Конспект урока по окружающему миру Екатерина Великая(4 класс)


Цели и задачи:
Сформировать представления о жизни в России во время правления Екатерины II;
Познакомить учащихся с личностью императрицы Екатерины Великой и военачальниками периода ее правления;
Развивать устную речь;
Развивать умения строить рассуждения, обобщать, делать выводы;
Воспитывать любовь к живописи и интерес к истории.
Оборудование: учебник окружающего мира А.А.Плешаков 4 класс, рисунки с изображением Екатерины Великой, Александра Васильевича Суворова, Федова Федоровича Ушакова, Зимнего дворца, аудиозапись.
План урока:
Орг.момент (1 мин)
Актуализация знаний(3мин):
а. кроссворд(3мин)
Самоопределение деятельности(1 мин):
а. Рассказ учителя (1мин)
Работа по теме урока(15-18мин):
а. работа со стихотворением(3мин)
б. работа с картиной(3мин)
в. Беседа(3 мин)
г. Работа по учебнику(8 мин)
Физминутка(2мин)
Продолжение работы по теме(14-15мин):
а. работа по учебнику(5мин)
б.работа в группах(6 мин)
в. Выполнение заданий(4 мин)
Рефлексия(6мин):
а. выполнение теста(3мин)
б. беседа(1мин)
Оформление доски:
Екатерина Великая

Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный момент. Здравствуйте дети сегодня я с вами проведу урок окружающего мира, меня зовут Динара Ильгизовна!
- Вот книжка на столе, а вот – тетрадь,
Не хочется играть сегодня в прядки,
И недосуг дуть на корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят уж больно важный!
Здороваются.
Смотрят все ли у них есть.
2. Актуализация знаний. Итак, вы познакомились с выдающимся ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым. А чтобы узнать, как называется тема нашего урока мы с вами должны разгадать кроссворд.(кто угадал выходит и пишет ответ)
1.В какой город отправили учиться Ломоносова, как одного из лучших учеников? ( Петербург)
2. Кто был его первым учителем? (Дьячок)
3. Кем был его отец? (рыбак)
4. В какой академии наук началась его работа, по возвращению на родину? (петербургской)
5.В какой стране за границей учился Ломоносов? (Германия)
6. Около какого города родился Ломоносов? (Холмогоры)
7. Ломоносов был выдающимся…. ( химик, физик)
8. Он открыл атмосферу на планете? (Венера)
9. Судно Ломоносова? (Чайка).
- И так какое слово получилось в выделенных клетках? (Екатерина)
- Молодцы!
Слушают.
Разгадывают, отвечают на вопросы.
Выходят, пишут правильный ответ на доске.
Читают все вместе ключевое слово.
3. Самоопределения к деятельности.
4. Работа по теме.
5.Физкультминутка.
-Мы продолжаем говорить об известных личностях в истории нашей страны. Это личности правителей, ученых, военных. Сегодня мы подходим к концу XVIII века и на уроке откроем еще одну страницу истории Отечества. В это время в стране правила Екатерина Великая. Мы узнаем, как жила страна в период ее правления и познакомимся с выдающимися военачальниками той эпохи.
- Ребята, на ваших столах лежит отрывок стихотворения Г.Державина «Видение Мурзы». Прочитайте его.
Виденье я узрел чудесно:
Сошла со облаков жена,
Сошла и жрицей очутилась
Или богиней предо мной.
Одежда белая струилась
На ней серебряной волной…
Простертой на алтарь рукою
На жертвенном она жару,
Сжигая маки благовонны,
Служила вышню божеству.
- Как вы думаете кому было посвящено это стихотворение?(ответы)
- Правильно Екатерине Великой. Ребят, а как представлена перед нами императрица? (жрицей, богиней). А одежда какая? (белая струилась)
Работа с картиной.
Демонстрация репродукции картины Д.Г.Левицкого «Екатерина II-законодательница в храме Богини Правосудия»(1783 год)
- Рассмотрите репродукцию картины. Эта картина похожа с нашим стихотворением?
