Методические рекомендации к аттестации педагогам, работающим с детьми-инвалидами


Методические рекомендации к аттестации педагогических работников, работающих с детьми-инвалидами Подготовил методист ГКУ СО РЦДиПОВ «Виктория» г. о. Тольятти»Агапова О.ВТольятти - 2016 конкретизировать требования к составлению и оформлению портфолио достижений, представить алгоритм подбора документов и материалов.Цель методического проекта - Аттестация - экспертиза документов и материалов, собранных в индивидуальной папке аттестуемого работника «Портфолио достижений» Это индивидуальная папка-накопитель, в которой собраны и зафиксированы документы и материалы, свидетельствующие о значимых результатах его профессиональной деятельности в заявленной должности за меж аттестационный период: результаты реабилитации, воспитания и развития воспитанников, методический вклад педагога в развитие системы реабилитации детей-инвалидов.Портфолио педагога 5 лет в случае, если педагогический работник аттестуется повторно;минимум 2 года в случае, если педагогический работник впервые аттестуется с первой квалификационной категории на высшую квалификационную категорию. Под меж аттестационным периодом следует понимать: Основное содержание портфолио достижений составляют материалы и документы, представленные на бумажном носителе в виде справок, отчетов, таблиц, распечаток, копий грамот, дипломов, сертификатов, свидетельств и т.п.Портфолио педагога копии свидетельств и сертификатов о создании и размещении на сайтах продуктов профессиональной деятельности аттестуемого накануне аттестации (в течение последних трёх месяцев) при проведении экспертизы не рассматриваются.Основные принципы составления портфолио 1. полнота и конкретность представленных сведений2. достоверность информации3. системность ! Структура портфолио достижений 1. Титульный лист портфолио достижений, где указываются: фамилия, имя, отчество, должность, место работы, заявленная квалификационная категория, дата проведения экспертизы.2. Визитная карточка, содержащая дополнительные сведения об аттестуемом работнике.3. Перечень документов и материалов для проведения оценки профессиональной деятельности ! . Перечень документов и материалов для проведенияоценки профессиональной деятельности{BC89EF96-8CEA-46FF-86C4-4CE0E7609802}№ п/п Наименование показателяПодтверждающие документы1231.Результаты повышения квалификации по профилю педагогической деятельности  Копии документов об освоении аттестуемым педагогическим работником дополнительных профессиональных программ за меж аттестационный период, заверенные руководителем учреждения.Ф.И.О. _____________________________________________________________________________________________________________________Должность __________________________________________________________________________________________________________________Место работы____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Заявленная квалификационная категория _________________________________ {BC89EF96-8CEA-46FF-86C4-4CE0E7609802}№ п/п Наименование показателяПодтверждающие документы1231.Результаты повышения квалификации по профилю педагогической деятельности  Копии документов о курсах повышения квалификации:- Свидетельство об окончании курсов повышения квалификации, предусмотренных процедурой аттестации, для тьютеров, работающих с детьми – инвалидами по образовательной программе дополнительного профессионального образования в объеме 240 часов : «Основы деятельности тьютера в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» аналитического научно-методического центра «Развитие и коррекция» г. Москвы. Регистрационный номер №38-РЦ/ДДИ;- Сертификат об окончании курса «Социальная адвокатура» в объеме 60 часов проекта СГОО ДИИД «Парус надежды» «ПРОСВЕТШКОЛА» в рамках реализации программы г.о. Самара «Самара-детям: мы разные – мы равные»пример {BC89EF96-8CEA-46FF-86C4-4CE0E7609802}2.Эффективность профессиональной деятельности аттестуемого педагога в межаттестационный период по итогам рефлексивного отчёта (с учётом специфики профессиональной деятельности)Рефлексивный отчет об эффективности профессиональной деятельности аттестуемого педагога в межаттестационный период» (Приложение 3 на листе)Перечень документов и материалов для проведенияоценки профессиональной деятельности  Рекомендации по подготовке рефлексивного отчета: Рекомендуется представить сведения о получателях услуг, сравнить свои личные показатели численности обслуживаемого контингента получателя услуг с нормативами обслуживания (при наличии таковых)Я, Агапова Ольга Витальевна, воспитатель ГКУ СО РЦДиПОВ «Виктория» городского округа Тольятти», работаю в реабилитационном учреждении, целевую группу которого составляют воспитанники, имеющие статус ребёнка-инвалида с основным диагнозом «ДЦП». Из-за выраженных двигательных расстройств и нарушения речи нормальное развитие воспитанников чрезвычайно затруднено, поэтому процесс воспитания и образования воспитанников носит коррекционно-развивающий характер.