Конспект урока музыки 6 класс Красота и правда музыки И.С. Баха

6 класс III четверть.

Тема урока: «Красота и правда музыки И.С. Баха»
Цель урока: Доказать, что сила музыки И.С. Баха в жизненной силе, в желании сделать человека благородным, свободным, гордым.
Задачи: - закрепить перед учащимися мысль, что между искусством разных народов мира нет непереходимых границ. Выявить черты стиля композитора. Показать взаимосвязь музыки с жизнью.
- воспитать эмоционально-ценностное отношение к музыке; музыкальную культуру учащихся; любовь к жизни; слушательскую и исполнительскую культуру; духовно-нравственную культуру;
- развить навык вслушивания в музыку; любовь к музыке; музыкальные способности учащихся (музыкальный слух, музыкальная память); певческий голос; артистические способности; творческое воображение; умение понимать и сопереживать музыку, выразительно и эмоционально исполняя ее.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и приемы: индукции и дедукции; ретроспективы и перспективы; наглядный; словесный; исследование; беседа; слушание и исполнение музыки.
Музыкальный материал: 1. «Шутка» И.С. Бах.
Оборудование: фортепиано, ноты, CD диск, портрет Баха, доска, магниты, маркер, карточки – оценки, таблички «орган», «полифония», «фуга».
ТСО: DVD, TV.

Ход урока
I. Вход в класс. На экране тема урока и портрет Бетховена. Организационный момент. Приветствие.
II. Ведение в тему урока.
У:- Среди достопримечательностей Лейпцига, одного из крупнейших городов Германии, особое место занимает церковь Святого Фомы (фото на доске). Эта церковь прославилась тем, что 250 лет назад во время богослужения в этой церкви хором и оркестром управлял великий немецкий музыкант И.-С.Бах. Вся создавшаяся после Баха музыка, вплоть до наших дней, глубокими корнями уходит в его творчество. Бах стремился своей музыкой пробудить в людях живые человеческие чувства и писал музыку, какую ему подсказывало сердце, - человеческую, одухотворенную живыми мыслями и глубокими чувствами.
Служба в церкви Св. Фомы была нелегкой: помимо управления церковной школой, и каждую субботу сочинять по новой кантате.
Любимым инструментом Баха был орган – величественный, могучий инструмент, соревноваться с которым было трудно даже большому симфоническому оркестру. (На доске фото органа.)
Для органа Бах писал много прекрасных произведений, в которых со всей полнотой выразилось его стремление поднять, возвысить, облагородить человека, сделать его свободным и смелым.
III. Работа по теме урока.
1. Рассказ учителя о фуге.
У:- Сегодня прозвучит одно из прекраснейших произведений Баха – Органная фуга (на доске табличка «фуга»). Это полифоническое произведение (табличка «полифония», т.е. многоголосное). В фуге много голосов. Все голоса важны одинаково. Они появляются в разных регистрах, они все время развиваются, то расходясь, то оставаясь по одному, по два, то объединяясь в единую мощную звучность. Фуги бывают и большие и маленькие, могут состоять из двух, трех, четырех, пяти и даже шести голосов. Они пишутся и для хора, и для оркестра, и для органа, и для фортепиано.
Вслушайтесь в начальную интонацию фуги, которая сегодня прозвучит (учитель показывает начало фуги), дайте ей характеристику.
Д:- Музыка задумчивая, мечтательная, спокойная, негромкая
У:- Теперь послушаем фугу, которая вырастает из этой интонации. Проследите за ее развитием.
2. Звучит органная фуга соль минор Баха.
Д:- Эта тема разрастается, ширится, растет и звучит уже величественно, громко, очень утвердительно.
У:- Как голоса относятся друг к другу?
Д:- Они спокойно беседуют, не спорят, то по отдельности, то вместе разговаривают. Как старые друзья.
3. «Весенняя песня» Баха.
У:- Помимо музыки для органа, оркестра, отдельных инструментов, Бах создал много песен, по характеру своему близких к немецкой народной песне. Вы услышите и разучите сегодня «Весеннюю песню» Баха. Для мелодии этой песни характерно то, что все шесть фраз, из которых она состоит, близки друг другу по характеру и вместе с тем ни одна из них не повторяет другую. Мелодия эта словно непрерывно разворачивается, развивая несколько основных интонаций. (Звучит песня.)
У:- Понравилась песня? Давайте разучим ее. (Разучивание песни.)
IV. Обобщение темы урока.
У:- Согласитесь ли вы с тем, что музыка Баха понятна нам сегодня, и потому ее можно назвать современной?
Д:- Да. Она понятна и современна.
У:- Нужна ли нам сегодня такая музыка? Ответ поясните.
Д:- Да. Эта музыка может научить слушать и понимать друг друга, уважать и любить. Она приведет нас к миру.
У:- Можно назвать ее красивой?
Д:- Да. Красивая музыка
У:- Правдиво ли композитор передал чувства покоя, уравновешенности, размышления, спокойной беседы?
Д:- Да.
У:- Значит ли, что она искренняя?
Д:- Да.
У:- Красота и правдивость - вот две составляющие музыки Баха.
V. Итог урока.
1. Домашнее задание по выбору:
-подготовить сообщение «Творческий портрет И.–С.Баха»;
-оформить презентацию «Творческий портрет И.-С.Баха».
2. Выставление оценок.
3. Прощальная попевка.
4. Выход из класса.

15