Программа элективного курса по физике Познай себя самого


Программа
элективного курса по физике
«Познай самого себя»
Пояснительная записка
Содержание элективного курса рассчитано на 17 часов. Рекомендуется для изучения в 9-10 классах.
Содержание программы качественно отличается от базового курса физики. На уроках законы физики рассматриваются, в основном, на неживых объектах и практически не уделяется внимания на физические параметры, характеризующие человека. Однако очень важно, чтобы у школьников постепенно складывалось убеждение в том, что причинно-следственная связь явлений имеет всеобщий характер и все явления, происходящие в окружающем нас мире, взаимосвязаны.
В содержание курса включены вопросы, направленные на развитие интереса к физике, экспериментальной деятельности, формирование умения работать со справочной литературой. В ходе изучения данного курса учащиеся не только удовлетворяют свои образовательные потребности, но и получают навыки исследовательской деятельности знакомятся с методами исследования в физике и биологии, получают краткие данные о медицинской и биологической аппаратуре. Навыки, полученные при работе с измерительными приборами, выполнение практических работ и постановка эксперимента пригодятся в дальнейшей учебной деятельности. Объяснение отдельных процессов, происходящих в живых организмах, на основе физических законов поможет им установить причинно-следственные связи, существующие в живой и неживой природе, сформируют интерес не только к физике, но и к биологии.
Цели курса:
Показать учащимся единство законов природы, применимость законов физики к живому организму;
Создать условия для формирования и развития интеллектуальных и практических умений у учащихся в области физического эксперимента;
Развивать познавательную активность и самостоятельность, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию;
Показать в каких сферах профессиональной деятельности пригодятся полученные знания;
Разработать модель человека на основе использования физических закономерностей и аналогий.
Задачи курса:
Ознакомить учащихся с физическими методами исследования: наблюдение, эксперимент, теоретический анализ;
Развивать экспериментальные умения: измерять объем, площадь, массу, время, скорость, работу, мощность;Научить использовать приемы аналогии и моделирования для изучения свойств и основных характеристик человека;
Формировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
Организовать проектную деятельность учащихся по теме: «Физика моего организма» с представлением материала в различных формах (плакаты, буклеты, презентации и др.)
Требования к уровню усвоения материала
Учащиеся должны знать:
Основные понятия изучаемого курса
Физические методы исследования
Физические законы, которые можно использовать при объяснении процессов
Особенности своего организма с точки зрения физики
Уметь:
Применять метод моделей для изучения явлений и объектов
Применять физические формулы для определения параметров своего тела;
Планировать свою деятельность при проведении эксперимента;
Представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;
Работать с различными источниками информации.
Содержание программы
Тема 1. Физические методы исследования (3)
Как естественные науки используют законы физики. Физические методы исследования: наблюдение, эксперимент, теоретический анализ. Моделирование. Физическая модель.
Физические измерения: цель, смысл, деятельность. Погрешности.
Практическая работа 1. Вычисление объема и площади поверхности своего тела.
Тема 2.Кто выше прыгает и быстрее плавает (3)
Масса тела и образ жизни: физические закономерности, определяющие взаимосвязь размеров и массы тела с образом жизни животного. Время реакции живых организмов на внешние раздражители. Биологические ритмы.
Практическая работа 2. Измерение скорости реакции.
Движение в живой природе. Большие и маленькие на прогулке: почему для достижения одной и той же скорости взрослые и дети пользуются различными способами передвижения.
Практическая работа 3. Определение средней и максимальной скорости движения.
Тема 3. Ускорения и перегрузки, которые способны выдерживать живые существа (2ч)
Примеры ситуаций , в которых человек сталкивается с ускорением. Пороговые значения ускорения, ощущаемого человеком. Перегрузка. Воздействие ускорения на организм человека и защита от перегрузки.
Практическая работа 4. Определение перегрузки ступней и головы при прыжке.
Тема 4. Прочнее гранита (2ч)
Механические нагрузки в теле человека. Прочность костей и тканей организма человека. «строительная техника» в мире живой природы: экономия материалов и энергии.
Исследовательское задание «создание конструкции максимальной прочности и минимальной массы из предложенного материала»
Практическая работа 5. Изучение прочности костей и тканей организма человека.
Тема 5.Эх,вы, мускулы стальные! (3ч)
Простые механизмы в живой природе. Работа мышц человека. Мощность, развиваемая человеком при различных видах физической нагрузки
Практическая работа 6. Определение силы работы и мощности рук.
Практическая работа 7. Определение мощности человека при различных видах физической нагрузки.
Тема 6.Биологическая оптика (2ч)
Роль света в живой природе. Процесс восприятия света. Глаз человека как оптический прибор. Оптические иллюзии.
Практическая работа 8. Изучение свойств человеческого глаза.
Обнаружение слепого пятна
Изменение диаметра зрачка
Наблюдение изображения на сетчатке глаза
Аккомодация глаза. Определение точек ясного видения.
Итоговое занятие. Защита проектов (2ч)
Тематическое планирование
№ Тема занятия Кол-во часов Дата проведения
1 Физические методы исследования. Физическая модель. 1 2 Пр.работа «Измерение объема своего тела» 1 3 Пр. работа «Измерение площади поверхности тела человека» 1 4 Масса тела и образ жизни. Время реакции организма на внешние раздражители. 1
5 Пр. работа «Измерение скорости реакции» 1 6 Движение в живой природе. Пр. работа «Определение средней и максимальной скорости». 1 7
Ускорения. Пороговые значения ускорения, ощущаемые человеком. 1 8 Перегрузка. Воздействие перегрузки на организм человека и защита от перегрузки. 1 9 Пр. работа «Определение перегрузки ступней и головы при прыжке». 1 10 Механические нагрузки в теле человека. Исследовательское задание «Создание конструкции максимальной прочности» 1 11 Пр. работа «Изучение прочности костей и тканей человека.»1 12 Работа мышц человека. Мощность, развиваемая человеком при нагрузках. 1 13 Пр. работа «Определение работы и мощности рук». 1 14 Роль света в живой природе. Презентация «Обман зрения» 1 15 Пр. работа «Изучение свойств человеческого глаза». 1 16-17 Защита проекта «Физика моего организма» 2
Литература
1.Богданов К.Ю., Физик в гостях у биолога. М., Наука, 1986.
2.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2002
3. Гоциридзе Г.Ш. Практические и лабораторные работы по физике, 7-11 классы.-М.
4.Кабардин О.Ф., орлов В.А., Пономарева А.В. Факультативный курс физики.-М., Просвещение, 1986.
5. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики.-М.,Просвещение, 1988