Вступительная часть: Пример: не более 5 листов! В основной части: Рекомендуется представить свою работу с точки зрения личного вклада в решение задач, стоящих перед учреждением. Цель нашего учреждения – обеспечение общедоступных качественных реабилитационных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья для успешной интеграции в современный социум.В связи с этим, целью моей профессиональной деятельности является:либо формирование полноценной личности ребёнка, его всестороннего развития в условиях специально организованной деятельности для успешной адаптации в социуме, либо создание коррекционно-развивающей среды, адекватной возможностям детей с ОВЗ для социальной адаптации к условиям жизнедеятельности в социуме; либо создание условий для эффективной социально-педагогической реабилитации воспитанников и т.п.Пример: Исходя из цели, реализуются задачи: Расширение кругозора и повышение общего уровня развития; Сохранение и укрепление здоровья как физического, так и психологического, приобщение детей к здоровому образу жизни; воспитание навыков по самообслуживанию труда;развитие навыков коммуникативного поведения в общественных местах;воспитание основ национального самосознания, приобщение к истокам народных традиций;Развитие социально-бытовых, коммуникативных умений и навыков и т.п.;Формирование экологической культуры;формирование сотрудничества ребёнка со взрослым и овладение способами усвоения общественного опыта и др.В основной части: В основной части: Худенко Е. Д., Г. Ф.Гаврилычева, Е. Ю.Селиванова. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей.-2-е изд. испр. и доп.-М.:АРКТИ,2006Основными принципами воспитательной деятельности считаю:Принцип коррекционной направленности реабилитационного процесса (проведение занятий в контексте развития компенсаторных механизмов личности ребенка). Реалистичность – учет реальных возможностей детей в различных ситуациях, их возрастных, личностных и психофизических особенностей развития; Толерантность – безусловное принятие каждого ребенка; системность, последовательность и дозированость знаний, принцип: «От простого к сложному!»Такой подход соответствует особенностям развития детей с задержкой психического развития и умственно отсталых, которые составляют большую часть моей группы. В основной части: Рекомендуется  описать сложность обслуживаемого контингента (краткая характеристика детей группы), трудности достижения эффективного результата, временных затрат и напряженности труда; «Я работаю в группе детей 7-10 лет. ___% воспитанников имеют диагноз «детский церебральный паралич в форме спастической диплегии», ___ % - прочие заболевание (последствия черепно-мозговых травм, врожденные генетические патологии). Сохранное интеллектуальное развитие у ___ % детей, с задержкой психического развития, у___% . В связи с этим возможности двигательной и умственной сферы детей вносят существенные коррективы в воспитательский процесс. (+характеристика проблем воспитанников) . В связи с этим, коррекционно-развивающая работа строится с учетом сохранных функций и индивидуальных возможностей каждого воспитанника, а также с опорой на зоны его ближайшего развития по направлениям: (далее – направления работы, исходя из задач и результаты мониторинга)Пример 1: В основной части: Рекомендуется  описать сложность обслуживаемого контингента (краткая характеристика детей группы), трудности достижения эффективного результата, временных затрат и напряженности труда;Пример 2: Типичными затруднениями у детей с ОВЗ являются: отсутствие мотивации к познавательной деятельности, ограничение представлений об окружающем мире, необходимость постоянной помощи взрослого. В связи с этим, для меня, как воспитателя, необходимо четко знать какие мотивы являются наиболее значимыми для воспитанников, чтобы уметь ими управлять, учитывать их в своей повседневной деятельности. Зная мотивы и доминирующие виды деятельности, которые на данном этапе развития ребенка являются ведущими в его становлении, я использую в своей работе воспитателя современные специальные коррекционные методы и приемы, обеспечивающие ситуацию развития личности ребенка с ОВЗ. Далее идет небольшое описание методов и приемов . Игровой метод с использованием заданий с опорой на образцы;наглядность – опорные схемы, дидактические карточки, графические модели, карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с характером затруднений при выполнении задания и другие методы. Технологии предметно – развивающей среды, направленные на то, чтобы каждый воспитанник имел возможность закрепить полученные навыки, качества в игровой деятельности. В группе созданы и функционируют уголки : (далее описание, с какой целью…)(ДАЛЕЕ –РЕЗУЛЬТАТЫ , позволяющие добиваться положительной динамики в развитии воспитанников)Примерное описание методов и приемов работы: проговаривание вместе с ребёнком того, что он будет делать; привлечение ребёнка в качестве помощника другим детям и т.