Статья Компетентностный подход в профессиональном образовании

Направление: Компетентностный подход в профессиональном образовании
Тема: Компетентностный подход. Проблемы и пути решения.
Автор: Мурзина Оксана Алексеевна, преподаватель русского языка и литературы Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Канашский строительный техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, г. Канаш


Вступление России в европейское образовательное пространство и ратификация Болонского соглашения ознаменовали собой переход в профессиональном образовании от квалификационного подхода к компетентностно-ориентированному. Именно на последнем ФГОС третьего поколения, которые являются основой формирования новой модели выпускника профессионального образовательного учреждения. В настоящее время заметен существенный разрыв между требованиями работодателей на рынке труда и знаниями, навыками и умениями, которые получают молодые специалисты в процессе обучения.
Многие выпускники техникумов не могут найти работу по специальности, при поступлении на работу они нуждаются в переобучении, а более половины работодателей не готовы платить за переобучение молодого специалиста. Таким образом, можно констатировать, что существующая система в профессиональном образовании не справляется с задачей подготовки кадров в соответствии с быстроменяющимися требованиями динамичного рынка труда. Большинство работодателей отмечают несоответствие квалификации молодых специалистов требованиям выполняемой ими работы и ужесточают требования к качественным характеристикам выпускников техникумов. Причинами нетрудоустроеннности выпускников техникумов на рынке труда можно называть: высокие ожидания по поводу уровня заработной платы; недостаточная практическая подготовка; нежелание начать карьеру с низовых ступеней; психологическая неготовность к работе; завышенная оценка личного профессионального потенциала; неумение представить себя на собеседовании; недостаточная теоретическая подготовка.
Данные причины обусловлены как существующими недостатками в СПО, так и субъективными характеристиками самих выпускников. В системе профессионального образования в настоящее время происходит переход на образовательные стандарты нового поколения, идеологической основой которых выступает компетентностный подход. Поэтому, развитие компетенций является главной целью профессионального образования. В этой связи основными целями среднего профессионального образования являются: подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня, конкурентоспособного на рынке труда, владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов. Компетенция служит для обозначения интегрированных характеристик уровня подготовки выпускника, т.к. тесты на знание предмета и дипломы не гарантируют его успешности в профессиональной деятельности, необходимо разрабатывать альтернативный компетентностный подход, позволяющий:
а) перейти в профессиональном образовании от его ориентации на воспроизводство знаний к их применению и организации;
б) "снять" диктат объекта (предмета) труда, но не игнорировать его;
в) положить в основание стратегию повышения гибкости, что в первую очередь связано с расширением возможностей трудоустройства и адаптацией на производстве;
г) поставить во главу угла междисциплинарно-интегрированные требования к результату образовательного процесса;
д) увязать более тесно цели образования с ситуациями применимости (используемости) в мире труда;
е) ориентировать человеческую деятельность на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций.
Под "компетенцией" выпускника СПО, как представляется, следует понимать способность применять знания и умения, полученные при освоении основной образовательной программы, и успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в профессиональной области. Данная группа компетенций является базовой, без которой конкурентоспособность невозможна, однако и не гарантирована.
Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании способствует достижению его основной цели - подготовке квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, обладающего интегрированными знаниями, умениями и навыками, конкурентоспособного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
В формате ФГОС СПО результаты обучения описываются через знания, умения, владения. При этом «владения» как инновационный компонент результатов обучения включают навыки и опыт деятельности.
Практически все исследователи компетентностного подхода стремятся описать желаемый результат образования не одной, а несколькими (базовыми, ключевыми и др.) компетентностями. В структуре профессиональной компетентности будущего специалиста можно выделить ключевые, базовые (общепрофессиональные) и специальные компетентности. Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстроменяющемся мире и проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации и коммуникации. Базовые (общепрофессиональные) компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности. Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области учебного предмета, конкретной области профессиональной деятельности. Причем все три вида компетентности взаимосвязаны и развиваются одновременно. Востребованность компетентностного подхода в профессиональной подготовке специалистов обусловлена в первую очередь тем, что современная экономика ориентирована на кадры, которые намного превосходят показатели образования большинства выпускников высшей школы. Более значимыми и эффективными для успешной профессиональной деятельности являются не разрозненные знания и умения, а обобщенные качества, проявляющиеся в умении решать жизненные и профессиональные проблемы. Соответственно, компетенция предъявляется работодателями и обществом в виде некоторых специфических ожиданий, связанных с профессиональной деятельностью выпускника.
