Рефлексивный отчет Как диалогическое обучение развивает навыки учащихся на уроках английского языка


«Как диалогическое обучение развивает речевые навыки учащихся на уроках английского языка»
«Если хотите изменить мир – идите в школу и начинайте оттуда»
ДьюиРаздел 1. Обоснование выбора темы для исследования в действии.
Еще на первом этапе («Лицом к лицу») прохождения курса Программы второго (основного) уровня, я поняла, что мне предстоит очень сложная и кропотливая работа в моей школе. Меняется мир, а вместе с ним и подходы в образовании, но, к сожалению, консервативный взгляд многих учителей в обучении детей сегодня в школе остался. И то, что считалось эффективным методом обучения десятки лет назад, то сегодня уже не актуально. Поскольку нынешнее поколение имеет свое сложившееся мировоззрение и свои потребности, свой менталитет. Мы знаем что информация меняется через каждые пять минут. И учителю новой формации необходимо быть мобильным, и служить новому поколению во благо этому миру. А именно помочь ученику овладеть теми необходимыми навыками, которые бы он смог применить в нашем столь изменчивом мире. Научить решать сложные задачи, которые ставит перед ним этот мир. И чтобы каждый ребенок был востребован в необходимой сфере интересующей его деятельности. Поэтому свой отчет об исследовании в действии я начала со слов Дьюи «Если хотите изменить мир - идите в школу и начинайте оттуда».
Перед тем как начать свой Action Research я подумала о том, с какой проблемой мне обычно приходится сталкиваться в своей профессиональной деятельности, и определила для себя, что мои ученики 7 класса могут прекрасно справляться с грамматическими заданиями, писать короткие сообщения, переводить аутентичные тексты, но не могут говорить и вести беседу в разных ситуациях на иностранном языке, а это весьма немаловажный навык, который необходим в нашей стране и мире. Поскольку в Казахстане было введено трехъязычие, а также страна выходит в ЭКСПО – 2017.
Основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков в нашей общеобразовательной школе является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс. Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь. Развитие диалогической речи на изучаемом иностранном языке — одна из самых острых проблем современной педагогической науки. Подтверждением сказанному служит целый ряд исследований, статей, пособий, появившихся за последнее время. И, тем не менее, данная проблема требует дальнейшего методического разрешения, поскольку современные требования к диалогической речи - научить учащихся вести беседу на изучаемом иностранном языке — не всегда и в полной мере выполняются. Создавшееся положение требует новых поисков более рациональной методики обучения диалогической речи, при которой желаемые практические результаты достигались бы кратчайшим путем, с минимальной затратой времени и усилий, а сам процесс обучения стал бы посильным, интересным и увлекательным для учащихся. Навыки говорения на английском очень актуальны сейчас для подрастающего поколения. И в связи с этим я выбрала для себя тему исследования «Как диалогическое обучение развивает речевые навыки учащихся на уроках английского языка». И обозначила для себя цель: развивать речевые навыки в 7 классе с помощью применения диалогического обучения на уроках английского языка.
Ожидаемые результаты: учащиеся научатся работать в группе и в парах, самостоятельно разыгрывать диалоги, разовьют речевые навыки.
Свою педагогическую деятельность я начала 6 лет назад в Комсомольской средней школе в качестве учителя английского языка. Поскольку стаж у меня совсем небольшой, и опыта немного, прохождение трехмесячных курсов Программы второго уровня помогли мне увидеть все разнообразие и многогранность того, что мы можем совершать на своих уроках; творить, создавать благоприятную атмосферу для учебной деятельности учащихся, такую, где каждый ученик не боялся бы своих ошибок, и был мотивирован к своей учебе и достигал своих целей. А мне в свою очередь необходимо оттачивать мастерство и совершенствовать свои педагогические навыки во благо подрастающему поколению, где в свою очередь мне помогает практика в школе. До прохождения курсов, мои уроки были построены по традиционным методам, где учащиеся лишь только получали знания. Мне не хватало системного подхода на уроках. Цели были нечеткими, расплывчатыми. И скорее всего, вряд ли я их достигала. Познакомившись на первом этапе Программы второго уровня, у меня произошло переосмысление моего отношения к уроку и к целям. Я поняла, что мне не хватало знаний в этой области.
