Открыый урок по музыке 5 класс по теме: Садко — герой русских былин


Открытый урок 5 «А» класс 14.10.2015
Тема урока: Опера-былина «Садко» Н.А.Римского –Корсакова
Цель урока: помочь получить целостное представление о былине-опере «Садко»; Садко – герой эпических былин.
Задачи урока: развивать творческое восприятие; воспитывать слушательскую и певческую культуру; развивать умение исполнять песни выразительно хором, передавая характер каждой фразы; формировать нравственное и эстетическое воспитание.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: знать имя русского композитора –сказочника Н.А.Римского-Корсакова, знать что такое опера, былина, эпос, оркестр, хор, хоровые голоса
Личностные результаты: приобщить детей к высшим человеческим ценностям, развивать их духовную культуру с помощью средств музыки.
Системно-деятельностные результаты: уметь выказывать свое отношение к музыкальным произведениям.
Материальное обеспечение урока.
Для учителя: СД—проигрыватель, СД-диски, портрет композитора Н.А.Римского-Корсакова, иллюстрации по теме урока, репродукции картин И.Е.Репина «Садко в подводном царстве», М.Врубеля «Царевна Волхова».
Для учащихся: учебник музыки, тетрадь.
Межпредметные связи: русская литература, изобразительное искусство.
Планирование деятельности:
Беседа о творчестве Н.А.Римского-Корсакова.
Беседа, что такое былина, эпос, оркестр, хор, хоровые голоса, опера.
Знакомство с оперой-былиной «Садко», с персонажами оперы.
Слушание музыкальных фрагментов оперы: вступление «Океан – синее море», «Колыбельная Волховы», «Песня индийского гостя», песня Садко «Высота ль, высота поднебесная».
Ход урока.
I.Организационный момент.
Музыкальное приветствие. Перекличка учащихся. Готовность к уроку.
II. Раскрытие новой темы.
Обращаясь к этому композитору, В.Стасов писал: «Вы – новгородец: былина «Садко» - лучшая и значительнейшая былина новгородская… Там все время налицо седая русская языческая древность и элемент волшебный, сказочный, фантастический».
- О ком идет речь? Какие произведения этого композитора вам знакомы? Почему его называют композитором-сказочником?
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)- великий русский композитор, педагог, дирижер. Закончил Морской корпус. Два года занимался музыкой с М.Балакиревым и примкнул к творческому содружеству «Могучая кучка».Это знакомство было прервано 2-летним кругосветным путешествием. Из плавания вернулся обогащенный разнообразными впечатлениями, нашедшими отражение в его музыкальных произведениях.
Показывается портрет Н.А.Римского-Корсакова.

- Давайте вспомним, что такое былина?
Былина – это русское народное эпическое сказание. Передавались былины из уст в уста в течении 800 лет. Былины стали летописью русской жизни. Под мягкий аккомпанемент гуслей старцы рассказывали о героических событиях, в песнях воспевали подвиги богатырей.
Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины— «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями. Былина связана с песней, а песня играет главную роль в опере.
Показывается иллюстрация картины В.Васнецова «Гусляры», инструмент гусли.

- Что такое гусли? – многострунный щипковый русский народный инструмент. А как называется подобный инструмент у казахского народа? – Жетыген (казахские гусли).
Учитель: Каких вы знаете былинных героев?
Дети: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич

