Внеурочное занятие по русскому языку Доказательства в рассуждении


ОТКРЫТОЕ ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
5А КЛАСС
21.11.2015
Доказательства в рассуждении.
Представление о результатах:
личностные: формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности, формирование умения выражать свои эмоции и мысли в группе.
коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, развивать умение работать в паре, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
регулятивные: развивать умение высказывать своё предположение на основе предыдущих знаний;
познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания алгоритма.
предметные: составлять алгоритм или план выполнения задания, научиться составлять текст-рассуждение по алгоритму выполнения задания
Цель урока: развитие умений по применению знаний для составления текста-рассуждения.
Деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности.
Содержательная цель: создание мотивации на успех каждого ребенка.
Конспект урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, мальчики и девочки! Вы готовы к нашему занятию? Всё ли вы приготовили?
II. Разминка (Слайд 2)
Работа в парах
Карточка №1
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть порог, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_следование, пр_брежный, пр_ображение, пр_ступить к делу, пр_остановить, пр_восходный, пр_града, пр_ручить, пр_строить, пр_забавный котенок, пр_данный врагами пр_увеличивать значение , пр_уменьшать расходы. Карточка №2
Правописание приставок, оканчивающихся на –З,С
Бе…шумный, ра судительный, бе…звучный, ра молвка, бе…покойный, ра сказ, бе…грамотный, и ходная, бе…славный, во горание, бе…полезный, бе…жалостный, бе…домный, бе…звездный, бе…вкусный, бе…конечный, бе…сердечный, …делать, …давить, …гибать, …беречь, …делать, …говориться, …жать, ра…глядеть, ра…певать, и…менить, бе…грамотный.
III. Актуализация знаний.
Давайте вспомним, какие типы речи существуют в русском языке
-ПОВЕСТВОВАНИЕ (повествовать, значит, рассказывать; много глаголов)
-ОПИСАНИЕ (описывать, значит, создавать словесную картину; много прилагательных)
-РАССУЖДЕНИЕ (рассуждать, значит, доказывать; употребляем вводные слова)
Введение в тему (Слайд 3)
На доске слова:
Тезис, аргументы, доказательства, вывод
В. Какое понятие ассоциируется с этими словами?
В. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?
В. Какие слова равнозначны?
Добавляются слова:
Рассуждение, сочинение, вступление
В. Как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня?
В. Создайте схему построения сочинения-рассуждения

Вступление
Тезис
Аргументы = доказательства
Вывод
IV. Повторение изученного материала.
Задание 1.Терминологический диктант. (Слайд 4)
Запишите названия типов речи.
1) Вам сообщили о том, как выглядит предмет, и показали одно его изображение, а также вы услышали массу определений.
2) Вам объясняли и доказывали, нарисовать
сказанное словами было невозможно, употребляли слова: во-первых, значит, следовательно,
поэтому.
3) Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все
эпизоды произошедшего представили в нескольких рисунках, при этом речь говорящего была насыщена глаголами.
Ответ: 1.Описание
2.Рассуждение
3.Повествование
Задание 2. Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы (Слайд 5)
а) 1) Моя собака.
2) Зачем мне нужна собака?
3) Как мы однажды с собакой…

б) 1) Зачем нужно ходить в школу?
2) Мой счастливый школьный день.
3) Как я прогулял уроки.

в) 1) Как я играл в футбол.
2) Моя любимая игрушка.
3) Почему я люблю играть в футбол?
Ответы:
а) Описание
Рассуждение
Повествование
б) Рассуждение
Описание
Повествование

в) Повествование
Описание
Рассуждение
5. Изучение нового материала
1. Объяснение учителя. Работа на доске (Слайд 6)
В сочинении-рассуждении необходимо использовать следующую схему:
определить основную мысль (сформулировать ведущий тезис);
подобрать доказательства и наметить последовательность их изложения;
сформулировать вывод.
Рассуждая, обязательно приводите доказательства, подтверждающие ваши высказывания (это могут быть примеры из
книг, кинофильмов, эпизоды из вашей жизни и т.д.).
2. Задание: (Слайд 7)
1. Найдите доказательство в рассуждении и подчеркните его. Соответствует ли оно тезису? (тексты на партах)
Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Не случайно акул считают опасными рыбами.

