Лингвометодический анализ современных учебников по обучению первоначальному навыку чтения (на примере азбуки В.Г.Горецкого)


Ноздрина Е.П.
Учитель начальных классов ГБОУ «Гимназия№1538»
Лингвометодический анализ современных учебников по обучению первоначальному навыку чтения
(на примере азбуки В.Г.Горецкого)
Авторы: В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Байкина.
Год издания: 2016 (8-е издание); УМК «Школа России», в двух частях (1-я часть – 127 с., 2-я часть – 111 с.).
Электронное приложение – есть (диск), методические рекомендации – есть, таблицы, карточки для чтения.Основные языковые единицы: звук, слог, слово, предложение, текст (см. с. 45)а) выделяемый звук в сильной позиции (с. 91, с. 97)
б) столбики слов присутствуют в учебнике (нет обратного слога, только на плакатах). Не всегда слова соотносятся с текстом и его содержанием (с. 11, Ч2)
в) тексты простые, увеличивается количество предложений с изучением новой темы.
- Определи, сколько в слове слогов, ударение. Какой по счету слог ударный?
- Произнеси и послушай первый слог. Какие звуки образуют его?
Есть ли здесь слияние? (Сочетание согласного с гласным СГ выступает как единый произносительный комплекс (слияние):ты, но, му и т.д.)
- Обозначь выделенные звуки карточкой. Объясни свой выбор.
- Охарактеризуй новый звук.
(зебра, голуби с. 97 Ч1)
а) подготовительный, основной, повторительно-обобщающийб) частотность употребления звуков в русском языке (каждая буква выделяется отдельно, на группы деления не происходит)в) аналитико-синтетическийг) на примере с. 17 Ч2 (Звук [ш] Буква Ш ш)
звук, слоги, слова, текст. Мало «столбиков» слов. Нет связи слов с текстом (для сравнения Андрианова с. 67)
Внимание учащихся первых классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво, хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни.Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Наглядный материал представлен в учебнике и на таблицах, занимает примерно <50% от объема материала на станице
Воспитательные возможности достигаются при помощи постоянной работы с пословицами на такие темы как: дружба, трудолюбие, моральные принципы, история (с. 78, с.84, с. 110 Ч1)
«Терпение и труд все перетрут»
«Не делай другим того, чего сам себе не пожелаешь»
«Нет друга – ищи, а нашел – береги» и т.д.
Послебукварный период (повторительно-обобщающий) представлен во второй части азбуки и занимает 17 страниц – «Как хорошо уметь читать». В нем представлены произведения таких авторов как: С. Маршак, Е.Чарушин, К.Ушинский, В.Крупин, А.Пушкин, Л.Толстой, К.Чуковский, В.Бианки, М. Пришвин, А. Барто, С, Михалков, Б.Заходер.