Статья Применение схем и таблиц на уроках истории как способ эффективного восприятия материала


Применение схем и таблиц на уроках истории как способ эффективного восприятия материала.
Почему я обратилась к данной теме?
1.На мой взгляд, одно из самых важных современных умений студентов - это умение кодировать определенный объём информации.
2. Показать, что такой способ фиксации материала является альтернативой традиционному конспектированию, которому большинство учащихся привыкло в школе.
Цель исследования: определить значимость схем и таблиц на уроках истории, показать эффективность их применения.
Особенности применения опорных схем на уроках истории рассматривается малым количеством ученых - историков. Изучением данной проблемы занимались такие выдающиеся педагоги-историки, как Оберман В. Я. (опорные конспекты и схемы на уроках истории) и М.Т. Студеникин (использование опорных схем в методике обучения истории).
Схемы – графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками – геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.
С чего начинать работу над схемами?
Необходимо определить, владеют ли студентов таким видом деятельности как составление схем.
Построить простейшую схему и на ее примере объяснить принцип ее составления и работы с ней.
Обучить правильному чтению схемы: от главного (целого, общего) к второстепенному или наоборот (от частного к общему).
Самостоятельно составить схему.
Система опорных схем интересна тем, что позволяет удачно сочетать  новые подходы к обучению. Работа по  схемам, составление их при непосредственном участии преподавателя приводит к тому, что на определенном этапе даже слабоуспевающие   студенты могут учиться самостоятельно связно излагать материал.
Суть системы работы с опорными схемами  заключается в усвоении знаний на основе их многократного повторения, схема активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность студентов.
При некотором сходстве, таблицы и схемы имеют ярко выраженные различия.
Таблицы – «синтетический материал изучаемой темы», графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися. В таблицах, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений.
Таблицы  подразделяют на:
Тематические
Сравнительные
Хронологические
Синхронистические
Ниже приводятся примеры разных типов таблиц.
Тема: Внешняя политика России до 1812 г.
направление Цель России Основные события
Россия + Кавказ Россия + Европа Россия + Турция Тема: Модели экономического развития после 1917 года.
Линия сравнения Военный коммунизм НЭП
Главная экономическая задача Сельское хозяйство Промышленность Трудовые отношения Товарно – денежные отношения Тема: СССР во Второй Мировой войне. Антигитлеровская коалиция
Конференции, дата проведения Страны - участники Итоги работы, принятые решения
Тегеранская Ялтинская Потсдамская Схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они помещают информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таблиц студент совершает логические операции – анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически обобщить.