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ
ПОЧЕМУ НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ? (Слайд 8)
Сегодня, наверное, нет на Земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но почему-то остаются в стороне от занятий физической культурой. Одному не хватает времени, другому – терпения. Приобщаются к спорту у экранов телевизоров, "болея" за любимые команды: футболистов, хоккеистов и так далее.
Почему же нужно заниматься спортом?
Во-первых, развиваются быстрота, ловкость, гибкость.
Во-вторых – выносливость. Человек тренированный может выдержать большие физические нагрузки.
В-третьих, если человек регулярно занимается спортом, он может избежать множества заболеваний, в первую очередь – простудных.
Когда я был маленьким, очень часто болел. Врач посоветовал родителям закалять меня. Так я попал в секцию плавания, где занимаюсь уже несколько лет. Теперь я "забыл дорогу" к врачу.
Не каждый из нас будет чемпионом, но занятия спортом обязательно помогут нам стать сильными и здоровыми.
2. Найдите части рассуждения. Дополните схему алгоритма словами,которые связывают части рассуждения. Какие слова используются для введения доказательств в текст?
Средства связи частей рассуждения.(Слайд 9)
I.ТЕЗИС.
Докажем это.
Это можно доказать так (следующим образом).
Почему?
И вот почему.
Это объясняется следующим.
II.ДОКАЗАТЕЛЬСТВА:
1.Во-первых,… Например,…
2.Во-вторых,… К примеру,…
3.В-третьих,… Допустим,…
III. ВЫВОД.
Итак, …
Обобщим всё сказанное.
Таким образом, …
Следовательно, …
2. Представьте себе, что вам предложили закончить сказку «Курочка Ряба». (Тексты на партах) Слайд 11
Задание:
Прочитайте сказку; опираясь на предложенную модель, допишите её, приведя доказательство того, что простое яйцо тоже полезно, как и золотое.
Модель ответа:
Ещё громче заплакала баба: «Зачем мне простое, какой от него толк?». Отвечает ей дед: «Ну, баба, не скажи.
Во-первых, _________________________ ;
во-вторых, ____________________________ ;
в-третьих, ____________________________».
Значит, _____________________________.
Обрадовалась баба и плакать перестала.
Для справки:
Яичная скорлупка содержит много кальция, который очень важен для живого организма. (Укрепляет кости человека; курицы начинают больше нестись)
8. Взаимопроверка.
Проверка выполнения задания (Слайд 12, 13)
Модель ответа:
Ещё громче заплакала баба: «Зачем мне простое, какой от него толк?». Отвечает ей дед: «Ну, баба, не
скажи.
Во-первых, можно яичко поджарить или приготовить омлет;
во-вторых, курица может высидеть цыплёнка из яйца;
в-третьих, скормить скорлупу курочке, и она будет лучше нестись».
Значит, простое яйцо не менее полезно, чем золотое.
Обрадовалась баба и плакать перестала.
Проверьте работу соседа по парте, опираясь на таблицу.
Привел три аргумента 3 б
Два аргумента 2 б
Один аргумент 1 б
Сделал вывод 2 б
Допустил 0 ошибок 5 б
1 4 б
2 3 б
3 2 б
4 1 б
5 0 б
Максимальное количество баллов 10 б
Оценки: 9 -10 б.- «5»
7 - 8 б. – «4»
4 - 6 б. – «3»
1 -3 б. – «2»
10. Оценивание деятельности.
Кто сколько баллов набрал? Какие отметки кто получил?
11. Самостоятельная работа
Прочитайте сказку; опираясь на предложенную модель, допишите её, приведя доказательство того, что напрасно так огорчились баба с дедом. Золотые скорлупки тоже можно применить с большой пользой для себя.
Модель ответа:
« А что с этими скорлупками делать, выбросить?»- спрашивает баба. Дед отвечает: «От них тоже много пользы.
Во-первых, _______________________ ;
во-вторых, _________________________ ;
в-третьих, __________________________» .
Обрадовались баба с дедом и ……
9. Подведение итогов.
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на занятии. Выскажите своё отношение к сегодняшнему занятию.
(Слайд 14)
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
Список литературы:
Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 384 с. – (В помощь школьному учителю).
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 /Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.
Пленкин Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1996. – 224 с.
Ресурсы сети интернет:
http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625a3ad78a5d43b89521206d37_0.htmlhttp://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=197&id=1597512http://vkjournal.ru/doc/808677 *
http://www.uroki.net/karta.htmhttp://edu.znate.ru/docs/1960/index-62913.htmlhttp://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=197&id=1597512Сычугова Л.П. Конспекты уроков для учителя русского языка: 5 кл. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛПДОС, 2004. – 336 с. – (Конспекты уроков)
Приложение 1
Карточка №1
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть порог, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_следование, пр_брежный, пр_ображение, пр_ступить к делу, пр_остановить, пр_восходный, пр_града, пр_ручить, пр_строить, пр_забавный котенок, пр_данный врагами пр_увеличивать значение , пр_уменьшать расходы.
Карточка №2
Правописание приставок, оканчивающихся на –З,С
Бе…шумный, ра судительный, бе…звучный, ра молвка, бе…покойный, ра сказ, бе…грамотный, и ходная, бе…славный, во горание, бе…полезный, бе…жалостный, бе…домный, бе…звездный, бе…вкусный, бе…конечный, бе…сердечный, …делать, …давить, …гибать, …беречь, …делать, …говориться, …жать, ра…глядеть, ра…певать, и…менить, бе…грамотный.
Приложение 2
1. Найдите доказательство в рассуждении и подчеркните его. Соответствует ли оно тезису? (тексты на партах)
Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей.
Не случайно акул считают опасными рыбами.

