Вечер классической музыки «Весенние голоса»


Цель: развивать точность, прочность запоминания. Формировать полноту воспроизведённого словестного материала. Умение пользоваться плановым ответом. Работать над укреплением памяти, развитие слуховых восприятий. Воспитывать любовь к музыке, желание её слушать.
Ход вечера.
Зал оформлен по - весеннему.
Ребята, сегодня у нас в гостях будет одна из самых прекрасных фей волшебниц. А зовут эту фею музыка. А чему будет посвящена наша музыка, вы мне сейчас расскажете сами. Я вам сейчас загадаю загадку, вы внимательно послушайте и скажите о чём эта загадка
Читаю загадку:
Пришла, улыбнулась
Утихли метели
Позванивать стал колокольчик капели
Река пробудилась, растаяли льды
Наряд белоснежный, покинул сады.
Дети отгадывают, говорят, что это весна. Да, конечно же, это весна. А кто мне назовёт, признаки весны? (тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы и т.д.)
«Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется, листвою.» ( А. Плещеев)
А каких перелётных птиц вы знаете?
(грач, скворец, ласточки, жаворонки и т. д.)
Рассматриваем этих птиц на картинках. А вы слышали, как поют птицы? (слушаем пение птиц в записи)
Ребята как вы думаете, чему рады птицы? Да, конечно, они радуются приходу весны, тёплому солнышку:
«Вот и кончилась зима!
От такого счастья
Воробьи сошли с ума
Всем горланят «Здрасте!»
Очень много в народе складывается песен, поговорок о птицах: (рассказывают 2 детей)
-Ласточка, ласточка
Милая касаточка
Ты где была,
Ты с чем пришла?
За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу весну красу.
Дети называют народные приметы, пословицы, поговорки:
«Увидел грача – весну встречай», «Грач на горе – весна на дворе», «Апрельский скворец – весны гонец», «Ласточка прилетела – скоро гром загремит».
Очень много поэтов посвятили свои стихи весне. Давайте сейчас и мы с вами почитаем стихи о весне (Дети читают знакомые стихи о весне).
Но есть ещё люди, которые пишут музыку к стихам и получаются песни, которые мы поём. Кто знает: кто эти люди, как их называют? Да, ребята, это композиторы. Композитор своей музыкой передаёт своё настроение, может передать красоту природы.
Великий русский композитор П. И. Чайковский, написал музыку к каждому времени года, к каждому месяцу.
Марту он посвятил «Песню жаворонка». Когда появляются первые проталины, можно услышать звонкую песню этой неутомимой птички. Трепеща крылышками, жаворонок поднимается всё выше и выше и подолгу задерживается в воздухе, как бы остановившись на месте
«На солнце тёмный лес зардел
В долине пар белеет тонкий
И песню раннюю замел
В лазури жаворонок звонкий
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая
Весна пришла к нам молодая
Я здесь пою приход весны…»
Высокая, звонкая песня. Верно, жаворонок раньше всех о весне услышал и поёт об этом в своей песне. А сейчас слово музыке
«Тихо, тихо рядом сядем
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг
Плещут волны речки пенной
Чутко дремлют лес и луг
Вдаль бегут степные тропки
Тают в дымке голубой
Это музыка торопит
И ведёт их за собой».
(Дети слушают песню жаворонка П.И. Чайковского в грамзаписи)
После прослушивания спросить, услышали ли дети в музыке песню жаворонка. Затем предложить, послушать музыку, посвящённую месяцу апрелю.
(Дать детям колокольчики, треугольник.)
Дети подыгрывают оркестру. А что вы, ребята, услышали в этой музыке? (пение птиц, журчание ручья, и т.д.)
Читаю стихотворение:
«Весна – веснушка»
Пришла весна – веснушка
Весёлая гостюшка,
Водяная, ветреная
Травяная, солнечная.
Дождиком в окошко –
Стук, стук, стук!
Травкой у порожка –
Шух, шух, шух!
Ручейком в канавушках-
Жур, жур, жур!
Стали дни погожие
Вот и мы, знать, дожили
До весны, до веснушки,
До весёлой гостьюшки.
Вот так описала природу весной поэтесса Н.Саконская. А композитор И.Штраус написал лёгкий, чарующий вальс.
(Дети слушают вальс И.Штрауса. Желающие танцуют вальс). После прослушивания спросить о характере музыки, о чувствах, которые она вызывает.
Но не все дни весной бывают такими яркими, солнечными. Не всегда беспечно поют птицы, порхают бабочки, мотыльки.
Каким бывает весной день, рассказал в своей музыке итальянский композитор А. Вивальди. Внимательно послушайте музыку.
Перед прослушиванием каждой части концерта «Весна» А. Вивальди читается стихотворение (в форме сонета)
Приход весны, встречая звонким пеньем,
Летают птички в голубых просторах,
И слышен плеск ручья и листьев шорох.
Но вот грохочет гром, и молний стрелы
Шлют небеса, внезапной мглой одеты,
И это всё – весенних дней приметы!
Утихла буря, небо просветлело,
И вновь кружит над нами птичья стая,
Весёлым пеньем воздух оглашая.
После прослушивания спросить у детей, что представили они себе, слушая эту музыку.
«Концерт окончен
Музыка вдруг смолкла
Но так ли это?
Кажется, сейчас она звучит
И будет долго, долго
Ещё звучать для каждого из нас
И будет звать в неведомые дали,
Звенеть, искриться радугой – дугой,
Как будто нам «Жар-птицу в руки дали
И напоили всех «живой водой»
Такой могучей, сказочной силой
Порой бывает музыка наша.
Что кажется, как солнце негасимой,
Как океан, безбрежною она…
Тот каждый день с волненьем будет ждать
Когда мы вместе дверь в страну мелодий
Ключом скрипичным отомкнём опять».
Наша встреча с прекрасной музыкой подошла к концу. Как называют людей, которые пишут музыку? С какими композиторами и их произведениями мы сегодня познакомились?
Какому времени года они посвящены? Дать оценку клубному часу.