д.(ДАЛЕЕ –РЕЗУЛЬТАТЫ, позволяющие добиваться положительной динамики в воспитании и развитии воспитанников)Использование различных форм ручной деятельности (рисование; лепка; аппликация; конструирование и т.п.) для развития моторики;(ДАЛЕЕ –РЕЗУЛЬТАТЫ работы мелкой моторики рук, предметно-манипулятивной деятельности ).Для развития речи детей я использую следующие приёмы в работе воспитателя: поощрение и поддержка правильных устных ответов на вопросы; (Далее идет небольшое описание работы по здоровье сбережению). (ДАЛЕЕ –РЕЗУЛЬТАТЫ: по результатам мониторинга здоровья детей - стабильность или наличие положительной динамики соматического здоровья и % посещаемости детей в группе.)Для сохранения и поддержания физического и психического здоровья воспитанников использую здоровье сберегающие методики (режим дня, упражнения на зрительную координацию, дыхательные упражнения, пальчиковые игры, смена динамичных и статичных видов деятельности и т.п.)Работаю в сотрудничестве со специалистами: медицинской сестрой, инструктором по физическому воспитанию и др. Главная проблема наших воспитанников заключается в нарушении их связи с миром, в их ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми. Это ведет к социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении. Проект помогает в реализации принципа переноса знаний в деятельность, в жизненные ситуации; т.о. проектную деятельность я рассматриваю как практико-ориентированный вариант организации реабилитационно-воспитательного процесса у детей с ОВЗ, у детей-инвалидов. (Далее- описание проекта )Использование в работе инновационных методов:Проектная деятельность:ДАЛЕЕ –РЕЗУЛЬТАТЫ: повышение уровня самооценки, уровня сформированности коммуникативных, полезных социальных навыков, повышение кругозора, получение ребенком-инвалидом нового опыта социального взаимодействия. Следует подвести итог проделанной работы, обобщить результаты, отметить проблемы и запланировать пути решения этих проблем, обозначить перспективы дальнейшего совершенствования своей работы.Пример : В заключительной части: Представленный опыт моей работы показал, что использование эффективных форм работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, рост моей профессиональной компетентности, творческого потенциала, способствуют реализации права детей-инвалидов на доступную, качественную реабилитацию, направленную на всестороннее развитие каждого воспитанника для полноценной интеграции в общество. В настоящий момент занимаюсь сбором материала к обобщению (инновационного) педагогического опыта по теме «_____» для дальнейшего транслирования работы и обмена информацией с другими творческими специалистами, занимающимися коррекционной работой. Это будет способствовать повышению моего профессионального мастерства. {5DA37D80-6434-44D0-A028-1B22A696006F}4.Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности 1. Таблица с перечнем мероприятий и форм распространения собственного опыта и практических результатов профессиональной деятельности аттестуемого, заверенная заместителем руководителя учреждения (Приложение № 5);2. Выписки из приказов / копии приказов учреждения об участии аттестуемого педагога в перечисленных мероприятиях; копии программ мероприятий, сертификатов участников данных мероприятий;3. Список авторских публикаций, копия титульного листа печатного издания, страница «Содержание» сборника, в котором помещена публикация; интернет-адрес (обязательно наличие копии свидетельства о регистрации интернет-ресурса в качестве СМИ), скриншот или сертификат (указываются публикации, изданные в меж аттестационный период, включая интернет-публикации).  Не позднее, чем за 3 месяца до аттестацииr {E8B1032C-EA38-4F05-BA0D-38AFFFC7BED3} Год Название конференции, семинара или др. мероприятия с указанием статуса/уровня (региональный, городской, внутри учреждения, с участием иных учреждений и пр.) Форма участия(докладчик, ведущий круглого стола, секции и т.д.) Документ, подтверждающий участие: диплом, свидетельство, сертификат,2014Кустовой семинар по теме: «Музицирование и арттерапия как фактор поддержания и сохранения здоровья ребенка с ограниченными возможностями» на базе ГКУ СО «РЦДиПОВ «Виктория» г.