Главные герои русского эпоса – богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Они защищали родную землю от половцев, сражались с огнедышащим Змеем, Соловьем-разбойником, коварными колдунами.
Показывается картина В.Васнецова «Богатыри».
Однако самым любимым былинным героем является новгородский гусляр Садко.
- Кто такой гусляр? Музыкант, играющий на гуслях.
В былинах красочно описываются странствия гусляра на корабле по морю. Чудесные события происходят с садко в подводном царстве. Благодаря своему таланту и мастерству игры на гуслях он сумел усмирить разбушевавшееся Ильмень-озеро. Морской царь наградил Садко невиданным богатством и с почетом вернул на землю. Былины воспевают красоту русской земли и силу искусства.
- Что такое опера? Что такое либретто? Что такое симфонический оркестр? Что такое хор? Какие хоровые голоса вы знаете?
Опера – музыкально-драматический жанр, основанный на синтезе музыки, литературы, драмы.
Либретто – литературная основа крупного произведения оперы, балета, оратории.
Симфонический оркестр – большой слаженный коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах.
Хор – коллектив певцов. Хоровые голоса – бас, баритон, тенор, альт, сопрано, дискант.
Опера «Садко» занимает важное место в творчестве русского композитора Н.А.Римского-Корсакова. В опере композитор показывает жизнь народа Великого Новгорода и рассказывает об удивительных морских приключениях гусляра Садко.
Учитель: Чем же так прославился Садко?
Дети: Он был талантливым гусляром.
Учитель: Давайте познакомимся с ним поближе, в этом нам поможет опера.
Как во славном Нове-городе Был Садко, веселый молодец; Не имел он златой казны, А имел лишь гусельки яровчаты; По пирам ходил-играл Садко, Потешал купцов, людей посадских.
Садко на своем корабле отправляется в путешествие. В этом путешествии ему помогают Морской царь и его дочь Волхова-река. Когда Садко оказывается в подводном царстве, его игра очень понравилась Морскому царю. Царь предлагает Садко в жены свою дочь Волхову. Заканчивается опера благополучным возвращением гусляра в Новгород.
Старинная легенда Садко получила в опере Н.А.Римского-Корсакова новую жизнь, и русская былина вышла на сцену.
Образ Садко – это образ русского человека: ему присущи удаль молодецкая, и размах, и стремление к неизведанному. Но он же – вдохновенный певец, мастер игры на «гуслях звончатых».
III. Слушание музыки.
1.Вступление к опере «Садко» - «Океан – море синее».
Учитель:  Вступление называется «Океан – море синее». Как композитор передает характер моря?
Дети: Динамикой. Спокойное море, перекатывающиеся волны, музыка звучит на пиано, бушующее море – на форте.
Учитель: Какие инструменты симфонического оркестра помогают нам услышать «краски моря»?
Дети: Самые певучие струнные смычковые – скрипки, виолончели показывают, как одна волна набегает на другую, а медные духовые инструменты звучат как фанфары, рассказывая о силе и мощи океана.
- Как вы думаете, почему композитор дал вступлению такое название?
Конечно же, это звучащий океан! Так мерно и глухо рокочут, перекатываясь, вздымаясь и опадая, морские волны! Нет, не морские, именно океанские – спокойные, величественные, огромные. Образ спокойного, величественного океана превосходно выражает эпически-раздумчивую монотонность былинных напевов. Так уже во вступлении, композитор объединил две, казалось бы несовместимые задачи – эпическую неторопливость повествования и яркий музыкальный образ, который вводит слушателя в мир большого и красочного оперного спектакля.
2.Песня Садко «Высота ль, высота поднебесная». Садко исполняет песню и ее подхватывает народный хор. В песне поется о вольном характере русской души и раздольной русской земле.
Учитель: Скажите в какую обстановку ввела нас музыка? В реальную или сказочную?
Дети: В сказочную.
Учитель: К кому обращается в своей песне Садко?
Дети: К природе, к дубравушке, к Ильмень – озеру, к трость – дереву. Музыка его песни похожа на русскую народную протяжную песню, в которой воспевается природа
Учитель: А какой инструмент сопровождает пение героя?
Дети: Арфа
Учитель: Правильно. Звучит арфа, потому что ее звучание очень похоже на звучание гуслей, она звучит будто едва слышное журчание озера у самого бережка. Давайте попробуем напеть первые фразы песни – арии Садко.
3.Песня индийского гостя, который приглашает Садко в гости на свою родину. Очень красивая мелодия индийского гостя изображает сказочную природу Индии. Композитор посредством музыки передает характер русского народа и создает образ восточной страны.
Учитель: Как охарактеризовал Римский-Корсаков этого героя?
Дети: Образ Индийского гостя – таинственный, завораживающий. Учитель: Расскажите о музыке, используя словарь эмоций.
Дети: Музыка медленная, плавная, чарующая.
Учитель: Как называется высокий мужской голос?
Дети: Тенор.
4.Посмотрите на репродукцию М.Врубеля «Царевна Волхова».
Учитель: Познакомимся с двумя главными героями оперы:
Садко – купец, певец, гусляр, отважный путешественник-мореплаватель.
Волхова – дочь морского царя, красавица, волшебница, кудесница.
Знакомство их произошло на Ильмень – озере, во второй картине.

Учитель: В последней седьмой картине мы познакомимся еще с одной песней. На берегу Ильмень – озера спит Садко. Сквозь сон он слышит мелодию.
Учитель: Какую песню поёт наша героиня?
Дети: Мелодия очень медленная похожая на колыбельную, поет морская царевна, она фантастическая героиня
Учитель: Фантастические переливы оркестровых красок дают понять чудесное происхождение героини. Конечно же, это колыбельная Волховы.

Послушайте Колыбельную Волховы из оперы.
Похожи образы, созданные композитором и художником? Определите тембр глосса, исполняющего «Колыбельную Волховы» (Сопрано).
IV. Закрепление темы и подведение итогов урока.
Что нового вы узнали на уроке?
Что такое былина?
Назовите русских богатырей.
Кто нарисовал картины «Богатыри», «Гусляры»?
Учитель: Как вы думаете, Садко реальный герой или выдуманный?
Дети: Реальный. Это опера – былина, поэтому здесь описываются реальные события, но добавлена сказка.
Учитель: Озеро Ильмень существует на самом деле и река Волхов есть. Как в жизни наших предков сочеталось реальное и таинственное, так и у Римского – Корсакова противопоставляются два образа, два мира. Но побеждает всегда реальное, человеческое начало, а фантастические образы, принявшие на какое – то время человеческий облик и соприкоснувшиеся с людьми, возвращаются вновь в природу, т.к. обречены на невозможность соединения с людьми.
Учитель: Что, по вашему мнению, приобретает сказка, когда в ней звучит музыка?
Дети: Становится разнообразнее, интереснее. Грустные и веселые песни покорили сказочных существ, силы природы, подводное царство и принесли славу великому Новгороду.
V. Домашнее задание.
Выучить определения. Посмотреть худ.фильм «САДКО». К опере «Садко» нарисовать иллюстрацию.