Конспект урока по познанию мира Роль растений в жизни животных


«Цели обучения - успешный урок»
Кунарбаева Динара Ильдаровна 2 категория , стаж 4 года
Учитель начальных классов
урок Познания мира 1 класс «В»
КГУ «Гимназия №2» акимата г.Рудноготелефон:+77774121255
почта: Solnca_luch2011@mail.ruПояснительная записка
Тема урока: Значение растений в жизни человека
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цели:
1.Изучить роль растений в жизни человека
2. Рассмотреть основные экологические правила поведения в природе
Критерии успеха:
Я знаю, необходимые условия для роста растений
Я знаю, основные правила поведения на природе, чтобы не навредить растениям
Я могу, объяснить какую пользу приносят растения людям
Методологическая база:
-Государственного общеобязательного стандарта начального, основного среднего, общего среднего образования РК, утвержденного постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года № 1080,
-Учебной программой для средней школы, утвержденным приказом Министра образования и науки РК № 115 от 3 апреля 2013 года.
-Инструктивно-методического письма на 2014 – 2015 учебный год протокол № 5 от 26 июня 2014 года.
- «Познание мира» 1 класс /«Алматыкiтап », 2012
-Руководство для учителя/АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»,2012
В основе урока объедение идеи семи модулей
Школа КГУ «Гимназия№2»
акимата г.РудногоПредмет Познание мира
Класс 1 «в»
Учитель Кунарбаева Динара ИльдаровнаТема Значение растений в жизни человека
Предварительные знания Группы растений, размножение растений, роль растений в жизни животных
Цели:
1.Изучить роль растений в жизни человека
2 Рассмотреть основные экологические правила поведения в природе
Критерии успеха:
Я знаю, необходимые условия для роста растений
Я знаю, основные правила поведения на природе, чтобы не навредить растениям
Я могу, объяснить какую пользу приносят растения людям
Орг.момент активити (преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников , новые подходы в обучении)
На уроке пользуемся техникой «светофор»
Актуализация знаний (новые подходы в обучении, критическое мышление, лидерство, коллаборативная среда, работа с одаренными, критериальное оценивание )А)
- Как по внешнему виду можно разделить растения? (На деревья, кустарники и травы)
- Что вы можете рассказать о деревьях? Кустарниках? Травянистых растениях?
Б)
- Какие условия нужны для жизни растений на земле?
- Игра «Стоит сказать, что расшифруй слова»
лотепщапитевснегиэря(тепло, пища, свет, энергия)
- Почему растения не могут жить без солнечного света?
- Многие растения, такие, как морковь, лук, картофель, накапливают энергию в корнях, клубнях, луковицах.
3Изучение нового материала
Презентация (ИКТ)
- Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? (критическое мышление)
- Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на планете Земля.
- Важно сказать, что для чего нам, людям, растения?
Разделитесь на 4 группы ( собрать разрезанное растение)
Составление кластера. « Роль растений в жизни человека» (критическое мышление, лидерство, работа с одаренными и талантливыми, коллаборативная среда,саморегуляция, оценивание,ИКТ)
-Природа дает нам пищу, одежду, жилье. Человек не может жить без пищи, а пищу дают нам растения и животные. Не стоит забывать, что люди не могут жить без мебели и посуды. Материал для изготовления их получаем в природе. Из земли добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древеϲᴎну, пушнину, грибы, ягоды. Из листьев растений выделяется кислород. Есть много лекарственных растений.
4.Физминутка
5.Закрепление изученного
Задание на критическое мышление:
Подумайте в группах
-Cорванные растения быстро вянут. Человек их выбрасывает. Копая картофель, многие ребята бросаются им друг в друга.
-Водитель везет зерно в кузове машины. В небольшую щель оно сыплется. Потеря почти не заметна.
Может быть, действительно, можно обойтись без растений?
Составляем вместе “Правила друзей природы”.
– Давайте выработаем с вами правила поведения на природе, чтобы не навредить растениям.
- Перед вами запрещающие знаки.
А) Не рви цветы.
Б) Правильно собирай лекарственные растения.
В) Не вытаптывай траву и почву.
Г) Не ломай ветки.
Д) Не повреди кору деревьев
Проверьте теперь все ли ,вы, указали в своем кластере в начале урока. Защита кластера. (критическое мышление, лидерство, работа с одаренными и талантливыми, коллаборативная среда, оценивание)
Критерии оценивая составляем вместе с обучающимися
Выводим баллы
У каждого из вас есть жетоны. Проголосуйте за того спикера, выступление которого понравилось вам.
6. Д/з с.25 читать
подготовить сообщения о лекарственных растениях по желанию (работа с одаренными и талантливыми)
7.Итог урока
Рефлексия
Смайлики Шкала оценивания
Формативное оценивание
Формативное взаимоцениваниеФормативное оценивание
Суммативное взаимооцениваниевремя3 мин
7 мин17 мин
2 мин
10 мин
мин2 мин
Анализ урока познания мира в 1 «В» классе по теме «Значение растений в жизни человека»
Перед собой я поставила цель: пронести идеи всех семи модулей через все этапы урока. Все задания были составлены с учётом возрастных особенностей учащихся. При составлении плана урока на каждом из этапов старалась использовать ключевые вопросы с целью развития у обучающихся мышления более высокого уровня.
