Тема исследовательской работы: «Здоровый образ жизни как условие полноценного развития подростка»


Фурмановский технический колледжЗдоровый образ жизни как условие полноценного развития подростка Рассмотреть теоретические вопросы влияния здорового образа жизни на развитие подростка. Процесс полноценного развития подростка. Раскрыть понятие «Здоровый образ жизни».Рассмотреть состояние здоровья современного подростка.Выявить пути приобщения подростка к здоровому образу жизни. Здоровье населения – высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь, детей. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);оптимальный двигательный режим;рациональное питание;закаливание;личная гигиена;положительные эмоции. Здоровье населения зависит от ряда факторов: от образа жизни — 50% от генетических факторов — 20% от работы органов здравоохранения — 10% от состояния окружающей среды — 20% В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Процесс формирования здорового образа жизни среди детей будет эффективным при условии, если:учитывать возрастные особенности детей;создать условия для формирования здорового образа жизни;совершенствовать формы работы по формированию здорового образа жизни.. Мы видим, что здоровье зависит от нас самих. Здоровье держится на трех «китах»:рациональном питаниифизической активности;психическом комфорте. Здоровье сберегающие технологии - системно организованная деятельность, направленная на педагогов, медиков и других специалистов колледжа, защиту здоровья обучающихся и своего собственного от неблагоприятного воздействия факторов, связанных с образовательным процессом и пребыванием в колледже.  Подготовка подростков к жизни и труду – одна из главных целей физического воспитания.Наиболее ценное средство воспитания подростков – подвижная игра, где не такие жесткие правила, как в спортивных играх.Воспитание положительных привычек у подростка начинается с приучения его к дисциплине и строгому порядку. · Информационно-просветительскую работу с подростками – повышение уровня их грамотности в вопросах защиты от вредных для здоровья факторов природной среды (на уроках биологии, экологии, валеологии путем интеграции этих вопросов в предметное содержание других курсов); ·Воспитательную работу по формированию экологической культуры подростков (работа на пришкольном участке, озеленение и уборка территории, во время турпоходов, специальных акции по защите природы и т.д.);  Поэтому задача колледжа по защите здоровья подростков от неблагоприятных экологических факторов и приобщению их к здоровому образу жизни включает:  Повышение уровня адаптационных возможностей, «наращивание» защитных ресурсов организма, позволяющих противостоять патогенным воздействиям;    Создание в образовательном учреждении условии, хотя бы частично нейтрализующих патогенное воздействие факторов окружающей среды (дополнительная очистка воды для пищеблока, очистка воздуха в классных помещениях, грамотное озеленение территории и помещения колледжа).  раскрыто понятие «Здоровый образ жизни»;рассмотрено состояние здоровья современного подростка;предложены пути приобщения подростка к здоровому образу жизни. Амосов Н.М., «Раздумья о здоровье». – М., 1987 Антропова М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. – М., 1974. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. – М., 1997.Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. – Киев: Здоровье, Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания. – М., Просвещение, 1986.Винокурова Н. Ф., Трушин В. В., Глобальная экология. – М., Просвещение, 1990Гигиена детей и подростков./Под ред. Г.И. Сердюковской и А.Г. Сухарева. - М., Медицина, 1986. Государственный образовательный стандарт «Безопасность жизнедеятельности» высшего педагогического образования (ГОС ВПО). - М., 2000Дразунов Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте//Вопросы психологии. 1972Здоровый образ жизни – залог здоровья./Сост. Профессор Ф.Г. Мурзакаев. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987Ильющенков В.В., Берсенева Т.А. Здоровье и образование. – СПЕ., 1993Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья: Введение в общую и прикладную валеологию. – М., 2000Калинова Г.С., Мячкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников//Человек. Культура. Здоровье, - М.:Ковалев А.Г. Психология личности. – М.. 1970 Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – М.: «ВАКО», 2004.Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М., 1986.Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетии. – М.. 2001.Лаптев А.П. Береги здоровье смолоду – .М., Медицина, 1988.Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведении. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2002.Популярная медицинская энциклопедия (гл. ред. В.И. Покровский) . – М., 1997Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М.,1988.Семейное воспитание. Краткий словарь/Сост. Н.В. Гребенщиков, Л.В. Ковинько. – М., 1990.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.. Советский энциклопедический словарь. – М., 1980Формирование здорового образа жизни российских подростков. – М., 2002.Шаповаленко М.А., Возрастная психология. М.; 2003