Прежде чем приступить к исследованию, я изучила соответствующую литературу о том, как диалогическое обучение способствует улучшению речевых навыков на уроках английского языка.
Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и результативности в обучении (Руководство для учителя, стр. 249). Исследования также показывают, что распространенная беседа в классе, при которой учитель контролирует речь, задает значимые вопросы, повторяет ответы учеников и поощряет правильные ответы, не развивает детское мышление и не улучшает их разговорные навыки. Речь – главный инструмент для формирования коллективного опыта. В действительности, обучение опосредуется через диалог, и восприятие учащимися степени сплоченности и согласованности работы в классе может в значительной степени зависит от того, как диалог опосредует эту деятельность. Беседа с учителем и другими учениками является, пожалуй, самым важным средством вовлечения ученика в мероприятия, которые могут способствовать развитию его понимания (Руководство для учителя, стр.250). О важности диалогического обучения говорил Александер, он утверждал, что посредством диалога учителя могут выявлять «здравый смысл» учащихся, взаимодействовать с их идеями и помогать им в преодолении непонимания. В то же время они практикуют новые способы использования речи в качестве инструмента для формирования знания.
Передо мной встал вопрос - а как я могу применить полученные на курсах знания по данному модулю, чтобы улучшить свою практику и помочь своим ученикам развить речевые навыки на уроках английского языка? И в связи с этим, в первую очередь, я разработала план серийных уроков. Постаралась внести в среднесрочное планирование все семь модулей, но старалась акцентировать свое внимание на диалогическом обучении.
Таким образом, я отметила для себя, что способствует решению задач в обучении:
Использование новых подходов в обучении. Поскольку групповая деятельность и диалогическое обучение является самым эффективным методом передачи знаний и формирование умений и навыков.
Особый подход к одаренным и талантливым детям позволяет им реализовать свой потенциал в полной мере.
Оценивание для обучения формирует знания, умения и навыки учащихся. Где каждый ученик следит за динамикой своих учебных достижений. Оценивание обучения позволяет ученикам делать для себя выводы и предпринимать соответствующие действия в дальнейшем.
ИКТ является инструментом передачи и понимания учащимися учебных понятий.
Учитывая возрастные особенности, позволяет создавать для учащихся ситуацию успеха
Развитие критического мышления помогает учащимся ориентироваться в тех ситуациях, где необходимо будет соприкасаться с иноязычными.
Управление и лидерство как «помощники», где учитель умеет управлять учебным процессом и знает, как и в каких ситуациях прийти на помощь ученику.
Итак, в процессе исследования я должна выявить, как данный модуль помог мне достичь мною поставленные цели и задачи.
Раздел II. Отчет о внесенных в практику изменениях и использованных методах сбора данных

Для исследования я выбрала 7 класс. Класс состоит из 14 учеников. Данный класс очень активный и дружный. Есть сильные и слабые учащиеся. Среди них выделяются лидеры класса, но отличников, к сожалению, нет в этом классе. Учащиеся не умеют работать в группах, хотя уже работали на других предметах. Качество знаний по английскому языку составляло 63%, успеваемость 100 %.
Кроме этого, я выбрала группу учащихся АВС: А – Д.Ф, очень ответственная ученица, всегда выполняет домашнее задание, имеет лидерские качеств, но не является отличницей. В – Т.В, обладает хорошим словарным запасом по английскому языку, но пассивный. Занимается всегда по настроению. Не всегда рад помочь своим одноклассникам. И С – Ю.К., слабоуспевающий ученик, с низким уровнем знаний и навыков. Редко отвечает на уроках. Имеют очень низкую мотивацию к учебной деятельности.
Я выбрала именно этих учащихся, потому что считаю, это яркие представители всех групп по уровню обученности. И понаблюдав за ними, я узнаю, в чем мне необходимо им помочь.
Если я раньше проводила все свои уроки традиционно, то на втором этапе своей практики уровневых курсов, я попыталась внести новшества на своих уроках.
