Обучение первоклассников работе в паре


Парная работа на уроках у младших школьников
На разных этапах профессиональной деятельности эффективными бывают и разные методы работы с детьми. Опытным путём отсеиваются менее эффективные формы работы, и по крупицам собирается и применяется все более плодотворное и результативное, приносящее удовлетворение в работе и мне, и детям.
В 1-2 классе лучше всего делить детей на пары или тройки. Три года назад я стала применять эпизодически парную работу, а затем уже внедряла её и в групповую работу с временными творческими группами. Со временем этот вид работы стал необходимостью, так как давал развитие: детям необходимо правильно сформулировать вопрос и выразительно адресовать его своему напарнику, затем поменяться ролями. Приучая ребят к парной работе, я сначала сама строю вопросы и ответы на них в карточке, разделённой для этого на две части, детям отводится репродуктивная роль. Такая карточка позволяет проверить детям свои и чужие знания по данной теме. Более сложной бывает работа на следующем этапе, когда при подведении итогов работы на определённом этапе или маршруте я ставлю перед детьми задачу:
-сформулировать вопрос к первому правилу;
-найти ответ на этот вопрос в тексте правила
-подобрать пример на данное правило;
-записать данную пару « вопрос-ответ» для парной работы для тех, кому трудно ещё самому подготовить такую пару.
Так рождается этап за этапом цепочка вопросов и ответов. В классе есть пары, которые могут сформулировать только одну такую пару. И всегда находится такая пара, которая способна сделать вывод в вопросно-ответной форме при подведении общего итога урока.
С помощью парной работы достигается и личностный рост ученика, осознание не только своего успеха, но и успеха того, с кем он связан в парной или групповой работе. Консультанту доверяется контроль за деятельностью одного или нескольких учеников, предположительное оценивание их деятельности. Сам же консультант контролируется учителем сразу же или при предварительной подготовке ещё задолго до данного урока. Ученик, который неоднократно достигал уровня консультанта, на уроках, целиком посвящённых групповой работе, входит в аналитический центр, состоящий из наиболее зарекомендовавших себя учеников. Функции ученика в аналитическом центре разнообразны. Это зависит от того, ролевая это игра, или исследование новой темы, правила, проверка дом. здания, теста в конце урока или тренажёра.
На уроках хорошо заметны дети, которым комфортно работать одним, и дети, которые в тандеме способны проявить себя гораздо шире и глубже. Замечательно, что ребята, приложившие немало усилий и создавшие в паре аппликацию или иную поделку, никогда не разделяют при анализе общих достижений на своё и чужое. Они говорят: « Мы это сделали вместе». На уроках творческого плана консультанты объединяются в жюри. Это тоже немаловажно для личностного роста детей, их успешности.
В парах можно читать, писать словарные диктанты, проверять друг у друга работы на предмет орфографической зоркости и каллиграфии, придумывать условие своей задачи и формулировать несколько вопросов к данному условию, решать задачи и примеры разными способами на скорость, выполнять и составлять тесты, проверять друг у друга знание таблицы умножения и состав чисел. На уроках использую много разных игр в парах:
« Найди соответствие»
« Магические квадраты»
« Математическая мозаика»
« Продолжи цепочку»
В парах интересно работать над фольклором. Кто больше загадает друг другу загадок, назовёт пословиц, вспомнит чистоговорок или скороговорок.
Как показывает опыт, начинать следует с организации парной работы как самой простой, затем включать единую и, наконец, дифференцированную групповую. Мы начинаем вводить элементы групповой работы уже с первых дней учебы детей в школе и заметили, что первоклассникам интересно работать в паре со своим товарищем. Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь. Мы систематически подбираем задания для выполнения в паре.
Например, при изучении состава числа "8" в 1 классе, обращались к классу: "Ученики, сидящие слева, положите 8 палочек, разделите палочки со своим товарищем так, чтобы у каждого палочек было поровну. Покажите, сколько палочек у каждого. А сколько палочек у тебя и твоего товарища вместе? Как узнали? Значит, 8=4+4. А теперь разделите палочки со своим товарищем так, чтобы у одного палочек было меньше, а у другого больше. Покажите, по сколько палочек у каждого. Значит, 8=3+5; 8=1+7".
Другой пример работы, которую выполняют два ученика. Учитель, обращаясь к классу, объясняет условия работы: "Сейчас проведем математический диктант, в ходе которого повторим нумерацию чисел в пределах 100. Вы будете работать в паре со своим товарищем. Задания предлагаю в двух вариантах. Задания второго варианта исходят из ответов первого варианта. Работая в паре, можно и нужно помогать своему товарищу".
Содержание математического диктанта включает следующие задания:
Вариант I. Запиши число 100Вариант II. Запиши число, предыдущее этому числу.
Вариант I. Запиши число на 1 меньше, чем 60.Вариант II. Запиши, сколько в полученном числе десятков.
Вариант I. Запиши число на 1 больше, чем 78.Вариант II. Запиши, сколько в полученном числе единиц первого разряда.
Вариант I. Запиши число, состоящее из 3 дес. и 6 ед.Вариант II. Запиши число, следующее за этим числом.
Вариант I. Запиши наибольшее двузначное число.Вариант II. Представь полученное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Стараемся подбирать такие задания, чтобы элементы групповой формы работы носили занимательный характер. Например: "Дети, с Буратино случилась беда. Он держал в одной руке примеры с одинаковым ответом, а в другой - с разными. Он так спешил к нам на урок, что упал и все примеры рассыпал. Помогите Буратино". На доске записаны примеры:
73-70 43+50
38+20 90-30
60-2 49-30
56+2 18+40
Предлагаем детям работать в паре. Один будет решать примеры на сложение, а другой - на вычитание, а потом один будет выписывать примеры с одинаковым ответом, а другой - с разными.
Используем элементы групповой формы работы и при объяснении нового материала. Так, при знакомстве с темой "Прибавление числа к сумме разными способами" работу над новым материалом строим следующим образом: "Прочитайте выражение, записанное на доске: (4 + 3) + 2 Как называются числа при сложении? Изобразим наглядно числа, которые даны в примере. Ученики, сидящие слева, положите 4 треугольника (первое слагаемое), ученики, сидящие справа, - 3 квадрата (второе слагаемое), а посередине стола положите 2 кружка. Придвиньте к 4 треугольникам 3 квадрата. Посчитайте, сколько всего квадратов и треугольников. Придвиньте к ним 2 кружка. Сколько всего геометрических фигур? (одновременно запись на доске: (4 + 3) + 2 = 7 + 2 = 9.) Объясните решение. Правильно. Сначала вычислили сумму и к полученному результату прибавили число 2. А теперь придвиньте к 4 треугольникам 2 кружка. Сколько вместе треугольников и кружков? Придвиньте к ним еще 3 квадрата. Сколько всего геометрических фигур? (Одновременно запись на доске: (4 + 2) + 3 = 6 + 3 = 9.) Объясните решение. Правильно. Прибавили число 2 к первому слагаемому и полученный результат сложили со вторым слагаемым".