- Императрица представлена в строгом белом платье в храме Богини Правосудия Фемиды. Стоя на покрытом ковром возвышении, она сжигает на алтаре маковые цветы, которые согласно античной традиции считались символом покоя. Тем самым она как бы жертвует собственным покоем ради процветания Отечества. Правление мудрого монарха приносит свои плоды: книги и орел с оливковой ветвью в клюве у ног Екатерины олицетворяют просвещенную, сильную и мудрую Россию. Если мы будем внимательны, то заметим, что круглом пьедестале статуи Фемиды помещен рельеф-профиль греческого мудреца Соломона. Не намек ли это на мудрость российской правительницы? Левицкий пишет портрет в спокойной холодной гамме зеленовато-оливковых тонов, отвечающих как рациональности воплощенной идеи, так и пластической четкости живописи. Успех этого полотна был велик.
Беседа:
-Екатерина Великая по происхождению была немецкой принцессой Софией Августой Фредерикой. В 15 лет ее выдали замуж за наследника Российского престола Петра Федоровича. До своего правления она прожила в России 18 лет, приняла православие, выучила русский язык, историю и обычаи страны. Екатерина любила читать и писать. Без книги не могла обойтись точно так же, как Петр I без топора. Она читала книги на разных языках и сама много писала. Ею были сочинены сказки и комедии для постановок в театре.
- После Петра I в России царствовала Екатерина II. Кем она была про происхождению? (немецкой принцессой)
- Верно. В 14 лет она переехала в Россию. В это время царствовала Елизавета Петровна. Острый и живой ум, красота немецкой принцессы обратили на себя внимания императрицы. После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина сделалась императрицей. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближенных. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя «Как бы поступил в таком случаи Петр?». Екатерина царствовала 34 года. Все время царствования наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями. Поэтому история дала ей имя Великой. 
Работа по учебнику:
- Откройте учебник и прочитайте тест на стр.105-106. Читать будем по цепочке, по абзацу.
- Продолжательница дел Петра Первого стала?(Екатерина Вторая)
- Какие качества имела Екатерина Вторая?(умна, сильный характер, трудолюбие, образованная, дар выбирать себе помощников и советников)
- Что в городах по приказу императрицы появились?(народные училища, воспитательный дом)
- Ребята, теперь мы с вами отправляемся в самый красивы город Санкт-Петербург.
- Прочитайте в учебнике страницу 106-107.
- На Сенатской площади вознесся?(Медный всадник)
- Ребята, посмотрите какие мосты были в Санкт-Петербурге(показываю мосты)
- Ребят, а кто то и вас был в Санкт-Петербурге?(ответы)
- Набережная, на которой стоит Зимний дворец, называется Дворцовой. Это огромное нарядное здание построено архитектором Франческо Бартоломео Растрелли для дочери Петра – императрицы Елизаветы Петровны. Правда, пожить в нём она так и не успела. При Елизавете Петровне Россия стала могучей державой. В Петербурге жили посланники многих иностранных правителей. Главная парадная лестница дворца называется Посольской, а парадный подъезд – Иорданским. Посольская – потому, что по этой лестнице входили послы иностранных государств. А Иорданский подъезд назван так, потому что Рождество напротив него во льду вырубалось Иорданская Купель, в день Рождества её освещали, а потом в неё окунались все желающие.
– А что в наши дни находится в Зимнем дворце? (Эрмитаж)Это один из крупнейших в мире музеев. В нём хранится огромное число экспонатов: от глубокой древности до наших дней. Но только небольшая часть экспонируется в четырёх зданиях: Зимнем дворце, Малом, Старом и Новом Эрмитаже. А ещё там есть пятое здание – Эрмитажный театр, где при Екатерине давали спектакли для двора, а теперь бывают лекции и концерты.
- Теперь давайте посмотрим как жили дворяне и крестьяне при Екатерине Второй. Прочитайте в учебнике станицу 107-108.
- А кто такие дворяне? Так как же им жилось?
- А крепостные крестьяне кто это? А им как жилось?
Включаю аудиозапись, показываю движения. Слушают.