Для успешного и комфортного проведения урока важен доброжелательный психологический климат. Поэтому урок начала с тренинга «Улыбка». На протяжении всех последовательно запланированных уроков, я использовала технику «Светофор», она помогает отслеживать степень выполнения задания, и при необходимости оказания помощи с моей стороны. Поэтому на столе у каждой группы лежат сигнальные карточки: красные, жёлтые и зеленые. По ходу урока учащиеся нередко прибегают к использованию этой техники.
365760259080000Для введения учащихся в тему урока, поставила проблему: Как вы думаете, могли бы люди жить без растений? Важно сказать, что для чего нам, людям, растения? такие вопросы развивают критическое мышление, идет обсуждение и диалог.
117157569215фото 1
фото 1
Для того, чтобы все обучающиеся попробовали ответить на эти вопросы, разделила класс на четыре группы, используя прием «разрезание открытки», благодаря ему обучающиеся не независимо от своих предпочтений делились на группы.
На этапе изучения нового материала была показана презентация по этой теме, после этого все группы получили задание составить кластер « Роль растений в жизни человека»(фото 1).
419100761047500Это задание направлено на создание коллаборативной среды, развития критического мышления ведь все группы подошли к выполнению этой работы со своими идеями и размышлениями. При работе в группах многие обучающиеся берут на себя роль лидеров, проявляется саморегуляция, обучающиеся владеющие в большей мере знаниями нередко становятся лидерами, и за ними «тянутся» другие идет работа с талантливыми и одаренными детьми. В силу возрастных особенностей первоклашек, не у всех еще до конца сложилось умение понятно и чётко формулировать свои мысли. Только, после нескольких наводящих мною фраз, ребята начинают формулировать свои мысли. Поэтому важно вовлекать каждого в процесс познания и самопознания. (фото 2)
Для снятия напряжения, улучшения настроения и сохранения осанки провела физминутку. Это еще один из приемов для сплочения и создания коллаборативной среды.
На этапе заключения изученного после составления кластера, обучающиеся получили задание по группам: составить «Правила друзей природы».
1285875423545фото 2
0фото 2
Сначала правила составляли в группе обсуждали, аргументировали свои предложения и идеи, потом выбирали представителя от группы и он ходил по часовой стрелке, по другим группам, для создания более полного, всеохватывающего материала для выполнения задания. Благодаря этой стратегии идет создание коллаборативной среды, развитие критического мышления, лидерских качеств, креативные и нестандартные решения помогают выявить и развить одарённых и талантливых. В итоге все спикеры от группы возвращаются в свои группы, и таким образом происходит интерактивное обучение и все обучающиеся получили и обменялись идеями и знаниями между собой, идет вовлечение всех в обучение. Вернувшись в «родные» группы , обучающиеся обсудили , что им предложили другие , дали формативное оценивание их действиям. Следующее задание было направлено на проверку своих кластеров, всё ли они включили в него, чем дополнили их другие группы, теперь владея знаниями, полученными в течении урока, они могут формативно взаимоценить свою работу. И если, что-то упустили выполняют коррекцию своего кластера.
Для защиты кластера группа совместно готовит выступающего спикера. Для защиты презентаций обучающихся, формативно определяем критерии оценивания. По каким критериям будут ставиться определенные баллы. Суммативное критериальное взаимооценивание позволяет обучающимся чётко видеть, за, что они будут оценены, по каким критериям ставятся баллы. Это задание в перспективе дает толчок в дальнейшем, что обучающиеся получат навык составления критериев и дескрипторов. И в старших классах для них это не составит труда.
По завершению выступления каждой группы идет суммативное критериальное взаимооценивание.
Домашнее задание было дифференцировано: чтение теста в учебнике, пересказ текста, подготовка сообщений о лекарственных растениях. Обучающиеся определяют свой уровень самостоятельно, при этом идет неявное, то, что они учатся оцениванию самих себя. При подведении итогов урока учащиеся определили, достигнуты ли цели урока, которые они сами поставили.
53816251847215фото 3
00фото 3
3795395567182000На этапе рефлексии в завершении урока использовала приём «Смайлики». С помощью этого приёма можно увидеть с каким настроением уходит обучающийся с урока, кому было непонятно или неинтересно, у кого остались вопросы. Как мимика смайликов так и цветовая гамма их, позволит выявить тревожность обучающихся, что немаловажно в этом возрасте. Почти все смайлики были улыбающиеся, но один был грустным, перспектива на следующий урок, чтобы все смайлики были улыбающиеся.
При внедрении новых подходов в обучении у учащиеся проявляют повышенный интерес к обучению, активно участвуют в новых стратегиях. Интерактивное обучение способствует комфортному, благоприятному взаимодействию обучающихся. Работая совместно у них на протяжении всего урока проявляются лидерские качества, саморегуляция. Обучающиеся научились работать в команде, в группе, не боясь высказаться и аргументировать свой ответ, не испытывая при этом дискомфорт. Новые подходы, которые применила в своей практике позволили учащимся моего класса оценивать друг друга не испытывая при этом давления или дискомфорта. Для работы по парам, в группах использовала нестандартные способы выбора обучающихся для совместной работы (разрезание открытки, фломастеры, растения и животные), это позволило увидеть процесс обучения учащихся, которые до этого возможно не совсем часто общались, не было общих интересов. Что удивительно эти обучающиеся после этого стали хорошими товарищами, не замечая в процессе работы, что до этого совсем мало общались.
В дальнейшем я буду использовать и применять идеи программы на своих уроках, они способствуют улучшению процесса обучения и практика это доказало. Я хочу, чтобы мои учащиеся были активными участниками обучения, умели совместно работать и получать знания обучая и взаимообучая друг друга.