Конспект внеклассного мероприятия на тему Семейные традиции


Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания
«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей,
г. Братска»
КТД
ТЕМА: «Семейные традиции»
Воспитатель Ельцова И. А.
Г. БРАТСК

Тема: Семейные традиции
Цели:
1Расширять знания о наиболее распространенных традициях русского народа
2 Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.
3.Воспитывать любовь к родным людям, уважение к старшему поколению.
Оборудование: листы бумаги, карандаши, схемы с генеалогическим деревом. Ромашка с разрезанными лепестками.
Ход занятия
УЗ № 1 Постановка целей и задач, орг. момент.
1 Ведущий: «Семья - один из шедевров природы»,- говорил Джордж Сантаяна. Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт».
Чтение стихотворения 
1 человек
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
2 человек
Семья - Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе.
 1 Ведущий: Сегодня наш разговор о семье, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто  дорог вам больше всего на свете.
Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
УЗ № 2 Дети делятся с традициями своих семей.
2 Ведущий: Что такое семейные традиции? (ответы детей).
Семейные традиции – это нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, передающиеся из поколения в поколение.
Ребята, расскажите, какие традиции есть в вашей семье.
УЗ№ 3 Рисование генеалогического дерева
2 Ведущий: Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную.
Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.
Ребята, а вы знаете своих дедушек и бабушек?
Посмотрите, на доске написано слово «Генеалогия». Кто может объяснить значение этого слова? (В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.
Человек всегда чтил своих предков).Мы с вами сейчас попытаемся  составить свои родословные. У каждого на столе лежит «генеалогическое дерево». Вам надо расписать своих родственников. У кого получится самое развесистое дерево, тот расскажет о своей семье.
Дети рисуют генеалогические деревья, после рассказывают ребятам родословную своей семьи).Одной из традиций было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.
УЗ № 3 Задание: собрать пословицы из частей, объяснить их смысл.
1 Ведущий. Ребята, перед вами пословицы. Они перепутались. Ваша задача, собрать их и объяснить смысл пословиц.
Семье, где помогают друг другу,
беды не страшны
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Сестра с сестрою, как река с водою.
Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.
Согласье в семье — богатство.
(Дети собирают пословицы, объясняют их смысл).
УЗ № 4 Знакомство с традициями русского народа
2 Ведущий.
Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии портных, пекарей, сапожников, военных. Строителей, артистов, учителей…
Ребята, у кого - нибудь из вас есть такое, что родственники занимаются одним делом?
Существует традиция называть детей в честь  кого – то из членов семьи.
Человек рождается, получает имя. Ребенку дают имя такое, какое им нравится, либо же в честь родственников.
Существует традиция - собирать и хранить семейные фотографии.
Традиция  эта очень важная. Во время войны люди брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии  дорогих людей.
У многих дома хранятся станинные вещи. Человека уже нет, но, а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.
История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.
Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.
За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.
Отмечать семейные праздники – то же традиция.
Какие праздники отмечают в вашей семье? Учащиеся по желанию рассказывают, как в их семье отмечают праздники.
УЗ № 5 Чтение притчи «Тепло семейного очага»
2 Ведущий:
Тепло семейного очага
Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.
«Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.»«Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.
Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.
Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и получил мальчик велосипед.
И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».
И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!
В чем урок притчи? Актуально ли это сегодня?
УЗ № 6 Составление ромашки семейных ценностей
1 Ведущий: Напишите на листочках, которые лежат у вас на партах ценности, которые служат объединению семьи, опираясь на смысл прочитанных Вами притч.
А теперь приклеим лепестки к  ромашке.
УЗ № 7 Подведение итогов.
Ребята, что нового вы узнали на занятии?
Какой должна быть семья?