Выступление Результаты мониторинга речевых нарушений первоклассников



Специфика речевых нарушений первоклассника.
Результаты мониторинга речевых нарушений первоклассников (2015-2016 уч.г.)
учитель-логопед
МБОУ СОШ № 1 г. Анадыря
Петренко Людмила Николаевна
Не секрет, что хорошая речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе. Кому не известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.
Как показывает практика, на современном этапе остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Если в 2013 г. при обследовании речи в нашей школе выявлялось около 30% первоклассников с нарушениями речи, то в этом году это число возросло до 55 %.
Речевые нарушения первоклассников разнообразны. Среди всех речевых дефектов общее нарушение речи и фонетико-фонематическое недоразвитие фонетический дефект являются наиболее распространёнными. И именно эти нарушения приводят к возникновению нарушений чтения и письма у школьников. Также увеличивается количество детей, имеющих кроме речевого диагноза другие заболевания.. Например, нарушения речи сочетаются с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения,нарушениями общей и мелкой моторики, неврологическими проблемами. Также участились случаи стертой формы дизартрии, которые за 2 года занятий в речевой группе детского сада не устранились.
Одной из причин увеличения числа первоклассников с нарушениями речи является неохваченность значительной части детей целенаправленной коррекционной логопедической работой. Не в каждом детском саду или группе есть логопед. Так детских садах «Ладушки « и «Парус» ставки логопеда вакантны. Таким образом детский сад не в полном объеме выполняет образовательные услуги. Далеко не все родители внимательны к речи своего ребенка и своевременно обращаются за помощью к логопеду, а там где вакансия логопеда не требуют от администрации заполнения вакансии. Позднее обращение родителей детей за помощью к логопеду в 6-7 лет неблагоприятно влияет на результаты коррекции. Это приводит к тому, что дети приходят в школу с нарушениями речи. Чаще всего, с такими детьми логопедическая работа начинается лишь в школе.
В развитии речи детей следует делать упор на просветительскую работу с родителями дошкольников. Разъяснять им о важности своевременного обращения к логопеду, если в садике нет логопеда. Посоветовать родителям в отпускной период обратиться к логопедам в ЦРС.
Поэтому в плане преемственности детских садов города и нашей школы хочу внести такое предложение. Было бы полезно приглашать на родительские собрания в детских садах школьных логопедов. Это нужно для того, чтобы школьные логопеды рассказали родителям , какие трудности могут возникнуть у детей в школе, насколько они серьезны, и что надо делать, чтобы их не допустить. Тогда родители будут более внимательны к речи своего ребенка, лишний раз приведут его на консультацию к логопеду или будут внимательны к советам логопеда д/с и выполнять логопедические задания. Подобные встречи родителей дошкольников и школьного логопеда полезно проводить не только в подготовительной группе, но и в старшей, чтобы у родителей было достаточно времени в запасе.(Выписка из решения заседания Круглого стола работников ДОУ г. Анадырь и учителей начальных классов школы № 1 г.Анадырь - Логопедам школы во второй половине учебного 2015- 2016
года посетить родительские собрания в детских садах города и проконсультировать родителей по вопросу своевременной коррекции речи дошкольников.)