемость
4в Текжанова Д А 27 27 12 8 6 1 74 96,3 8 17 4 0 86,2 100
4г Байгузинова А Р28 26 2 12 10 2 53 92,3 6 11 2 0 89 100
4д Рассказова А Е 29 24 3 10 9 2 54 91,6 8 7 3 0 82 100
4е Титова С А 29 25 2 11 9 3 52 88 6 10 3 0 83 100
итого 94 102 19 41 34 8 58 92,1 28 45 12 0 82,1 100
Анализ контрольных работ по русскому языку показал следующие типичные ошибки учащихся :Ошибки, допущенные в диктанте 4в 4г 4д 4е итого
1. Оформление предложения 1 3 4
2. Запятая при однородных членах 2 2 4
3. Пропуск, замена, вставка букв 3 3 2 2 10
4. Гласные после шипящих 5. Перенос слов 2 1 3
6. Ь и Ъ разделительные 1 1 4 6
7. Двойные согласные 2 8. Звонкие и глухие согласные 1 1 2 4
9. Безударные гласные, проверяемые ударные 5 10 6 5 26
10. Непроверяемые написания 3 4 1 8
11. Непроизносимые согласные 4 1 5
12. Предлоги и приставки 1 1
13. Существительные с шипящими на конце 14. Родовые окончания прилагательных 15. НЕ с глаголами 16. Падежные окончания существительных 6 1 2 1 10
17. Падежные окончания прилагательных 18. Безударные окончания глаголов 3 1 2 6
19. Прочие ошибки Выполнение заданий: 1зад. члены предл, части речи 2 1 5 8
2зад. Разбор по составу 6 3 5 2 16
3зад. подбор антонима Определение спряжения 4 2 4 2 12
Достаточно распространённые ошибки –
безударные гласные, проверяемые ударением, – 26 ошибок (31 %),
непроверяемые безуд. Глас -8ошибок (9,5%)
непроизносимые согласные – 8 ошибок (9,5 %),
пропуск, замена, перестановка букв – 10 ошибок (12 %),
Ь- показатель мягкости- 6 ошибок (7,1%)
безударные окончания глаголов – 6 ошибок (7,1 %).
Падежные окончания имен сущ– 10 ошибок (12 %).
Самый большой процент ошибок был сделан на тему «Правописание безударных гласных».
Причиной большого количества таких ошибок явилось плохое усвоение темы во 2, 3 классе.
Недостаточное внимание к звукобуквенному анализу и синтезу слов с опорой на наглядные схемы, на формирование у учащихся умения слушать и произносить слова, осуществлять самоконтроль в процессе письма привело к типичным ошибкам, таким как пропуск, замена, перестановка букв.
Следствием недостаточной работы по фонетике стало то, что практически каждый 4-й ученик допускает ошибки в правописании безударных гласных.
Таким образом, анализ контрольных работ (диктантов) показал высокое качество работы учителя Текжановой ДА – 72,4 % eё учеников получили высокие базовые знания, умения и навыки, у всех детей сформирован устойчивый познавательный интерес, желание учиться в школе. В остальных классах процент справившихся на 4 и 5 практически одинаков. результаты по контрольным работам по русскому языку у Текжановой Д А - 74% её учеников написали диктант на «4» и «5»; сумели выполнить задание полностью и без ошибок 86,2 % учащихся.
На основании итогов работ по каждому классу были составлены сводные таблицы.(таблицы прилагаются)
Были допущены ошибки:
1-ые кл2-ые кл3кл 4-ые клПропуск, замена, искажение букв, слогов, слов. 26 19 8 2
Повторы слов, слогов 12 6 2 -
Постановка ударения 9 7 5 -3
Ошибки в окончании слов 6 3 1 1-
Без ошибок прочитали: 64 82 70 -
Способ чтения: - -
По слогам 50% -2 1 -
По слогам +целыми словами 16 4 3 -
Целыми словами 18 82 70 -
Темп чтения: - -
Ниже нормы --13 12 11 4
Норма 28 -
Выше нормы 65 -
Определение принадлежности произведения автору - 8
Знание жанров произведений - 11
Определение принадлежности автора к определенному жанру - 10
Знание имени и отчества писателей - 2
Всем учителям рекомендовать:
Рекомендации:
1.Учителям 1–4 классов изучить результаты проведенного контрольного среза и включать в содержание уроков по русскому языку и математике те задания, при выполнении которых было допущено наибольшее количество ошибок, недостаточно прочно усвоены разделы и темы.
2.Продумать систему повторения пройденного материала на уроках русского языка и математики.
3.Учителям 4 классов проработать с обучающимися все пробелы в знаниях, которые показали входные контрольные работы, начать подготовительную работу по переходу обучающихся на вторую ступень обучения
4. Усилить работу по формированию у учащихся навыка написания безударных гласных, проверяемых ударением, правописание заглавной буквы.
5. Продолжить активную работу по формированию общеучебных навыков у уч-ся начальной школы по русскому языку. С этой целью более широко внедрять в практику каждого учителя новые технологии.
6. Организовать на следующий учебный год работу со слабо успевающими учащимися и с учащимися, имеющими повышенные способности по предметам.