Переход к компетентностному подходу при разработке государственных образовательных стандартов СПО является своевременным и необходимым, так как интегративная оценка качества подготовки специалистов может быть наиболее полно получена только при определении его компетентности как критерия готовности к профессиональной деятельности. Важно изменение самой логики целеполагания образовательного процесса: не что знать, а что и как уметь. Поэтому, компетентностный подход и «размытие» уровней профессионального образования при подготовке квалифицированных специалистов требует разработки модульных учебных планов и программ. Каждый модуль должен быть автономным, привязанным к определенному виду профессиональной деятельности и уровню квалификации в соответствии с потребностями рынка труда.
Таким образом, профессиональная компетентность специалиста, определяемая как его готовность и способность принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности на основе интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволит будущему специалисту эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность, обеспечит ему конкурентоспособность и уверенность в собственных силах.
В условиях активного внедрения современных технологий в образовательный процесс особо остро встает также проблема подготовки преподавателей к использованию современных коммуникационных и интернет-технологий в профессиональной деятельности. Для этого необходимо решить ряд проблем экономического, организационного, методического и психологического характера. При освоении нового вида деятельности у некоторых преподавателей возникают различного рода барьеры, вызванные простым человеческим страхом перед чем-то новым, неизвестным. Преподаватель СПО в первую очередь должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: понимать сущность и социальную значимость своей профессии; проявлять к ней устойчивый интерес, организовывать собственную деятельность; определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством; брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности; использовать в профессиональной деятельности личностные, межпредметные, предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в профессиональной деятельности; использовать результаты освоения предметных областей и основной образовательной программы основного общего образования в профессиональной деятельности; использовать умения и знания учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности; использовать умения и знания профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности; использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока, применять классические и современные методы преподавания; использовать индивидуальные методы и приемы работы с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; планировать развитие профессиональных умений обучающихся.
Как показывает практика, в основном педагогами применяются такие методы и формы обучения, как лекция, лабораторная работа, практическое занятие, семинар, тематические дискуссии, программированное обучение, курсовое и дипломное исследование, научно-практическая конференция, практика, презентация, составление глоссария, подготовка обзора по теме. Это так называемые классические (не имитационные) методы. Сегодня желательно внедрять в систему профессионального образования так называемые кейс-технологии - современные образовательные технологии ситуационного обучения, основанные на использовании конкретных ситуаций (анализ учебных конкретных ситуаций, имитационные упражнения, исполнение ролей, действия по инструкции, игровое проектирование, деловая игра, эксперимент). Введение этих методов предполагает глубочайшие изменения в технологиях обучения и оценки знаний студентов, организации учебного процесса, миссии и целей образовательного процесса, организационной культуре учебных заведений. Данная методика отличается от сложившейся традиционной системы образования. Ее введение связано со сломом сложившихся стереотипов, норм, стандартов правил и процедур.
Достаточно ли того, что педагог в совершенстве овладеет современными методиками и технологиями обучения? Опыт показывает, что не менее важен в профессиональной подготовке преподавателя тот ценностный багаж, носителем которого он является. Преподаватель должен быть толерантным человеком, способным уважать личность обучающегося, какими бы трудными ни были их отношения. Преподавателю важно выстраивать свои отношения со всеми участниками образовательного процесса на основе нравственных общечеловеческих ценностей. В общем виде требования к профессиональной деятельности педагога сводятся к следующему: повышение образования и квалификации, овладение новыми педагогическими технологиями, современными методами обучения, освоение ценностей общечеловеческой культуры и готовность реализовать их в учебно-воспитательном процессе. А это возможно при реализации концепции непрерывного образования в течение всей жизни, например в рамках курсов повышения квалификации.
Таким образом, у педагогов СПО должны быть сформированы основные компетенции для их успешной педагогической деятельности. А формирование этих компетенций будет успешным, если сам педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной компетентности педагога и учащегося.


Список использованных источников:
1.Как они выбирают друг друга? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.reitor.ru/ru/analitic/tress-relis/.
2.«Модельный закон о подготовке кадров с учетом потребностей рынка труда»
(Принят в г. Санкт-Петербурге 23.11.2012 Постановлением 38-9 на 38-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) //Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств.- 2013.- № 57 (часть 1). - С. 116 - 129.
3. Троицкая И.И. Компетентностный подход в профессиональной ориентации учащихся 8 - 9 классов на уроках дополнительного образования: методический аспект // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: тр. междунар. сотрудничества. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011.- Вып. 9. - С. 729 - 729.
Заголовок 115