слушают
Слушают и смотрят иллюстрацию.
Отвечают на вопросы.
Слушают и смотрят.
Читают.
Отвечают на вопросы.
Читают.
Слушают.
Читают.
Повторяют движения.
6.Продолжение работы по теме. - В честь в Петербурге был поставлен памятник(показываю иллюстрацию памятника) Самыми значительными людьми при императрице поэт Гаврила Романович Державин, Алексей Григорьевич Орлов, Григорий Александрович Потемкин, Петр Александрович Румянцев, Александр Васильевич Суворов и Федор Федорович Ушаков.(показ иллюстраций) Об последних мы поговорим подробнее ребята расскажут нам о Суворове и Ушакове. С именем каждого из них связаны великие дела.
- Молодцы.
Работа по учебнику.
- Прочитайте текст на странице 108-110.
- На каких морях утвердилась Екатерина?(Азовское и Черное)
- Назовите личные качества военачальников? (Мужество, решимость, бесстрашие, преданность родине).
- В каком году Суворов одержал одну из самых знаменитых побед «Взятие Измаила»?(в 1790 году)
- Сколько дней длилось приготовления к штурму?(6 дней)
- Обстрел Измаила продолжался?( весь день и всю ночь)
- Молодцы, а теперь выполните задание № 2 на странице 38. Что вам известно об истории этого памятника? (ответы учащихся: он был построен Екатериной II Петру I ).
- А кто то еще знает про памятник? Не знаете? Тогда сейчас мы с вами разделимся на группы. Ваша задача прочитать свой текст на листочке и рассказать его своей группе.
- За что был поставлен памятник Петру Первому?(за труды на пользу России)
- Что находится под ногами коня?(змея)
- Из чего был высечен постамент?(Гром-камень)
- Назовите скульптора статуи? Кто помогал ему?(Етьен Морис Фальконе, Мари Ани Колло, Федор Гордеев, Юрий Фельтен)
- У меня на доске написаны события, которые произошли при Петре I и при Екатерине II. Соотнесите события.
-В рабочей тетради на странице 40 выполните задание № 4. Смотрят иллюстрации.
Выходят и рассказывают.
Читают.
Отвечают на вопросы.
Выполняют задание в рабочей тетради.
Работа в группе.
Выполняют задание у доски.
Выполняют задание.
7. Закрепление пройденного материала. Рефлексия.
- Открываем рабочую тетрадь на странице 64 и выполняем тест. Передаем рабочие тетради с задних парт на первые. Я проверю и поставлю вам оценки.
- Чем отличалась Екатерина?
- Какой редкий дар был у Екатерины?
- Какие изменения произошли в Санкт-Петербурге при Екатерине Великой?
- Справедливо ли Екатерину Вторую называют Великой?
Что нового вы узнали на уроке? Выполняют задание.
Отвечают на вопросы.
8.Домашнее задание
- прочитать текст(105-110), ответить на вопросы « Проверь себя». Урок окончен всем спасибо. Записывают д/з в дневник.
Медный всадник
За труды на пользу России был поставлен Петру Великому памятник, который называют Медным всадником. Могучий всадник простирает руку над своей столицей. Змея под ногами коня – это иносказание: так на языке скульптуры обозначена, что Петр I раздавил всех врагов в России. Петр в плаще с лавровом венком на голове. Фигура коня стоит на трех точках опоры, она обрела устойчивость только благодаря тому, что передняя часть коня выполнена более тонкой и потому она более легкая.
А знаете что еще примечательно в этом памятнике? Его постамент. Он высечен из Гром-камня.(Его расколола молния). Это была целая скала, которую нашли в Лахте и с огромным трудом перевезли в Петербург. Обработку камня начали еще в лесу. Потом сделали огромные, отбитые медью желоба. В два параллельных желоба через определенные промежутки пускали бронзовые шары - на них находился сам камень.
Статую создал гениальный французский скульптор Етьен Морис Фальконе. Под его руководством ее и отливали. Только голова у него не получалась, и он поручил вылепить своей ученице Мари Ани Колло. А русский скульптор Федор Гордеев лепил перед отливкой змею, проект установки разработал архитектор Юрий Фельтен.