Все свои уроки я старалась организовывать так, чтобы детям было интересно и комфортно обучаться, и для этого я создавала коллаборативную среду разными приемами, например, “Hand to hand”, что очень понравилось моим детям. Внедрила новые подходы, организовав групповую деятельность. Были по-новому разработаны поурочные планы, не так как раньше, где я ставила одну общую цель и триединые задачи, так как требовалось от нас в школе. Разрабатывая урок, я ставила ряд логических сфокусированных целей построенных по таксономии Блума, от простого к сложному. Именно таким образом мне было легче достигать целей урока, и я видела свои результаты на уроках. Теперь мои цели стали четкими, сфокусированными и достижимыми, по сравнению с теми, что я раньше для себя устанавливала. А также, перед тем как начать урок я пыталась с помощью коротких видеофрагментов вызывать интерес к уроку. Для каждого урока я разрабатывала тесты или задания, в которых проверялось знание пройденной темы и листы оценивания, в которых им приходилось вносить свои заработанные баллы. Конечно, мой первый урок был не совсем удачным. Так как запланировала много заданий, и учащиеся не успевали за урок выполнить все. И соответственно на первом моем уроке не получилось применить все семь модулей, как хотелось бы. Поэтому я подумала, что главное это не количество, а качество. Пусть это будет три задания на уроке, но зато я буду уверена, что детьми был усвоен учебный материал. Почти на каждом уроке, перед тем как начинать новый учебный раздел, я давала теоретический материал каждой группе с заданием обсудить его внутри группы, а затем разделяла учащихся на пары, чтобы они друг другу объяснили, как они его понимают. Таким образом, по утверждению Александера, беседа в обучении не является односторонним процессом общения, напротив – взаимным процессом, который обеспечивает динамику обучения ученика. А, по мнению Мерсера, совместное приобретение знаний или вовлеченность в процесс «обмена мыслями» возможен в процессе диалога между учениками. Я убедилась, что в ходе такого совместного обучения среди учеников имеет важное место на уроках английского языка в развитии речевых навыков и умений. Когда мои ученики в парах бурно обсуждают новый материал и пытаются объяснить друг другу, в ход идут жестикуляции, отстаивание своей точки зрения. Для меня видеть это просто огромное удовольствие, как исследовательская беседа дает плоды. rightcenter00
На каждом уроке я старалась давать разнообразные задания. И все эти задания сводились к тому, чтобы они учились говорить на иностранном языке через диалогическое обучение. На первом уроке дети разрабатывали диалог пока по готовому шаблону. Им нужно было задавать вопросы, соблюдая грамматическую структуру. На этом этапе мне помог модуль обучения критического мышления. Первоначально, чтобы научиться определять, в каких случаях им задавать вопрос How many…? или How much…? Я дала задание классифицировать такие понятия как исчисляемые и неисчисляемые существительные. Совместно в группе, дети делили слова в соответствующие колонки. Только после выполненного задания и убедившись, что каждая группа все сделала верно, учащиеся приступили к выполнению задания на развитие речевых навыков – составление диалога в паре. Так как тема урока была “Visiting café and restaurants” («Посещение кафе и ресторанов»), учащимся нужно было на последнем этапе урока разыграть ситуацию в кафе, используя изученный лексический материал. Я разделила класс на группы, и в одну группу посадила учеников А, В, С, после этого наблюдала за их деятельностью внутри группы. Ученица А активно работала и была консультантом в группе, старалась помогать менее слабым учащимся, ученик В начал активно проявлять лидерские качества, брал на себя ответственность и выступал в роли спикера, а ученик С стал проявлять активное участие в обсуждении. Он всячески старался брать какую - нибудь работу, например, разрезать данные слова, приклеивать на бумагу, принимал участие в обсуждении, начал придумывать разные ситуации, выдавал интересные идеи.
Я заметила, что детям нравится разыгрывать разные ситуации, при составлении диалога они входили в азарт, спрашивали, как еще можно ответить или спросить в той или иной ситуации, а это значит, что у них повысился интерес к учебной деятельности, что немало порадовало меня. Когда я разбивала учащихся на пары, я старалась применить социально-ситуативный подход, чтобы сильный ученик сотрудничал с учеником со средним уровнем обученности, а средний ученик со слабым, или наоборот, сильный со слабым, слабый со средним и так далее. И увидела результат - слабые ученики старались не отставать от сильных, и даже на уроке во время составления диалога они пытались «зубрить» слова, чтобы не подводить сильных учащихся.