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ
ПОЧЕМУ НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ?
Сегодня, наверное, нет на Земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но почему-то остаются в стороне от занятий физической культурой. Одному не хватает времени, другому – терпения. Приобщаются к спорту у экранов телевизоров, "болея" за любимые команды: футболистов, хоккеистов и так далее.
Почему же нужно заниматься спортом?
Во-первых, развиваются быстрота, ловкость, гибкость.
Во-вторых – выносливость. Человек тренированный может выдержать большие физические нагрузки.
В-третьих, если человек регулярно занимается спортом, он может избежать множества заболеваний, в первую очередь – простудных.
Когда я был маленьким, очень часто болел. Врач посоветовал родителям закалять меня. Так я попал в секцию плавания, где занимаюсь уже несколько лет. Теперь я "забыл дорогу" к врачу.
Не каждый из нас будет чемпионом, но занятия спортом обязательно помогут нам стать сильными и здоровыми.
2. Найдите части рассуждения. Дополните схему алгоритма словами, которые связывают части рассуждения. Какие слова используются для введения доказательств в текст?
Приложение 2
1. Найдите доказательство в рассуждении и подчеркните его. Соответствует ли оно тезису? (тексты на партах)
Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей.
Не случайно акул считают опасными рыбами.

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ
ПОЧЕМУ НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ?
Сегодня, наверное, нет на Земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но почему-то остаются в стороне от занятий физической культурой. Одному не хватает времени, другому – терпения. Приобщаются к спорту у экранов телевизоров, "болея" за любимые команды: футболистов, хоккеистов и так далее.
Почему же нужно заниматься спортом?
Во-первых, развиваются быстрота, ловкость, гибкость.
Во-вторых – выносливость. Человек тренированный может выдержать большие физические нагрузки.
В-третьих, если человек регулярно занимается спортом, он может избежать множества заболеваний, в первую очередь – простудных.
Когда я был маленьким, очень часто болел. Врач посоветовал родителям закалять меня. Так я попал в секцию плавания, где занимаюсь уже несколько лет. Теперь я "забыл дорогу" к врачу.
Не каждый из нас будет чемпионом, но занятия спортом обязательно помогут нам стать сильными и здоровыми.
2. Найдите части рассуждения. Дополните схему алгоритма словами, которые связывают части рассуждения. Какие слова используются для введения доказательств в текст?
Приложение 3
Задание:
Прочитайте сказку; опираясь на предложенную модель, допишите её, приведя доказательство того, что простое яйцо так же полезно, как и золотое.
Модель ответа:
Ещё громче заплакала баба: «Зачем мне простое, какой от него толк?». Отвечает ей дед: «Ну, баба, не скажи.
Во-первых, _________________________
во-вторых, ____________________________

в-третьих, ____________________________ ».
Значит, _____________________________.
Обрадовалась баба и плакать перестала.
Для справки:
Яичная скорлупка содержит много кальция, который очень важен для живого организма. (Укрепляет кости человека; курицы начинают больше нестись)
Приложение 3
Задание:
Прочитайте сказку; опираясь на предложенную модель, допишите её, приведя доказательство того, что простое яйцо так же полезно, как и золотое.
Модель ответа:
Ещё громче заплакала баба: «Зачем мне простое, какой от него толк?». Отвечает ей дед: «Ну, баба, не скажи.
Во-первых, _________________________
во-вторых, ____________________________

в-третьих, ____________________________ ».
Значит, _____________________________.
Обрадовалась баба и плакать перестала.
Для справки:
Яичная скорлупка содержит много кальция, который очень важен для живого организма. (Укрепляет кости человека; курицы начинают больше нестись)
Приложение 4
Задание:
Прочитайте сказку; опираясь на предложенную модель, допишите её, приведя доказательство того, что напрасно так огорчились баба с дедом. Золотые скорлупки тоже можно применить с большой пользой для себя.
Модель ответа:
« А что с этими скорлупками делать, выбросить?»- спрашивает баба. Дед отвечает: «От них тоже много пользы.
Во-первых, _______________________
во-вторых, _________________________
в-третьих, __________________________ » .
Обрадовались баба с дедом и …….
Приложение 4
Задание:
Прочитайте сказку; опираясь на предложенную модель, допишите её, приведя доказательство того, что напрасно так огорчились баба с дедом. Золотые скорлупки тоже можно применить с большой пользой для себя.
Модель ответа:
« А что с этими скорлупками делать, выбросить?»- спрашивает баба. Дед отвечает: «От них тоже много пользы.
Во-первых, _______________________
во-вторых, _________________________
в-третьих, __________________________ » .
Обрадовались баба с дедом и …….