Неизвестные наездники позировали скульптору, сотни раз взлетая на коне на специально сооруженный помост. Фальконе хотел создать памятник не властителю, а просвещенному герою – ему и конь нужен был героический, благородный. Моделью Фальконе служили сразу два коня из придворных конюшен – Бриллиант и Каприз. Кстати, и сама не только платила деньги: она обсуждала многие детали монумента со скульптором и сочинила надпись: PETRO primo – CATHARINA secunda. «Петру Первому – Екатерина последующая», потому что императрице очень важно было доказать, что она – последовательница Петра.
Медный всадник
За труды на пользу России был поставлен Петру Великому памятник, который называют Медным всадником. Могучий всадник простирает руку над своей столицей. Змея под ногами коня – это иносказание: так на языке скульптуры обозначена, что Петр I раздавил всех врагов в России. Петр в плаще с лавровом венком на голове. Фигура коня стоит на трех точках опоры, она обрела устойчивость только благодаря тому, что передняя часть коня выполнена более тонкой и потому она более легкая.
А знаете что еще примечательно в этом памятнике? Его постамент. Он высечен из Гром-камня.(Его расколола молния). Это была целая скала, которую нашли в Лахте и с огромным трудом перевезли в Петербург. Обработку камня начали еще в лесу. Потом сделали огромные, отбитые медью желоба. В два параллельных желоба через определенные промежутки пускали бронзовые шары - на них находился сам камень.
Статую создал гениальный французский скульптор Етьен Морис Фальконе. Под его руководством ее и отливали. Только голова у него не получалась, и он поручил вылепить своей ученице Мари Ани Колло. А русский скульптор Федор Гордеев лепил перед отливкой змею, проект установки разработал архитектор Юрий Фельтен.
Неизвестные наездники позировали скульптору, сотни раз взлетая на коне на специально сооруженный помост. Фальконе хотел создать памятник не властителю, а просвещенному герою – ему и конь нужен был героический, благородный. Моделью Фальконе служили сразу два коня из придворных конюшен – Бриллиант и Каприз. Кстати, и сама не только платила деньги: она обсуждала многие детали монумента со скульптором и сочинила надпись: PETRO primo – CATHARINA secunda. «Петру Первому – Екатерина последующая», потому что императрице очень важно было доказать, что она – последовательница Петра.
Медный всадник
За труды на пользу России был поставлен Петру Великому памятник, который называют Медным всадником. Могучий всадник простирает руку над своей столицей. Змея под ногами коня – это иносказание: так на языке скульптуры обозначена, что Петр I раздавил всех врагов в России. Петр в плаще с лавровом венком на голове. Фигура коня стоит на трех точках опоры, она обрела устойчивость только благодаря тому, что передняя часть коня выполнена более тонкой и потому она более легкая.
А знаете что еще примечательно в этом памятнике? Его постамент. Он высечен из Гром-камня.(Его расколола молния). Это была целая скала, которую нашли в Лахте и с огромным трудом перевезли в Петербург. Обработку камня начали еще в лесу. Потом сделали огромные, отбитые медью желоба. В два параллельных желоба через определенные промежутки пускали бронзовые шары - на них находился сам камень.
Статую создал гениальный французский скульптор Етьен Морис Фальконе. Под его руководством ее и отливали. Только голова у него не получалась, и он поручил вылепить своей ученице Мари Ани Колло. А русский скульптор Федор Гордеев лепил перед отливкой змею, проект установки разработал архитектор Юрий Фельтен.
Неизвестные наездники позировали скульптору, сотни раз взлетая на коне на специально сооруженный помост. Фальконе хотел создать памятник не властителю, а просвещенному герою – ему и конь нужен был героический, благородный. Моделью Фальконе служили сразу два коня из придворных конюшен – Бриллиант и Каприз. Кстати, и сама не только платила деньги: она обсуждала многие детали монумента со скульптором и сочинила надпись: PETRO primo – CATHARINA secunda. «Петру Первому – Екатерина последующая», потому что императрице очень важно было доказать, что она – последовательница Петра.
