статья Использование субъектного опыта ученика в реализации личностно-ориентированного обучения на уроках биологии


Анастасия Евгеньевна Мальцева,учитель биологии МБОУ «Гимназия № 123» г. БарнаулРОЛЬ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧЕНИКА В ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Опыт — полезный подарок, которым никогда не пользуются. (Жюль Ренар) Еще с середины XX века получает распространение новое направление - гуманистическая психология, главной ценностью которой, является прежде всего внимание к внутреннему миру ребенка, развитие личности ученика путем учения, а также поиск новых методов, форм и средств обучения. Знаменитый представитель гуманистической психологии Карл Роджерс  Одной из таких форм становится все более популярное в настоящее время в научной и педагогической среде - личностно-ориентированное обучение Чем это обусловлено:во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме; во-вторых, современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися; в-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых. Результаты социологического опроса учащихся гимназии 123«Учитель-тиран»«Учитель-стандарт»«Учитель-друг» Принцип «развивающей помощи»Он состоит в том, чтобы не указывать человеку, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя и разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтобы он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них. ЦЕЛЬ личностно-ориентированного обучения:Выявление «субъектного опыта» каждого ученика и оказание психолого-педагогической помощи в становлении его индивидуальности, в жизненном самоопределении и самореализации. Термин «субъектный опыт» означает опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком внутри и вне школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. Научная информация дается через содержание учебного материала. При усвоении этой информации ученик «пропускает» ее через свой «субъектный опыт» и превращает в индвидуальное знание. Но и учитель, сообщая научную информацию, выражает своё отношение к ее содержанию, использует собственный «субъективный опыт». Т.о. происходит сложное согласование двух равноправных носителей знания – ученика и учителя. Успеха сможет добиться только тот учитель, который сумеет установить контакт с детьми, основанный на доверии, взаимопонимании, любви и дружбе.