Очень нравится работать с талантливыми и одаренными учащимися. При работе с ними видишь, как раскрываются их возможности, например, первоначально я для себя выявила скрытые возможности учащихся, и объединила их в одну группу. Этой группе я старалась давать особенные задания, например, им нужно было не просто составить диалог, а разыграть его так, как будто происходит в реальности. Это, безусловно, поможет им в настоящей жизни. Представления их диалога на тему “At the shop” меня очень порадовало, так как я увидела у ученицы А артистические способности. Она вошла в роль продавца и разыгрывала диалог, так как будто она реально столкнулась с этой ситуацией. Думаю, в будущем она не растеряется, когда придется столкнуться с англоговорящими людьми.
Для каждого урока я разрабатывала критерии оценивания, по которым учащиеся смогли бы видеть динамику своих достижений, что у них получается, а что нет. И над чем им еще необходимо поработать. И мне как учителю будет видно, где и как помочь ученику освоить учебный материал.
Хотя первоначальное их оценивание не было объективным. Я думаю, что они еще не осознали важность оценивания. Если это было взаимооценивание, то они старались друг другу завышать балл. Поэтому я считаю, чтобы научить их оценивать себя правильно, нужно очень много времени. Но зато оно стоит этого. Также я применила при взаимооценивании метод 2 звезды и одно пожелание. Хочу отметить, что этот метод, детям больше всего понравился, но есть и минус в этом оценивании, так на него уходило у нас больше положенного времени.
В конце третьего урока я попросила детей показать жестом руки, насколько они поняли материал: хорошо, средне или совсем не поняли. Так я смогла сориентироваться, над чем мне еще нужно поработать, чтобы усвоение материала было лучше и качественнее. Трое учащихся дали сигнал, что не поняли материал. Я попросила их сказать, что именно было непонятно и только после этого, чтобы устранить эту проблему, я дала им дополнительные задания на дом, и со следующего урока этих учеников я посадила в группы с сильными учащимися, которые смогли, в конечном счете, объяснить им как можно использовать данную речевую структуру в речи и разыграть с ними диалог. Данные ученики с удовольствием согласились на помощь, и смогли разыграть диалог «В кафе». В помощи таким учащимся приняла участие ученица А. Она смогла помочь ребятам запомнить речевую структуру, которую используют при обращении официанта к клиентам и клиента к официанту.
Для эффективного сбора данных я решила применить такие методы как видеонаблюдение за деятельностью учеников на уроках, в работе с группой и во время диалогического обучения, профессиональная беседа, сбор и обработка работ учащихся.
В ходе моего исследования, хочу отметить, что детям понравилось работать в группах и принимать участие в диалогическом обучении исходя из анкетирования детей. Понаблюдав за учащимися, я пришла к выводу, что таким образом они больше узнают друг от друга, учатся сотрудничать и помогать. Работа в парах развивает не только речевые навыки, но дружелюбное отношение друг к другу. Все это играет большую роль в учебном процессе для каждого ученика.
Раздел III. Выводы и анализ.
После серии последовательных уроков, которые я провела на втором этапе моей практики, и, проанализировав свое исследование, обработав данные, я подвела итоги своей непростой, нелегкой деятельности.
Конечно, я понимаю, что на этом не заканчивается мое исследование, и что мне предстоит в дальнейшем применять все то, чему я научилась на курсах. Стало понятно после анализа моего исследования, что у меня получилось и не получилось, с какими барьерами я столкнулась, и полученные выводы подтолкнули меня тщательно обдумывать каждый этап моего урока.
Конечно, невозможно увидеть полную картину изменений после четырех уроков. Для этого надо хотя бы пол года пронаблюдать за детьми А, В, С. Но все же, из того что я проделала на уроках, уже более или менее видна картина. Безусловно, в этом мне помогли видеосъемки, фотографии, работы детей, дневник наблюдения и анкетирование. Исходя из этого, можно сделать выводы, что у учащихся повысился интерес к изучению английского языка, а также они стали более уверенными в ответах. Из наблюдений видно, что на каждом уроке ответы детей все больше увеличивалось. Что касается речевых навыков, то дети стали к составлению диалогов подходить творчески, придумывать разные ситуации. Все это отразилось в диалогах на уроках. Если раньше они разрабатывали диалог по предложенному мной шаблону, то сейчас дети стали искать новые речевые клише. Таким образом, у них начался интенсивно пополняться словарный запас, который необходим для развития речевых навыков. На каждом уроке я старалась возбудить интерес к поиску перевода незнакомых слов, для того чтобы потом можно их использовать в диалоге. Так как самое сложное, что было у детей, когда они составляли диалог – это скудный словарный запас. Как на фото показано. Первоначально идет исследовательский этап, где как раз происходила их исследовательская беседа друг с другом, где они могли совместно обмениваться идеями и мнениями, обсуждать и оценивать идеи друг друга. После их обсуждения они приступали к составлению диалога и в конце учащиеся выдавали продукт своей деятельности, в данном случае – это диалог в определенной ситуации.