Медный всадник
За труды на пользу России был поставлен Петру Великому памятник, который называют Медным всадником. Могучий всадник простирает руку над своей столицей. Змея под ногами коня – это иносказание: так на языке скульптуры обозначена, что Петр I раздавил всех врагов в России. Петр в плаще с лавровом венком на голове. Фигура коня стоит на трех точках опоры, она обрела устойчивость только благодаря тому, что передняя часть коня выполнена более тонкой и потому она более легкая.
А знаете что еще примечательно в этом памятнике? Его постамент. Он высечен из Гром-камня.(Его расколола молния). Это была целая скала, которую нашли в Лахте и с огромным трудом перевезли в Петербург. Обработку камня начали еще в лесу. Потом сделали огромные, отбитые медью желоба. В два параллельных желоба через определенные промежутки пускали бронзовые шары - на них находился сам камень.
Статую создал гениальный французский скульптор Етьен Морис Фальконе. Под его руководством ее и отливали. Только голова у него не получалась, и он поручил вылепить своей ученице Мари Ани Колло. А русский скульптор Федор Гордеев лепил перед отливкой змею, проект установки разработал архитектор Юрий Фельтен.
Неизвестные наездники позировали скульптору, сотни раз взлетая на коне на специально сооруженный помост. Фальконе хотел создать памятник не властителю, а просвещенному герою – ему и конь нужен был героический, благородный. Моделью Фальконе служили сразу два коня из придворных конюшен – Бриллиант и Каприз. Кстати, и сама не только платила деньги: она обсуждала многие детали монумента со скульптором и сочинила надпись: PETRO primo – CATHARINA secunda. «Петру Первому – Екатерина последующая», потому что императрице очень важно было доказать, что она – последовательница Петра.
Медный всадник
За труды на пользу России был поставлен Петру Великому памятник, который называют Медным всадником. Могучий всадник простирает руку над своей столицей. Змея под ногами коня – это иносказание: так на языке скульптуры обозначена, что Петр I раздавил всех врагов в России. Петр в плаще с лавровом венком на голове. Фигура коня стоит на трех точках опоры, она обрела устойчивость только благодаря тому, что передняя часть коня выполнена более тонкой и потому она более легкая.
А знаете что еще примечательно в этом памятнике? Его постамент. Он высечен из Гром-камня.(Его расколола молния). Это была целая скала, которую нашли в Лахте и с огромным трудом перевезли в Петербург. Обработку камня начали еще в лесу. Потом сделали огромные, отбитые медью желоба. В два параллельных желоба через определенные промежутки пускали бронзовые шары - на них находился сам камень.
Статую создал гениальный французский скульптор Етьен Морис Фальконе. Под его руководством ее и отливали. Только голова у него не получалась, и он поручил вылепить своей ученице Мари Ани Колло. А русский скульптор Федор Гордеев лепил перед отливкой змею, проект установки разработал архитектор Юрий Фельтен.
Неизвестные наездники позировали скульптору, сотни раз взлетая на коне на специально сооруженный помост. Фальконе хотел создать памятник не властителю, а просвещенному герою – ему и конь нужен был героический, благородный. Моделью Фальконе служили сразу два коня из придворных конюшен – Бриллиант и Каприз. Кстати, и сама не только платила деньги: она обсуждала многие детали монумента со скульптором и сочинила надпись: PETRO primo – CATHARINA secunda. «Петру Первому – Екатерина последующая», потому что императрице очень важно было доказать, что она – последовательница Петра.
Медный всадник
За труды на пользу России был поставлен Петру Великому памятник, который называют Медным всадником. Могучий всадник простирает руку над своей столицей. Змея под ногами коня – это иносказание: так на языке скульптуры обозначена, что Петр I раздавил всех врагов в России. Петр в плаще с лавровом венком на голове. Фигура коня стоит на трех точках опоры, она обрела устойчивость только благодаря тому, что передняя часть коня выполнена более тонкой и потому она более легкая.