о. Тольятти»УчастникСвидетельство, копия программы  2015 Методический семинар на базе учреждения по теме: «Осуществление преемственности решения коррекционных задач в работе специалистов и воспитателейСодокладчик по теме: «Изготовление дидактического материала для развития мелкой моторики рук »  Сертификатиликопия приказа(Приложение № 5)Заместитель руководителя_________________________ {BC89EF96-8CEA-46FF-86C4-4CE0E7609802}Всероссийский дистанционный образовательный портал «Продленка»http://www.prodlenka.org/ИНФОУРОКhttps://infourok.ru/Учебно-методический кабинетhttp://ped-kopilka.ru/Журнал Педагогический мирhttp://pedmir.ru/Где можно размещать авторские публикации: Где можно размещать авторские публикации:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Сайты для педагогов, на которых можно опубликовать свои методические материалы и разработки.http://intergu.ru/http://www.openclass.ru/http://festival.1september.ru/  http://www.zavuch.info/Педсовет.orghttp://pedsovet.org/http://pedsovet.su/ Если Ваша статья вышла в печатном издании,в портфолио вставляется копия титульного листа печатного издания, страница «Содержание» сборника, в котором помещена публикация; Если Вы разместили статью на интернет-ресурсах, то необходимо указать:- интернет-адрес;обязательно наличие копии свидетельства о регистрации интернет-ресурса в качестве СМИ); скриншот (снимок экрана, картинка, которая отображает то, что показывает ваш монитор) или сертификат, где указываются публикации, изданные в меж аттестационный период, включая интернет-публикации.Обратите внимание! {BC89EF96-8CEA-46FF-86C4-4CE0E7609802}5.Профессиональная активность (участие в жюри (оргкомитетах) конкурсов, в работе творческих групп, в работе консилиумов учреждений различной ведомственной принадлежности и т.п.) 1. Таблица, подтверждающая профессиональную активность педагогического работника в меж аттестационный период, заверенная руководителем учреждения (Приложение № 6)2. Выписки из протоколов, приказов, утверждающих состав профессиональной группы; копии свидетельств, распоряжений и т.д.  (Приложение № 6){5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}ГодНаименование мероприятияУровень(региональный, городской, внутри учреждения, с участием иных учреждений и пр.) Форма участия  2014 гКустовой семинар для специалистов, работающих с детьми, имеющими отклонения в развитии, по теме: «Музицирование и арттерапия как фактор поддержания и сохранения здоровья ребенка с ограниченными возможностями» на базе ГКУ СО «РЦДиПОВ «Виктория» г.о. Тольятти» Городской Докладчик 2016 Областной мастер-класс по теме: «Метод  Кондуктивной педагогики и работа с костюмом «Атлант» в реабилитации детей в условиях современного реабилитационного Центра».  Областной Содокладчик 2016 Методический семинар по теме: «Методические аспекты коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии», доклад по теме: « Формы ДЦП и их характеристика»  Внутри учреждения Участник  «_______________________________________________________»  В составе жюри+ копии распоряжений в папку {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}ГодНаименование мероприятияУровень(региональный, городской, внутри учреждения, с участием иных учреждений и пр.) Форма участия  2016 Мастер-класс по теме: «___»Внутри учреждения  Участник2016Практико-ориентированный проект «Хлеб всему голова»Внутри учрежденияПроектировщик, организатор, ведущий  2015 Открытое занятие:«________»Внутри учреждения  Ответственный за проведение+ копии распоряжений в папку {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}6.Поощрения за профессиональную деятельность  1. Таблица, содержащая сведения о поощрениях аттестуемого в межаттестационный период, заверенная руководителем учреждения (Приложение № 7);2. Копии грамот:- _________________Копии благодарностей: - _______________________Копии документов:Копия приказа (выписка из приказа): «Об участии в проектной деятельности»Копии удостоверений о награждении (не более пяти копий):- ________________________  (Приложение № 7);Поощрения за профессиональную деятельность{B301B821-A1FF-4177-AEE7-76D212191A09} Год  Форма поощрения   Уровень(федеральный, региональный, городской и пр.)  2013 Благодарственное письмо губернатора Самарской области областной      Руководитель учреждения ______________________________________ / ________________________/МП Все материалы портфолио предоставляются на бумажном носителе: текст - шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал – полуторный (кроме таблиц). Подготовленные документы и материалы по каждому из показателей вкладываются в папку-скоросшиватель в твердом переплете, каждый лист (А-4) подшивается с помощью дырокола (без файлов и скрепок). Документы предоставляются в копиях, заверенных руководителем образовательной организации. Портфолио аттестуемому не возвращается, отзыв на портфолио не дается.  Оформление портфолио