Изучение теории Обсуждение Составление диалога Разыгрывание ситуации

Я заметила, что за этот небольшой период у учащихся появились навыки работы в группе и умение работать в парах, они стали друг друга слушать и сотрудничать.
Как я уже ранее говорила, во время моего исследования, я проводила анкетирование учащихся. Я попыталась узнать у детей, что больше им нравится: работать в группе или в парах. На начальном этапе моего исследования дети отвечали, что им больше нравится работать в группе, нежели в парах. Но в конце, после повторного анкетирования, 51 % учащихся ответили, что им нравится работать в парах. Я считаю, что когда учащиеся работают вдвоем, они не находятся в стороне от учебного процесса.
Данная диаграмма свидетельствует о высокой мотивации учащихся к диалогическому обучению.

Также я для себя сделала вывод, что детям нравится выполнять творческие задания. Так они могут реализовывать свои умения и навыки. В процессе выполнения творческих заданий, дети начали высказываться на английском языке такими словами как “very good”, “great”, “I have to find…”.Начался активный диалог между учащимися.
Одним из главных открытий для меня стало, то, что учащиеся стали увереннее в своих ответах. Если прежде при ответе на мой вопрос они затруднялись говорить, боялись того, верно или неверно отвечают, то сейчас без труда высказываются, стали сами задавать мне вопросы. Из этого видно, что у них повысилась самооценка. Деятельность на уроке активизировалась с последующими уроками. На первом уроке темп работы учащихся был замедленным, они не знали того, что я от них требую. Были немного растерянными. Проанализировав свой первый урок, я поняла, что еще в самом начале мне необходимо было ставить перед ними четкие цели и задачи. Так они смогли бы сориентироваться. Я признаю, что это было моим упущением. Поразмыслив над этим, уже на следующих уроках я обсудила с детьми, что от них требуется, и как они будут выполнять полученные задания и оценивать себя по критериям, которые им предлагались с листами оценивания уже в начале уроков. Честно, для меня это было нелегко сделать.
Из всех типов беседы, к сожалению, мне только удалось использовать исследовательскую беседу в сопровождении правильной постановкой вопросов, так как при таком типе беседы учащиеся могут обмениваться знаниями при изучении теоретического материала. Я постаралась задавать им такие вопросы, которые побудили их прийти к правильным решениям и выводам при работе с теоретическим материалом. Считаю, от учителя многое зависит от того, насколько он правильно задаст вопросы. В основном это были вопросы – побуждение. Для того чтобы, мои ученики участвовали в беседе-дебаты на иностранном языке, у них должен быть хороший словарный запас. Поэтому этот тип беседы я опустила. Но надеюсь в дальнейшем, когда у детей будет достаточный уровень знания английского языка, я обязательно его включу в учебный процесс. Или постараюсь подумать, как этот тип беседы использовать даже при маленьком словарном запасе. Думаю, что мне стоит над этим поработать.
Но пока, как по утверждению Мерсера самым продуктивным, с точки зрения их содействия формированию коллективного понимания, как правило, являются те, которые основаны на высоком уровне, является исследовательская беседа. (Руководство для учителя, стр.251).
Конечно, такие исследовательские беседы далеко от совершенства, но начало уже есть. И мне еще много предстоит сделать открытий. Эту практику я стала использовать, когда я работала с учащимися группы АВС и увидела, что ученик С гораздо продуктивнее стал работать, если он сотрудничает с сильными учащимися. По его словам, ему более становится понятно, когда ему объясняют преуспевающие его одноклассники.
Динамика повышения речевых навыков

Исходя из моих наблюдений, видно, что учащиеся стали больше говорить на уроках и отвечать. У учеников повысился словарный запас, который необходим для развития речевых навыков.