А знаете что еще примечательно в этом памятнике? Его постамент. Он высечен из Гром-камня.(Его расколола молния). Это была целая скала, которую нашли в Лахте и с огромным трудом перевезли в Петербург. Обработку камня начали еще в лесу. Потом сделали огромные, отбитые медью желоба. В два параллельных желоба через определенные промежутки пускали бронзовые шары - на них находился сам камень.
Статую создал гениальный французский скульптор Етьен Морис Фальконе. Под его руководством ее и отливали. Только голова у него не получалась, и он поручил вылепить своей ученице Мари Ани Колло. А русский скульптор Федор Гордеев лепил перед отливкой змею, проект установки разработал архитектор Юрий Фельтен.
Неизвестные наездники позировали скульптору, сотни раз взлетая на коне на специально сооруженный помост. Фальконе хотел создать памятник не властителю, а просвещенному герою – ему и конь нужен был героический, благородный. Моделью Фальконе служили сразу два коня из придворных конюшен – Бриллиант и Каприз. Кстати, и сама не только платила деньги: она обсуждала многие детали монумента со скульптором и сочинила надпись: PETRO primo – CATHARINA secunda. «Петру Первому – Екатерина последующая», потому что императрице очень важно было доказать, что она – последовательница Петра.
Медный всадник
За труды на пользу России был поставлен Петру Великому памятник, который называют Медным всадником. Могучий всадник простирает руку над своей столицей. Змея под ногами коня – это иносказание: так на языке скульптуры обозначена, что Петр I раздавил всех врагов в России. Петр в плаще с лавровом венком на голове. Фигура коня стоит на трех точках опоры, она обрела устойчивость только благодаря тому, что передняя часть коня выполнена более тонкой и потому она более легкая.
А знаете что еще примечательно в этом памятнике? Его постамент. Он высечен из Гром-камня.(Его расколола молния). Это была целая скала, которую нашли в Лахте и с огромным трудом перевезли в Петербург. Обработку камня начали еще в лесу. Потом сделали огромные, отбитые медью желоба. В два параллельных желоба через определенные промежутки пускали бронзовые шары - на них находился сам камень.
Статую создал гениальный французский скульптор Етьен Морис Фальконе. Под его руководством ее и отливали. Только голова у него не получалась, и он поручил вылепить своей ученице Мари Ани Колло. А русский скульптор Федор Гордеев лепил перед отливкой змею, проект установки разработал архитектор Юрий Фельтен.
Неизвестные наездники позировали скульптору, сотни раз взлетая на коне на специально сооруженный помост. Фальконе хотел создать памятник не властителю, а просвещенному герою – ему и конь нужен был героический, благородный. Моделью Фальконе служили сразу два коня из придворных конюшен – Бриллиант и Каприз. Кстати, и сама не только платила деньги: она обсуждала многие детали монумента со скульптором и сочинила надпись: PETRO primo – CATHARINA secunda. «Петру Первому – Екатерина последующая», потому что императрице очень важно было доказать, что она – последовательница Петра.
Федор Федорович Ушаков, флотоводец, адмирал, один из создателей Черноморского флота и с 1790 года его главнокомандующий. Работал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении. Он успешно провел Средиземноморский поход российского флота во время войны против Франции.
Александр Васильевич Суворов. В 1729 году в семье офицера Василия Суворова родился сын. Мальчик был хилым и болезненным, но с ранних лет мечтал лишь об одном – служить в армии и стать полководцем. Отец не верил, что Александру удастся вынести тяготы и лишения военной службы – уж слишком слаб он был здоровьем. Но в 15 лет Александр Суворов поступил в военную школу. Десять лет он прослужил простым солдатом, а в 1754 годы был произведен в офицеры.
Суворов изнутри знал солдатскую службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. Они платили ему за это любовью и уважением. Прямой и честный характер Суворова не позволял ему склонить голову даже перед императорами. В 1799 году Суворов стал генералиссимусом – это высшее воинское звание в русской армии. Умер Суворов в 1800 году. А после него, кроме памяти о трудных походах и замечательных победах, осталась книга «Наука побеждать»