В гостях у его Величества Слова (Урок-игра в 6 классе по теме Лексика и фразеология)

Открытый урок по теме
«В гостях у Его Величества Слова»
6 класс

Цель урока – повторить и систематизировать изученную информацию по теме «Лексикология и фразеология».

Задачи:

1. обучающие: повторить материал, изученный по заявленной теме, тренировать различение омонимов и многозначных слов, закрепить навыки работы со словарями, познакомить с диалектизмами Тульской области; отработать навыки, необходимые для успешного выполнения контрольной работы;

2. коррекционно-развивающие: формировать умение использовать в речи синонимы и антонимы, оттачивать навыки составления текста с заданными параметрами, формировать навыки поискового чтения и редактирования, анализировать предложенные высказывания; развивать абстрактно-логическое мышление; развивать выразительность речи;

3. воспитательные: развивать культуру речи, формировать чувство ответственности за результаты своего труда, формировать умение работать в команде, воспитывать положительное отношение к знаниям и интерес к изучению русского языка; дать возможность раскрыть ребятам актерский талант.

Форма проведения: урок-игра, урок-путешествие.
Тип урока: урок повторения и систематизации знаний.

Ход мероприятия

I. Организационный момент. Приветствие.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: урок-путешествие и одновременно урок-игра.

II. Актуализация знаний.
Эпиграфом к нашему уроку будут слова А.А.Ахматовой:
Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль,
И долговечней царственное Слово.
Какова основная мысль этих строк? Правильно, все в мире исчезает и рушится, и только Слово – вечно. Так к кому мы отправимся сегодня в гости?
Мы отправимся в гости к Его Величеству Слову. В какой стране живет его величество? В стране Лексикологии.
Записываем в тетради число Тему
Чтобы нам к Слову добраться, сначала нужно изучить маршрут!

III. Объявление целей урока (маршрут).
Начало нашего пути – деревня Повторение. Мы вспомним то, что узнали о Слове в 5 классе, а также проверим домашнее задание. На станции необщеупотребительных слов вспомним о диалектизмах, жаргонизмах и профессионализмах. На станции устаревших слов «окунемся» в наше прошлое, попробовав определить значение слова. В городе Значений поработаем со словарем, попробуем проявить свои актерские способности. А в замке Его Величества Слова решим, так ли хорошо мы знаем Тему «Лексикология и Фразеология». Итак, в путь!

IV. Представление команд (команда № 1 и команда №2).

V. Повторение изученного. Проверка домашнего задания.
- Что такое синонимы? Замените в тексте как можно больше слов их синонимами:
На заре еще дул свежий ветер. Птицы задорно щебетали, не чувствуя приближения осени. Погода стояла великолепная.

- Что такое антонимы? Подберите антонимы в зависимости от контекста: свежий (журнал, хлеб), короткая (память, веревка), легкий (ветерок, портфель).


Что помогло Вам выполнить домашнее задание?
С какими словами вы столкнулись при выполнении задания?
Проверим домашнее задание.
Какую главу нельзя прочитать?(главу церкви, главу города - омоним)
Чью шапку не наденешь набекрень?(шапку статьи, многозначное слово)
В каком классе нет списка учеников?(в математическом классе, в классе-кабинете – многозначное; в общественном сословии - омоним)
В какой розетке нет электричества?(в фарфоровой розетке, в тканевой розетке - многозначное).

VI. Повторение изученного и новый материал (региональный компонент). Запись в тетрадь.
Какие слова мы называем необщеупотребительными?
На какие группы делится такая лексика?
Что такое диалектизм?
Перед вами фразеологизмы Тульской области. Все они обозначают продукты питания, любимые вами. Попробуйте отгадать, что здесь!
Барабошки – картофель, жамки – пряники, шанюшки – печенье, манульки – конфетки, грызные – орехи.

VII. Повторение изученного и формирование навыков редактирования и составления связного текста.
Что такое профессионализм?
Расскажите о враче и художнике, используя минимум три профессионализма.

Что такое жаргон? Эмоционально окрашенные слова?
Прочитайте текст и замените жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова общеупотребительными синонимами нейтральной окраски.

Мама с сыном разговаривают в вагоне:
- Сынок, ты справился с тестом по математике?
- Нет, мамуль, опять срезался. Я в точных науках не шарю.
- Ох и лодырь ты!.. Я уж и не чаю, что ты когда-нибудь соизволишь учиться!
- Не дрейфи, батя мне поможет.

Физкультурная минутка
Вышла мышка,
Вышла мышка как - то раз (ходьба на месте)
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо)
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони)
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук - «дернули за гири»)
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой)
Убежали мышки вон (глубоко вдохнуть и сесть).

VIII. Повторение изученного и формирование навыков сопоставления слов по значению.
Почему «стареют» слова?
Какие группы устаревших слов вы знаете? Приведите примеры.
Какие слова приходят на смену устаревшим?
Замените современные слова устаревшими синонимами:
Гувернер – воспитатель – бэбиситтер
Насущный – важный – актуальный
Барышник – продавец – менеджер
Созидание – творчество – креатив.
IX. Работа со словарем. Классификация. Запись в тетрадь.
Определите, где слова русские, а где заимствованные:
Школа, ромашка, витамин (заимст.), басня, решето, ведьма (рус.)
- Какими словарями вы пользовались?


X. Повторение изученного по теме «Фразеология». Задания, развивающие мышление. Инсценирование.
В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?
Есть ли глаза у правды?
Какого цвета бывает тоска?
За него никто не тянет, а на нем многое вертится, зато держать его надо за зубами!
На нем можно что-то зарубить; если его не держат по ветру, то можно с ним и остаться.
Что от страха в пятки убегает?
Команда №1 – изобразить фразеологизмы «кусать локти», «обвести вокруг пальца» (работа в парах).
Команда №2 – изобразить фразеологизмы «водить за нос», «уши развесить» (работа в парах).


XI. Систематизация (кроссворд).
 
с
л
о
в
о
 



 
а
р
х
а
и
з
м
 


ж
а
р
г
о
н
 


 
д
и
а
л
е
к
т
и
з
м

л
е
к
с
и
к
а
 


 
а
н
т
о
н
и
м



 
н
е
о
л
о
г
и
з
м



Оно не воробей, вылетит – не поймаешь.
Ланиты, очи, барышник, князь – это все...
Как называется лексика, которая употребляется только в определенном кругу людей (среди молодежи, например)?
Какая группа слов в словаре имеет пометку «обл.», «мест.»?
Как иначе назвать словарный запас языка?
Слова, противоположные по значению, называются
Новые слова в языке – это

XII. Подведение итогов. Рефлексия. Запись в тетрадь.
Итак, мы добрались до покоев Его Величества. Что же он нам скажет?
Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа
- Результатом чего является слово?
- Что отражается в слове?
- Сделайте вывод о том, как мы должны относится к величайшему дару языка – Слову
- Ребята, готовы ли вы к контрольной работе? Все ли вам ясно?
Итак, а теперь подсчитаем баллы. Победила команда Ей мы вручаем сладкий пряник, а проигравшим – конфеты.


XIII. Объявление домашнего задания: подготовиться к контрольной работе, на стр.50 ответить на вопросы 1-8.

XIV. Объявление отметок.
XV. Организационный момент (выставление отметок в журнал и дневники). Прощание.