Таким образом, опираясь на все вышеперечисленное, а также из анкетирований, творческих работ учащихся, фото и видео, сделанных во время проведения уроков, можно сказать, что используя новые подходы, групповое и диалогическое обучение только лишь способствует эффективному развитию речевых навыков.
Раздел IV. Ограничения процесса проведения исследования в действии и последствия для последующей практики.
Хочу начать с очень известной фразы «Не ошибается тот, кто ничего не делает». В любой деятельности есть свои ошибки, промахи, трудности и барьеры. И моя практическая деятельность не исключение.
Не все сразу получалось, как хотелось бы. Поскольку одна из главных барьеров связано с организационными моментами. Я сама по натуре очень спокойный, степенный человек. И мои уроки всегда были в замедленном темпе. А тут надо все успевать делать. Держать в фокусе учебный процесс. Чтобы учащимся даже не было времени на что – то отвлекаться. Безусловно, я очень уставала, но была очень рада полученными результатами.
Следующий барьер – это нехватка времени на уроках. Те задания, которые я запланировала, не всегда удавалось детям выполнять в срок. Приходилось мне их все время подгонять. Напоминать им о времени. Я спрашивала себя, почему так происходит и пришла к выводу, что, скорее всего, задания оказались для них сложными. Поэтому мне приходилось тщательно продумывать задания для них, чтобы они смогли успешно справиться. Думаю, в дальнейшем нужно обучить назначенных тайм менеджеров, которые бы смогли прослеживать за временем.
Еще один немаловажный барьер – это когда дети столкнулись с критериальным оцениванием. При проведении уроков - дети запутались в оценивании. Я им раздала лист оценивания с критериями. Но, к моему сожалению, им не удалось сориентироваться и оценить себя и группу. Поэтому мне пришлось выделить на это почти целый урок, чтобы объяснить им, как они могут объективно оценить себя и своего напарника и уметь пользоваться листами оценивания. После этого, на следующем уроке, учащиеся сумели оценить работу согласно обсужденным заранее критериям. И уже в конце каждого урока учащиеся подсчитывали свои баллы и выводили свои честно заработанные оценки. В конце третьего урока я попросила детей показать жестом руки, насколько они поняли материал: хорошо, средне или совсем не поняли. Так я смогла сориентироваться, над чем мне еще нужно поработать, чтобы усвоение материала было лучше и качественнее. В дальнейшем, я разработаю упрощенный вариант, где на листе оценивания они могут поставить плюсы или минусы за выполненное задание. Я согласна, что над этим мне еще стоит много поработать.
Еще был один барьер, скорее всего для учеников, нежели для меня. Это столкновение с видеокамерой. Уже на первом уроке под видеокамеру, дети вели себя очень скованно, боялись отвечать, поднимать руку. И даже некоторые учащиеся закрывали лицо тетрадью. Все это конечно было барьером, как для них, так и для меня. Устранить этот барьер мне было нелегко. Мне приходилось таким учащимся давать индивидуальные задания, чтобы они были увлечены, не замечая видеокамеру. Как правило, это были дети с низкой мотивацией в учебной деятельности. Их часто отвлекали посторонние движения и звуки, хочу отметить, что среди таких учащихся был ученик С. Поэтому, чтобы привлечь их внимание к учебе, я разработала, на мой взгляд, интересные для них задания. Им нужно было найти соответствия, изображения с действиями по теме урока. Тема данного урока была “Manner table” («Правила поведения за столом»). Ученики выполняли это задание с энтузиазмом, но не долго. С последующими занятиями, данные учащиеся привыкли к видеокамере и почти никак уже не реагировали на нее.
Как показано на фото.
До После


Мне кажется, что, несмотря на трудности, с которыми мне пришлось столкнуться, лишь только научили меня решать сложные задачи. Поменялось отношение к урокам. Стала по - новому выстраивать и организовывать структуру уроков.
У детей повысился интерес к предмету, появился положительный настрой на уроках.
Безусловно, на этом мое исследование не заканчивается. То чему я научилась на этих курсах дали мне огромную помощь и поддержку. Уже сейчас я запланировала, как я буду содействовать успешному обучению другим учащимся в другом классе.
«Я не волшебник, я только учусь…» Надеюсь, моя нелегкая, но столь насыщенная школьная практика приведет к самым наилучшим результатом не только для меня, но и для моих учеников, которыми я очень горжусь!